В январе 2025 года исполнится сто лет со дня рождения русского писателя Евгения Носова (1925–2002). Очень хотелось бы, чтоб как можно больше наших соотечественников встретили этот юбилей, уже открыв и прочитав его прозу. Исходя из этого, я решила подготовить публикацию о нем. Начала работу… И вот, как раз тут на его родную, бесконечно любимую, воспетую и прославленную им курскую землю обрушилась война
Поездка на Вологодчину подарила мне немало особенных, незабываемых минут, немало чудесных встреч, и едва ли не каждая встреча была связана с теми или иными святыми. Их так много, этих светочей русского Севера, этих молитвенников всей Руси, что кажется — каждая пядь этой земли освящена чьей-то высокой, смиренной молитвой. Разными путями шли эти святые ко Христу, были среди них и бояре, и крестьяне, и поповичи, но одна из житийных историй, отличная от других, оказалась для меня особенно важной. Постараюсь объяснить, почему
До царствования Петра Великого новый год на Руси начинался 1 сентября — по старому, естественно, стилю. Царь-реформатор установил гражданское новолетие — 1 января. Но Русская Церковь по-прежнему завершала минувший год и начинала следующий тогда, когда положено ей было это делать с византийских времен — в первый день осени
Много у Церкви Христовой святых, но Пресвятая — только одна. Ни одного из людей не славит Церковь так высоко, как Деву Мариам из Назарета — как Пречистую Матерь Господа нашего Иисуса Христа. И бесплотных духов, Ангелов, выше Она, оттого и поет о Ней Церковь: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем»
Нет человека, который не нуждался бы в любви, в том, чтобы его любили. Все хотят быть любимыми, все страдают от отсутствия любви — то есть от безразличия — и тем более от того, что любви противоположно. Даже когда эпатажный подросток выдает нечто вроде «Обожаю, когда меня ненавидят» — это на самом деле вызов его собственной потребности в любви, потребности, которую он воспринимает как слабость и зависимость. Но что она такое — наша потребность в любви, именно направленной на нас? С вопросами о ней и неизбежно связанных с нею страданиях я пришла к протоиерею Сергию Ксенофонтову, клирику храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в Саратове
«Чем быстрее пройдет процесс осознания обществом того, что реально сейчас происходит, чем больше сердец загорится состраданием, участием, желанием помогать, тем быстрее наступит мир,— говорит иерей Кирилл Суглобов, настоятель храма новомучеников и исповедников Церкви Русской села Елшанка Воскресенского района,— потому что всякая беда, всякое испытание посылается народу Богом не просто так, а для какой-то необходимой перезагрузки»
Проблема, которую мы с игуменом Нектарием (Морозовым) попытаемся здесь обсудить, началась для меня очень давно — раньше, чем я стала осознавать собственную греховность и пересчитывать ее горькие плоды. В девятом классе мы проходили «Преступление и наказание»; когда я дочитала, наконец, до эпилога, у меня возник вопрос: а какое же право имеет Раскольников на мир, на душевный покой и радость, если зарубленные им люди — не только заведомо отрицательная старуха-процентщица, но и ни в чем не повинная сестра ее Елизавета — уже не воскреснут, если совершено непоправимое?..
12 июля Церковь совершает память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. О духовной значимости этого торжества говорит то, что ему предшествует пост. Ведь призыв к посту — это всегда призыв к особой духовной сосредоточенности, к внутренней мобилизации человека. В этот день мы должны не просто отстоять службу, а впустить праздник в свое сердце
Совсем скоро наши храмы будут устланы свежескошенной травой, украшены цветами и зелеными ветками. Троица, а за нею Духов день — такие теплые, радостные, издревле любимые на Руси праздники! Но надо знать: Пятидесятница, она же Троица,— это на самом деле не про траву и не про берёзки. Это вселенское торжество нашего спасения, это событие, завершившее миссию вознесшегося уже Христа здесь, на земле. Это день, когда родилась Христова Церковь; говоря чуть иначе, когда группа учеников, собранных и объединенных одним Учителем, стала Церковью — богочеловеческим организмом, в котором действует Святой Дух. Его посредством совершаются таинства, соединяющие человека с Богом, и человек обретает спасение — блаженную вечность со Христом