Вознесение Христово — праздник, хранящий тепло Пасхи и предвосхищающий радость Троицы. Воскресший Христос прощается с учениками, благословляет их и возносится к Отцу: «И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 9–11)



Храм облачен в черное, и в нем полутемно. Вслед за священником мы опускаемся на колени. Сердце замирает от знакомых и всегда новых, простых и таинственных слов: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…» На наши вопросы об одной из самых древних молитв Церкви — молитве преподобного Ефрема Сирина — отвечает протоиерей Сергий Ксенофонтов, клирик Архиерейского подворья — Свято-Духовского собора в Саратове

«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится...» 90-й псалом, один из самых любимых в православном народе. В эпоху, когда купить Псалтирь было невозможно, когда молитвы переписывались от руки, этот псалом в народе называли «Живые помощи»; в искаженном наименовании ясно звучало то, без чего мы и сегодня не можем никак — надежда на Его помощь, на покров и защиту в земных наших скорбях, трудностях и бедствиях; вера в то, что Господь «плещма Своима осенит тя; что не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему»; что ты, будучи верным Ему человеком, «на аспида и василиска наступиши, попереши льва и змия…» Ну а как быть, если… не осеняет? Если беда за бедой, как волна за волной, и худшие прогнозы сбываются, и раны не успевают заживать, и аспид с василиском скалят зубы из-за каждого угла?
Церковь вслед за Самим Христом учит нас во всем полагаться на Бога; но это не совсем простое дело, оказывается, и молитва наша — не волшебная палочка для разрешения земных проблем. Об уповании на Бога и доверии Ему в земных обстоятельствах мы беседуем с клириком храма в честь Сошествия Святого Духа г. Саратова протоиереем Сергием Ксенофонтовым

Христианство — религия парадоксов, но, наверное, ни одно понятие не вызывает столько недоумений и вопросов, как смирение. Человек — венец замысла Творца, созданный по образу и подобию Божиему, но при этом без смирения уподобиться Богу невозможно: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Духоносными отцами написаны о смирении целые трактаты, но очень трудно встретить истинно смиренного человека

Мы называем себя людьми верующими. Вера в Бога — основа нашей идентификации как христиан. Но осознаём ли мы до конца, каким сокровищем обладаем? Изменения жизни, связанные с пандемией коронавируса, стали для многих из нас самым настоящим испытанием веры. Социальные сети кипят спорами, в которых оппоненты сталкиваются во мнениях о том, как именно должен поступать сейчас христианин. Но есть ли для всех один-единственный правильный подход? Обо всем этом мы беседуем с протоиереем Сергием Ксенофонтовым, клириком храма в честь Сошествия Святого Духа г. Саратова.

Всем нам знакомо такое тяжелое чувство, как ревность. Оно возникает, когда мы ощущаем недостаток внимания, любви, уважения или симпатии со стороны значимого для нас человека, и нам кажется, что их получает от него кто-то другой. Ревность портит жизнь и тому, кто ее испытывает, и тому, на кого она направлена. Именно про это чувство в Священном Писании говорится: Люта, как преисподняя, ревность (Песн. 8, 6). Но есть ревность другая: сердечная сила души, которая побуждает человека оставить прежнюю греховную жизнь. Она выражается в пламенном стремлении угождать Богу. Такой ревностью пылали все подвижники веры. Как ее в себе ощутить?

Самоограничение не проистекает из свободы или несвободы, оно проистекает из любви. Когда мать ради того, чтобы кормить и качать на руках свое дитя, отказывается от развлечений молодой девушки, это не говорит о ее несвободе. Когда воин принимает все тяготы и казарменный режим военной службы, чтобы защищать свое Отечество и своих близких — разве это несвобода, разве это рабство? Самоограничение — признак того, что человек любит. Сам Бог, будучи абсолютно свободным, ограничивает Себя по любви к человеческому роду

Послушание — главная добродетель в монашеской жизни. Каждый человек, вступающий на этот особый путь, называется послушником и свидетельствует о своем самоотречении, давая обет во время пострига. Но жизнь мирян — иная, нежели в монастыре. Каким послушание должно быть для нас — людей, живущих в социуме? Как понять, что в стяжании этой добродетели мы на правильном пути? Об этом мы поговорили с клириком храма в честь Сошествия Святого Духа г. Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии протоиереем Сергием Ксенофонтовым

Нет человека, который не нуждался бы в любви, в том, чтобы его любили. Но что она такое — наша потребность в любви, именно направленной на нас? С вопросами о ней и неизбежно связанных с нею страданиях я пришла к протоиерею Сергию Ксенофонтову, клирику храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в Саратове