Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Жить и умереть священником
Просмотров: 3860     Комментариев: 0

5 ноября минувшего года клирики и прихожане саратовского храма в честь Казанской иконы Божией Матери впервые молитвенно почтили память святого священномученика Емилиана; было, наконец, установлено, что в Саратове он служил именно в Казанском храме.

Судьба этого святого — обычная судьба русского священника тех лет. Жил, служил, воспитывал своих детей… А в страшный час не отрекся от Христа, не предал ни людей, ни Церковь Христову.

О земном пути священномученика Емилиана Гончарова рассказывают члены епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия — автор-составитель книги «Собор Саратовский святых» иерей Максим Плякин и Валерий Теплов.

Священномученик ЕмилианСвященномученик Емилиан Гончаров родился 5 августа 1882 года в селе Старая Полтавка Новоузенского уезда Самарской губернии (ныне районный центр в Волгоградской области) в семье крестьянина Антона Гончарова. Село было основано в первой половине XIX века переселенцами с Левобережной Украины. Небесным покровителем младенца во Святом Крещении стал священноисповедник Емилиан, епископ Кизический, память которого празднуется 8 (21) августа.

Точно не известно, когда Емельян уехал из родного села, но, окончив шестилетний курс городского училища во Владимире, он с 1904 по 1907 год был послушником Боголюбова Рождественского Богородицкого мужского монастыря в селе Боголюбово под Владимиром. 6 февраля 1907 года Емельян был временно допущен епархиальным начальством к исполнению обязанностей псаломщика в церкви святого Андрея Критского села Андреевского-Туркина Александровского уезда Владимирской губернии. Он поступил на место отца своей невесты — псаломщика Иоанна Львовича Кудрявцева, умершего 15 декабря 1906 года.

16 февраля 1907 года состоялось венчание Емельяна Антоновича Гончарова, 24 лет, и 28‑летней Пелагеи Ивановны Кудрявцевой. Жили они вместе с тещей, Параскевой Андреевной Кудрявцевой (она скончалась 9 июля 1914 года, 80 лет от роду). 27 мая того же года Емельян Антонович был принят в духовное звание и допущен к исполнению должности псаломщика. Жалованье псаломщика, а особенно в небольшом приходе, каким был Андреевский, было маленьким, жили бедно. Подспорьем для семьи было занятие сельским хозяйством, а также пенсия 50 рублей в год, которую получала вдова Кудрявцева из Александровского уездного казначейства.

Много позже в анкете для арестовавших его сотрудников НКВД отец Емилиан в графе «Имущественное положение до 1917 года» укажет дом, двор с надворными постройками и корову. Больше земного стяжания в их семье не было.

5 марта 1908 года в семье Гончаровых родился сын, названный Александром. Крестили его на следующий день после рождения в Христорождественском соборе в Александрове. Восприемником младенца стал настоятель собора протоиерей Николай Иванович Флоринский. 21 октября 1910 года у Гончаровых родилась дочь Нина, скончавшаяся в младенчестве, 13 апреля 1912 года — второй сын, Иоанн, 15 октября 1913 года — третий сын, Михаил, скончавшийся 31 июля 1914 года.

Боголюбовский Рождество-Богородицкий монастырь11 декабря 1912 года Емельян Антонович Гончаров был утвержден в должности псаломщика села Андреевского-Туркина. Служил он в этом приходе более восьми лет. 8 мая 1915 года, накануне Пятидесятницы, Емельян Антонович был переведен на новое место служения — в Свято-Никольскую церковь села Нестерова Переславского уезда (сейчас — в Ярославской области). Храм в селе Андреевском-Туркине был полностью разрушен в 1956 году; храм в селе Нестерове — в годы Великой Отечественной войны, но его руины стоят и поныне.

9 сентября 1916 года Емельян Гончаров был по его собственному прошению возвращен на прежнее место служения в село Андреевское-Туркино, а 11 (24) июля 1918 года уволился с должности псаломщика и вскоре переехал в Саратовскую губернию.

