+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+

Уважаемый Владыка!В вечернем правиле имеется молитва ко Кресту, в которой есть следующие молитвенные обращения, вызывающие у меня большое недоумение:1. "...радуйся,...Крест...2. "...Крест! Помогай мне..."К кому, умеющему услышать, обрадоваться и помочь, адресованы эти молитвенные обращения?На каком богословском основании допустима такая молитва в монотеистической религии?Крест может оживлять и исцелять человека, как нам известно из предания об обретении Креста, однако, и медицинские средства могут оживлять или исцелять человека, например, дефибриллятор или скальпель хирурга, но к ним же не обращаются со словами... Почему бы не молиться Христу на Кресте распятому, а не к Его инструменту - Кресту, подобно тому, как мы просим и благодарим врача, а не таблетку, им назначенную?По моему скромному опыту, эта молитва разрушает монотеистическое сознание, хотя она и действует, но за счет разрушения, я это чувствую на себе, когда вдумчиво пытаюсь молиться данной молитвой. Ведь она является воззванием если и не к буквальному предмету из дерева, то к мысленному понятию о крестном подвиге Господа Иисуса Христа. То есть, это создание мысленной могущественной сущности, кумира, это идолопоклонство.Заранее спасибо за ответ!

Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Уважаемый Александр, Вы не правы. Молитвы, о которых Вы говорите, как и богослужение в день празднования Воздвижения честнаго и животворящего Креста Господня, Крестопоклонной недели Великого поста, имеют глубокое богословское обоснование и принадлежат древней поэтической традиции.

Наше молитвенное обращение ко Кресту — это обращение к Распятому на нем Господу Иисусу Христу.

В словах, которые Вы приводите, используется прием метонимии (греч. «переименование»). Классическое определение метонимии принадлежит древнеримскому ритору и мыслителю Марку Фабию Квинтилиану (ок. 35 – ок. 96 гг. н.э.): «Метонимия состоит в замене одного названия другим. Сущность ее заключается в замене того, о чем говорится, причиной этого последнего».

Основание для такого переноса мы находим в Священном Писании. Например, у пророка Исаии есть место, где он обращается, как кажется к неодушевленным предметам: «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих» (Ис. 49, 13). В толковании святителя Кирилла Александрийского мы видим объяснение этих слов с точки зрения метонимии: под небесами понимаются пребывающие там ангелы, а под землей и горами — ожидающие спасения люди: «В одно собрание созывает небо и землю и благостно повелевает совершить празднество за спасенных Им. Под небесами можно разуметь не самую стихию, но пребывающие в вышних обителях и жилищем своим имеющие небо святые Силы, Начала, Престолы, Власти и еще превысших Херувимов; равно и под землею разумеются те, кои ожидают, что будет явление Его и что Он имеет явиться для искупления израильтян и всех народов» (Кирилл Александрийский, свт. Творения. Т. 8. М., 1890. С. 98. Толкования на пророка Исаию. Кн. 4. Беседа 4).

Много примеров метонимии в Псалтири: например, в псалме 148 хвалить Господа призываются не только люди, но и рыбы, горы, холмы, звери, птицы, и даже неодушевленные стихии (Пс. 148, 7-13). В данном случае речь идет о том, чтобы люди благодарили Бога за те чудеса, которые Он совершал, действуя через Свое творение. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что Господь «и посредством стихий совершал такие же чудеса, какие совершал посредством ангелов, этих разумных и верховных сил… Потому за все благодари человеколюбивого Бога» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. Беседа 58 на псалом 148).

Пример метонимии встречается и в Новом Завете, как раз по интересующему нас вопросу. Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет: «чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кор. 1, 20). Очевидно, что крест как неживая материя не может обладать кровью, и здесь имеется в виду не само древо креста, а Тот, Кто был на нем распят.

Таким образом, молитвенные обращения ко Кресту Господню на самом деле обращены ко Господу Иисусу Христу. Тем самым мы почитаем Его спасительные страдания, Его Жертву, Его Божественную Любовь, которая для верующего неотделима от орудия нашего спасения — Креста Господня.