Эта мысль была высказана в начале третьего века апологетом христианства Квинтом Септимием Флорентом Тертуллианом в его сочинении «О свидетельствах души» (De testimonio animae). Время, в которое Тертуллиан написал эти слова, — период жесточайших гонений на христиан
28 августа Церковь празднует Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. По мысли святых отцов Церкви, в Пресвятой Богородице сошлись и исполнились чудеса, знамения, многочисленные пророчества Ветхого Завета: «Вси пророцы Тя Матерь Божию проповедаху образы преславными». В этой статье немного прикоснемся к теме прообразов и пророчеств о Богородице в Ветхом Завете
Когда мы говорим о празднике Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, то многие вспоминают его «народное» название — «Яблочный Спас» — и сопровождающий его чин благословения плодов нового урожая: яблок, винограда и т.п. Однако духовное значение праздника заключается совсем в другом
Святой праведный Иоанн Кронштадтский — один из самых известных и почитаемых святых Русской Православной Церкви. Он оставил обширное духовное наследие, как писал он сам: «духовные опыты, наблюдения, мысли и советы начинающего с Божиею помощью познавать себя или ходить духом, по Апостолу», запечатленные им в дневниках, проповедях, словах, беседах и размышлениях
«Все начинается с ожидания. Молитвенного ожидания чуда. […] А затем из алтаря до благоговейно притихшей перед лицом наступающего чуда вселенной доносится пение. Напев поначалу звучит очень тихо, потом все яснее и настойчивей: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". И вот уже мягко и торжественно отверзаются царские врата, из полутьмы алтаря выступает мерцающий свет свечей и выплывает клубящийся туман кадильного дыма: начинается крестный ход — путешествие навстречу пасхальной радости». С этих трогательных и волнующих строк начинается сборник-антология святоотеческих проповедей «Пасха — Воскресение Христово» из серии «Святые отцы. Богословие церковных праздников»
Одним из самых трудных периодов в жизни и деятельности святителя Николая Японского (Касаткина) (1836–1912) был период Русско-японской войны 1904–1905 годов. В те годы он — верный сын своего Отечества, любящий и преданный пастырь молодой Японской Церкви — принял решение остаться и был в Японии в эти годы единственным русским… В дневнике он писал, что «много писем перечитал, где «христиане изъявляют радость, что я остался в Японии». Не менее и я рад этому»
«Если кто благочестив и любит Бога, пусть насладится этим светлым торжеством. Если кто раб благоразумный, пусть исполнится радости Господа своего. Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду…». Эти знаменитые и волнующие слова из огласительного слова святителя Иоанна Златоуста (ок. 347–407) мы слышим на праздничном ночном богослужении после Пасхального канона перед началом Божественной литургии. Почему из всего богатейшего святоотеческого наследия для чтения на богослужении в великий праздник Пасхи Христовой Церковь выбрала именно это «Слово»?
Эти слова 140-го псалма с IV века и поныне мы слышим на каждом вечернем богослужении в течение года во время каждения храма. В великопостный период псалом исполняется во время Литургии Преждеосвященных Даров, причем по традиции певчие исполняют его коленопреклоненно у солеи, и коленопреклоненно внимают его словам прихожане
Мудрое слово, сказанное вовремя, может заставить задуматься и измениться, поддержать и воодушевить. Наверняка каждый из нас говорил кому-то или слышал в свой адрес утешительные слова: всё вернется на круги своя; время разбрасывать камни и время их собирать; всё это суета сует и томление духа; всё проходит, пройдет и это; всему своё время… Большинство, скорее всего, отнесет эти слова к народной мудрости, может быть, к русским пословицам или даже произведениям классической литературы. Там они тоже встречаются, но их первоисточник — это одна из учительных книг Ветхого Завета — «Книга Екклесиаста, или Проповедника»