В 1921 году он был рукоположен в сан диакона. Известно, что в 1924 году диакон Емилиан Гончаров служил в Ново‑Казанской церкви Саратова вместе с ее настоятелем — протоиереем Львом Архангельским (1869–1934). 16 марта 1929 года Ново‑Казанский храм был закрыт. В 1930 году оставшийся без места диакон Емилиан был рукоположен во иерея и продолжил служение в храмах Саратова.

В 1932 году отец Емилиан переходит на служение в Московскую епархию. Он получает назначение в приход храма в честь Рождества Христова в селе Рождествене Ново­-Петровского (ныне — Рузского) района Московской области. Приходские дела отец Емилиан принял от бывшего настоятеля Христорождественского храма протоиерея Константина Сперанского, назначенного в другой приход. Отец Константин был арестован в 1936 (или 1937) году; по одним данным, он погиб в лагере, по другим — расстрелян.

За усердное служение Святой Церкви в 1933 году отец Емилиан был награжден набедренником, в 1936 году — скуфьей.

 

 

5 октября 1937 года председатель Рождественского сельсовета заявил в местный райотдел НКВД, что он предпринял обыск в амбаре, который ранее принадлежал церкви, а ко времени служения здесь отца Емилиана стал принадлежать местной школе, и что при этом обыске было найдено двадцать пять патронов к трехлинейной винтовке. Также в амбаре обнаружилось «много церковной литературы и журналы Московской Патриархии за 1931 год».

 

Список приходских священнослужителейНово-Казанский храм Саратова

 

Из дела священномученика нам известно, что сотрудники «органов» изначально намеревались обвинить священника в «антисоветской агитации среди отсталого населения» и в том, что он «всячески старается извращать Конституцию СССР», поэтому донос послужил лишь поводом для ареста страдальца.

7 октября сотрудники Ново‑Петровского РО УГБ Управления НКВД СССР по Московской области арестовали отца Емилиана и доставили в Ново‑Петровское отделение милиции. При обыске у него изъяли медный и серебряный кресты, две серебряные дарохранительницы, две серебряные чаши, два серебряных ковшика и разную церковную литературу. На основании того, что священника видели заходившим в тот самый амбар, ему приписали хранение патронов и участие в контрреволюционной деятельности, а при аресте ему было предъявлено требование о выдаче огнестрельного оружия.

 

Храм в честь Рождества ХристоваХрам в честь Рождества Христова

 

На следующий день священномученик был допрошен. После вопросов о том, знаком ли отец Емилиан с рядом названных ему лиц, следователь спросил:

— Гражданин Гончаров, при вскрытии амбара, принадлежавшего церкви, обнаружены 25 штук боевых винтовочных патронов. Требуем говорить, где Вы их взяли?

— В отношении обнаруженных боевых патронов я могу пояснить следующее: амбаром пользовались бывший офицер Успенский и Соколова. Мое участие было в виде помощи Соколовой в переборке книг. Кому принадлежали патроны, сказать не могу, от них я отказываюсь, я этих патронов не видел и не клал.

— Гражданин Гончаров, Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность, которую Вы вели вместе с членами контрреволюционной группы.

— Никакой контрреволюционной работы среди населения я не вел, и членом контрреволюционной группы я не состоял, хотя со всеми поименованными лицами я был знаком. Больше показать ничего не могу. Записано с моих слов верно и мне прочитано.

9 октября на допрос был вызван староста Христорождественского прихода, который показал, что его настоятель «к Советской власти относился враждебно… говорил: “Вот, Советская власть ободрала попов налогами, не успеваем платить: один заплатишь, тебе другой шлют. Вот что делают коммунисты-антихристы, говорят одно, а делают другое”».

12 октября был допрошен секретарь Рождественского сельсовета, который показал: «В августе месяце 1937 года в сельском совете поп Гончаров говорил: “Почему вы мне не разрешаете ходить с иконами по домам верующих? В Конституции пишут, что можно ходить, а вы не разрешаете”. Тогда я ему ответил, что без справки от врача мы вам не разрешим. На эти слова Гончаров заявил: “Советская власть выпустила Конституцию для обмана народа, в Конституции пишут одно, а на деле делают другое”».

