Слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху звучит во всех православных храмах на пасхальной заутрене после того, как верующие поздравляют друг друга со светлым праздником Пасхи — Воскресением Христовым. Таким образом Церковь признает это слово единственным полностью выражающим смысл праздника, настолько полно, что без него немыслима пасхальная служба, и настолько точно, что по церковной традиции отменяется обычная пастырская проповедь в этот день, что является признанием того, что добавить уже ничего невозможно. Слово в храмах читается на церковнославянском языке. Мы предлагаем ознакомиться с его русским переводом
Преображение Христа на горе Фавор — одно из важнейших и самых таинственных событий Священной истории, которое всегда становилось предметом глубоких размышлений новозаветных толкователей Писания. Для чего Господь совершает это восхождение на гору? Почему берет с Собой только троих апостолов? Зачем являются рядом с Ним пророки Моисей и Илия? Почему столь великое и страшное событие — явление Бога в Его небесной славе — должно было оставаться тайной до воскресения Христа из мертвых? На эти вопросы отвечает один из великих вселенских учителей Церкви — святитель Иоанн Златоуст. Приведем (в сокращении) одну из его бесед на Евангелие от Матфея
Собери вдовиц, скажи имя покойного, пусть они творят за него молитвы и моления. Это преклонит на милость Бога, хотя не он сам, но другой за него совершит милостыню. Это сообразно с человеколюбием Божиим. Стоящие вокруг и плачущие вдовицы могут спасти если не от настоящей, то от будущей смерти. Многие получили пользу от милостыни, совершаемой за них другими, ибо если они и не совершенно помилованы, то по крайней мере получили некоторое утешение
И раньше часто Иисус Христос ходил во Иерусалим, но никогда — с такой славой. Почему же так? Потому что тогда Сам Он не был столь известен и время страданий Его еще не было столь близко. Он жил, не отличаясь ничем от прочих, и по большей части скрывал Себя: иначе Его явление не было бы столь удивительным, а в иудеях возбудило бы большой гнев. По мере того, как Он показывал уже много раз Свою силу и Крест уже был при дверях, Он прославлялся более и более, и творил чудеса с большей известностью, и делал все, что могло воспламенить веру их. Конечно, это возможно было и с самого начала, но было бы не нужно и безполезно
Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училище, ничего не жалея для такого их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господнем не заботиться? За то-то сами мы и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержанными, непослушными, развратными! Не будем же поступать таким образом и послушаем увещания блаженного Павла: станем воспитывать детей своих в наказании и учении Господнем, подадим им пример благочестия, заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Священного Писания
Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков!
Кто так любит отца или матерь, кто так полюбил когда-нибудь жену или детей, как Закхей Господа? Для Христа все свое имущество он отдал бедным, и кого оклеветал, возвратил вчетверо. О, благой образ ученика! О, кротость учителя и сила Божественная, одним созерцанием Иисуса приводящая к делу!