Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

28.08  Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Ефес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.

Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофу, Гроб Господень, Гефсиманию, Елеон. Там Она усердно молилась. Иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.

Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери.

Перед кончиной Божия Матерь завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Ее Успения, подобно тому, как это было в день Пятидесятницы, в дом с шумом ворвался вихрь. И этот вихрь принес от концов земли всех апостолов, по одним сказаниям ѕ от двенадцати, по другим ѕ от семидесяти. Некоторые из апостолов к тому времени уже умерли (апостолы Варфоломей, Филипп, Лука, Симон и Фаддей) и были возбуждены Духом Святым для прощания с Божией Матерью. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.

Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

Апостолы провожали глазами уносимую Господом душу Богородицы. От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение пречистого тела из Иерусалима в Гефсиманию. Апостолы Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери. Апостол Петр начал пение псалма "Во исходе Израилеве от Египта", зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа.

Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили "тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни»". Тело Божией Матери было восхищено на небо.

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть, как возвращение земле ее персти, а духа — Богу, "Иже даде его", не коснулась Благодатной. "Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое". Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и "преставилась к Животу", то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, "в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста".

При подготовке материала была использована книга: "Служба на Успение Пресвятыя Богородицы и Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии". Издательство Московской Патриархии, 1998 г.

День Успения Божией Матери (Смерть праведника и смерть грешника)

 

Проповедь на Успение Божией Матери священника Александра Петровича Мраморнова, служившего в 1907-1910 гг. при владыке Гермогене, в 1910-1912 гг. при домовой церкви Саратовского духовного училища, с 1912 — Спасо-Преображенской церкви г. Саратова (с 1917 г. — настоятель).

Пресвятая Дева, Матерь Божия лет пятнадцать или двадцать жила на земле по Вознесении Господа Иисуса Христа на небо. В течение этого времени Она, как странница, горячо желающая возвратиться на родину, готовилась к переходу в горние (небесные) селения. И вот настала пора и Ей, Преблагословенной Всенепорочной Царице Небесной, уплатить долг бренному естеству — умереть.

За три дня до всеблаженной Ее кончины, среди уединенной пламенной молитвы на горе Елеонской Архангел Гавриил возвестил Ей о скором переселении Ее на небо и вручил Ей райскую ветвь.

Владычица Пресвятая Богородица не смутилась, не устрашилась вести о часе смертном, радостная возлегла Она на смертный одр. К одру Ее, по Ее желанию чудесно собрались с разных сторон святые Апостолы для воздания Ей чести при погребении. В 15-й день августа, в три часа дня, когда Пресвятая Дева Мария лежала на одре, в ожидании своей кончины, внезапно заблистал небесный свет Божественной славы, и горевшие в доме свечи потухли. Стоявшие тут Апостолы и прочие люди, увидев это, ужаснулись.

Верх дома как бы исчез, и сошел Сам Иисус Христос, окруженный ангелами, праотцами и пророками и приблизился к Своей Матери. Увидев своего Сына, Святая Матерь обрадовалась; поднявшись с ложа, поклонилась Ему и мирно, безболезненно оставила этот земной мир, вручила Пречистую душу Сыну Своему и Богу. Точно не умерла Она, а только заснула крепким сном, потому что чрез 2-3 дня по кончине воспрянула к бесконечной жизни.

Таким образом, для Пресвятой Богородицы смерть была только переходом к иному бытию, началом новой блаженной жизни, когда Она вошла в постоянное общение с Богом и слава Ее боголепия воссияла богоподобными чудесы (ср.: 15 августа, стихира вторая на "Господи, воззвах").

