Тема загробной жизни связана в сознании многих людей с самыми разными суевериями и глубинными страхами. В нашем обществе принято закрывать глаза на неизбежность смерти. Если о том, как поминать усопшего, человек еще может чтото знать, то вопросом, что происходит за гранью земной жизни с душой, он задается лишь тогда, когда теряет близкого. А ведь знание о жизни за гробом в определенной, доступной человеку мере в Церкви есть, и приобщение к нему не угнетает, а напротив, помогает молиться об усопших дорогих людях и укрепляет надежду на будущую встречу в вечности. На распространенные вопросы по теме «душа после смерти» отвечают священнослужители Саратовской епархии. Сегодня мы познакомим вас с первой частью ответов.
Правда ли, что душа умершего первые три дня странствует по земле? Что происходит с ней на девятый и сороковой день после кончины человека, почему эти дни особо отмечаются?
Отвечает священник Александр Станотин, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова:
— В Православии существуют традиции, связанные с поминовением умерших, и они возникли не случайно — в предании Церкви есть им объяснение. В частности, преподобный Макарий Александрийский, живший в IV веке, говорил о том, что в продолжение двух дней после смерти душе позволено пребывать на земле, где она хочет. В сопровождении Ангелов она посещает те места, где «имела обыкновение творить правду», т. е. добрые дела. В третий день душа восходит на Небеса для поклонения Богу. Поэтому на третий день за нее особо молятся и приносят милостыню, «отчего она получает облегчение и в ней рождается благая надежда». Обычно в этот день совершается отпевание, проходят похороны и поминальная трапеза.
Во время восхождения души к Богу ей показываются как рай, так и ад. Душа знакомится с новым для нее миром. По некоторым откровениям, с девятого дня душа начинает проходить ряд испытаний, так называемые мытарства, где злые духи преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах. И здесь необходимы наши молитвы за умершего, которые помогают ему. Святитель Феофан Затворник писал: «Я думаю, самое действительное засвидетельствование любви будет, если с минуты отхода души вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах».
Затем, пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа еще некоторое время не знает, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых. Потому в этот день снова совершается панихида и возносится сугубая молитва о упокоении новопреставленного.
Действительно ли душа человека, по какимто обстоятельствам не погребенного в земле, остается неприкаянной и бродит среди людей? Можно ли ей помочь?
Отвечает священник Александр Степовик, настоятель храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери г. Саратова:
— Учение Православной Церкви об участи человеческой души после смерти тела достаточно определенно: у души есть два пути — в рай и вечное блаженство или в ад и вечную муку. Третьего не дано. И в этой однозначности церковное учение прямо опирается на слова Святого Евангелия. Так, в 25‑й главе Евангелия от Матфея, в которой Господь говорит о Своем грядущем пришествии и Страшном Суде, находим следующие слова Спасителя: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. <…> Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 34, 41).
Господь прямо говорит о том, что и рай, и ад «уготованы» праведникам и грешникам, которые их «наследуют», то есть получают предопределенно, как дети получают наследство родителей. Из этих слов Спасителя святые отцы делают вывод, что душа человека после его смерти просто не может остаться в неопределенном положении. Церковь также ссылается на ангельское откровение, данное преподобному Макарию Александрийскому, который неоднократно беседовал с Ангелами о загробной участи.
Из Предания Церкви нам известно, что после смерти человека все качества его души приобретают, если можно так сказать, абсолютный характер. Хорошо об этом говорится в «Беседе на Успение Пресвятой Богородицы» епископа Иоанна (Соколова): «Теперь все, и доброе и худое, быстро с неудержимою силой раскрывается: его мысли и чувства, страсти, стремления воли — все это развивается в необъятных размерах; сам их ни остановить, ни изменить, ни победить не может; беспредельность вечности увлекает и их до бесконечности…». Соответственно, продолжает он, «если ты здесь не хорош, ты там будешь темным, злым духом. <…> И на этом пути ты ни остановиться, ни возвратиться не можешь и во веки веков ты будешь страдать», а душа добрая «понесется… всей силою своего природного, нравственно развитого и добродетельно возвышенного стремления гор, в высшие сферы того мира… и сама сделается ангелом, то есть таким же чистым, светлым, блаженным существом». Из этого также очевидно, что положение души, по велению Господа, определяется однозначно.
Что касается погребения или непогребения тела, на загробной участи души это никак не сказывается. Сама мысль, что душа после смерти может остаться в некоем неопределенном, неприкаянном состоянии, равно как и предположение, что состояние умершего тела както на это влияет, противоречат христианскому вероучению и присущи больше оккультным течениям, полагающим, что есть силы более властные, чем Господь.
Газета «Православная вера» № 11 (655), июль 2020 г.