Из этой истории Успения Божией Матери мы видим, как безмятежно, как без страданий, но с бесконечной радостию преставилась к Богу Владычица наша Пресвятая Богородица. Такова истинно христианская кончина, так сладостна она для чистой души, потому что есть ни что иное, как переход из грешного мира в радость вечного рая. И к каждому праведнику Премилосердный Господь посылает при кончине его святых Ангелов, как это мы видим из притчи о богатом и Лазаре. Каждый праведник не умирает, и как бы из продолжительного странствования возвращается домой на вечный покой. Вспомним, например, кончину праотца Иакова: окружили дети постель его, и благословил он каждого из них, затем лег на постель и неболезненно, мирно перешел в загробный мир, в лучшую небесную жизнь. Это в Ветхом завете, когда смерть не была попрана смертию Христовой. В Новом завете "смерть умертвися и мы ожихом", истинный христианин не умирает, а как бы засыпает. "Дети, — сказал ученикам своим святой Иоанн Богослов, — выройте мне могилу!" Лег в нее и предал свой дух Богу. Предчувствуя свою кончину, святой Димитрий Ростовский призвал певчих и заставил их пропеть некоторые, особенно любимые им церковные песни; затем, отпустив всех, стал на колени пред иконою Спасителя и скончался. Так и всякого праведника смерть честна пред Господом. Все мученики и подвижники доказали эту истину и жизнию, и смертию. Одни из них среди своих подвигов в молитвенном настроении, коленнопреклонные, испускали безмятежно душу. Другие на кострах, в виду обнаженных секир палачей, с веселым лицом славили Христа Господа и радовались своему скорому с Ним соединению. В обычной нашей повседневной жизни можно наблюдать истинно христианскую кончину добрых людей.

Вот приближается кончина человека, который жил и заботился о спасении своей души. Сознает он близость кончины, но убежденный, что по воле Милосердного Отца Небесного она неизбежна, спокойно думает о ней. Правда, жаль ему родных близких, любил он их, тяжела разлука с ними, но он верит, что там, за гробом, в стране живых, опять встретиться с ними. Тело его болит, но страдания его ослабляются сознанием, что эта ветхая храмина телесная необходимо должна разориться, чтобы томящийся в ней бессмертный дух свободно устремился к Тому, Кто есть Источник жизни вечной. Искренним покаянием он очистил греховные язвы. Служитель Божий, пастырь Церкви, отец духовный несет залог жизни вечной — Святые Тайны, причащает, в душу праведного проливает тихую радость — предвкушение радости вечной. И в минуту, когда таинственная смерть уже совершенно дохнет в лице умирающего ледяным дыханием, несомненно, Милосердый взор Спасителя прострется к нему из царства вечности, а небожитель, ангел-хранитель станет у ложа, чтобы за последним вздохом взять верующую и любящую душу и проводит ее в небесные обители.

Не такова кончина грешника.

И в роскошных палатах, на богато убранных ложах умирает он лютою смертию. В страшный и ужасный смертный час злые демоны окружают одр его, со всею силою своего демонского нетерпения ожидая, когда душа оставит тело, чтобы влечь ее в мрачные места ада. Проснется его совесть, но уже поздно. Видит он, что напрасно надеялся на богатство.

Оно остается на земле, а он уходит на тот свет к праведному и неподкупному Судии. Удовольствия пленяли его, но вот пришло время, удовольствия сменяются муками. Видит он, что вся жизнь его была великая ошибка, что он "студными окалях душу грехми и лености все житие свое иждих". Для грешника иногда адские мучения начинаются еще здесь не земле. Слово Божие и история Церкви сохранили для нас несколько ужасных примеров: Ирод, убийца вифлеемских младенцев, живой съеден червями. Иуда Предатель и Арий-еретик умерли безобразною смертию. Когда читаешь об этом, невольно становится страшно за себя. Ведь эти люди когда-то были добрыми людьми: Иуда был апостол, следовательно лучший из людей. Арий был ученый и по-своему благочестивый человек. Ирод был умный человек; не в насмешку же история назвала его великим. Вот что делает грех с человеком и вот как горька смерть грешника.

Пресвятая Владычица Богородица, Ты в своем честном Успении предстала пред самый престол Вседержителя. Умоли же Сына Своего, да подаст Он нам живущим на земле, силу и крепость так горячо искать неба, как делала это Ты; да сподобит Он и нас тихой христианской кончины, а по преставлении в мир горний, утех и бесконечных святых радостей, коими наслаждаешься Ты в Царствии Славы Его.

Священник А. Мраморнов

Братский листок, 1909 г., № 172

Материалы по теме

В церковной жизни нередко бывает так: нечто, теоретически давно и хорошо тебе известное, даже относящееся к области азов вероучения, вдруг предстает перед тобой не как теоретическое положение, но как непосредственно созерцаемая и проживаемая тобой истина: вместо «я знаю» – «я вижу». Так, однажды во время отпевания одного близко знакомого мне человека я именно увидела, почему Церковь не называет его, бездыханного и начинающего уже тлеть, мертвым или мертвецом, а называет усопшим

Просмотров: 2492
Комментариев: 0

Среди двенадцати главных церковных праздников издавна выделялся  один особенно любимый на Руси. Это Успение Пресвятой Богородицы. Особое благоговейное отношение верующих к этому празднику нашло свое выражение в обилии на русской земле именно Успенских храмов

Просмотров: 3206
Комментариев: 0

За несколько дней до успения Пресвятой Деве явился Архангел Гавриил с вестью о скором отшествии Ее из этой жизни. Исполненная глубокой веры в жизнь будущую, вечно блаженную жизнь, Она принимает эту весть не со страхом и печалью, а с чувством живейшей радости и величайшей благодарности Богу. В то же время всемогущая сила Божия со всей вселенной собирает в Иерусалим Апостолов, чтобы они воздали Богоматери честь и погребли Ее. В самый же час кончины необычайный свет осиявает храмину Пресвятой Девы и в отверстом небе присутствующие зрят Самого Господа Славы с Ангелами и святыми, исходящего в сретение Своей Матери. Апостол Фома, по особому устроению Божию, является после погребения Пречистой, желает поклониться Ей, гроб ради него открывают, но тела Богоматери в нем уже не находят...

Просмотров: 3122
Комментариев: 0

Когда всмотришься по-настоящему в духовный смысл этого праздника — Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — понимаешь, настолько этот смысл велик, радостен и спасителен. Не о смерти он, этот праздник — о жизни, и о жизни вечной. Но почему же наш собеседник — настоятель храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова протоиерей Вячеслав Казанцев — по его словам, каждый раз встречает праздник Успения не только с радостью, но и с печалью, и с тревогой?

Просмотров: 2611
Комментариев: 1

Дорогие наши, сегодня великий день — день начала земной и небесной славы Той, что была земным человеком, но стала и Небесной Царицей. Сегодня день окончания великого подвига Ее жизни во имя спасения человечества — день Успения Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Просмотров: 9157
Комментариев: 1

Почему праздник Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа) называют Богородичной Пасхой? И богослужение этого праздника напоминает нам Страстную Седмицу, и Плащаница посреди храма — как в Великую Пятницу, и пост Успению предшествует — строгий, как Великий…

Просмотров: 3140
Комментариев: 0

После событий Святой Пятидесятницы ученики Христовы, исполнившись Духа Святого, разошлись по всей вселенной с учением о Воскресшем Иисусе Христе. Трудами и подвигами апостолов созидалась Церковь. Непоколебимость в вере и удивительное мужество являли первые мученики, предпочитая быть рас­терзанными хищниками на арене цирка, чем уклониться с избранного ими христианского пути. А в Иерусалиме безмолвный, невидимый миру подвиг несла Та, Кто по святости Своей жизни удостоилась стать Матерью Самого Бога. Не пламенной проповедью, но постом и молитвой продолжала служить Господу Пресвятая Богородица; не мученическая кончина, но мирное Успение увенчало Ее жизненный путь

Просмотров: 6116
Комментариев: 0

В память и подражание духовному подвигу Пресвятой Богородицы и был со временем установлен Успенский пост, который в существующей сейчас церковной практике длится две недели (с 14 по 28 августа). Этот пост второй по строгости после Великого, на всем его протяжении за­прещается вкушение рыбы за исключением дня празднования Преображения Господня, 19 августа. Заканчивается пост праздником Успения, когда христиане вспоминают блаженную кончину Божией Матери

Просмотров: 3893
Комментариев: 0