14 октября состоялся повторный, весьма краткий допрос новомученика. На нем священнику были зачитаны показания лжесвидетелей, после чего было задано только два вопроса:

— Гражданин Гончаров, вы состояли членом контрреволюционной группы, руководителем которой был бывший офицер Успенский, членами были: урядник Соколов, кулак Колчин. Следствие требует показаний — какое участие вы принимали, будучи членом этой группы?

— Членом контрреволюционной группы я не состоял, и участия в ней я никакого не принимал, но людей этих я знаю.

— Гражданин Гончаров, вы арестованы как активный член контрреволюционной группы, которая состояла из бывшего офицера Успенского, урядника Соколова и кулака Колчина, ваша группа систематически проводила контрреволюционную агитацию среди населения, в том числе и вы. Виновным вы себя признаете в этом?

— Будучи уличен свидетельскими показаниями, все же я виновным себя не признаю, контрреволюционной агитации я не вел и членом контрреволюционной группы не состоял. Больше я добавить ничего не могу, записано с моих слов правильно и мне прочитано вслух.

На следующий день начальником Ново-Петровского райотдела Управления НКВД по Московской области было подготовлено обвинительное заключение по делу обвиняемого по статье 58, пункт 10 УК РСФСР Гончарова Емельяна Антоновича. О степени грамотности и проработанности данного документа свидетельствуют произошедшие «превращения»: родное село святого Емилиана из Старой Полтавки превратилось в станцию Политовку, Новоузенский уезд — в Нижне-Узельский, а Автономная Республика Немцев Поволжья2 — в Украинскую Советскую Социалистическую Республику. Даже фамилии лжесвидетелей, давших показания против святого Емилиана, в обвинительном заключении напечатаны с ошибками. Тем не менее дело № 11790 было передано на рассмотрение тройки УНКВД по Московской области.

Празднование 80-летия мученичества св. ЕмилианаЕще через день, 16 октября 1937 года, священник Емилиан Гончаров был препровожден в тюрьму Волоколамского района Московской области. На следующий день были сняты отпечатки его пальцев, а 22 октября его доставили в московскую тюрьму № 1, где и была сделана единственная известная нам сегодня фотография святого Емилиана.

Последняя попытка добиться от священника нужных показаний была предпринята следователем 31 октября. Третий допрос состоял из одного-единственного вопроса:

— Вы признаете себя виновным в антисоветской агитации?

— Нет. Виновным себя в антисоветской агитации я не признаю. Записано с моих слов верно и мною прочитано.

3 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Емилиана к расстрелу. Священномученик Емилиан Гончаров был расстрелян 5 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. На тюремной фотографии видно, что и там страдалец оставался в священническом подряснике. Он предстал перед своими палачами, не согласившись с лживыми словами обвинителей и не отказавшись от одежды, данной ему как служителю Алтаря Господня.

30 июня 1989 года Прокуратура Московской области реабилитировала Емельяна Антоновича Гончарова. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе иерей Емилиан был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания. Память его совершается в день мученической кончины 23 октября (5 ноября), в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Журнал «Православие и современность» № 42 (58)

Материалы по теме

13 сентября мы отмечаем Собор Саратовских святых — праздник памяти о лучших людях нашей земли — настоящих христианах. Большинство из них пострадали за Христа в годы гонений на Церковь в XX веке. Безбожная власть сделала все, чтобы вытравить из сознания их детей и внуков саму память о «крамольных предках». Но память о праведниках убить нельзя. Трудами саратовских краеведов, архивистов, волонтеров мы постепенно восстанавливаем картину гонений на Церковь в нашем регионе. Плодом этих изысканий стала интерактивная карта гонений «За Христа пострадавшие»

Просмотров: 11425
Комментариев: 0

29 июня — день мученической кончины священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского. Большая часть его архипастырского служения связана с Саратовской епархией. В памяти саратовцев остались и просветительские проекты владыки Гермогена, и его дела милосердия, и его стойкая консервативная позиция противления любому культурному явлению, если оно развращает народ

Просмотров: 5313
Комментариев: 0

23 ноября — память святого Александра, графа Медема, владельца имения Александрия Хвалынского уезда. Его жизнь была примером удивительного мужества и преданности: своему делу, своей семье, своей стране, своей вере

Просмотров: 11012
Комментариев: 0

9 июля этого года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был утвержден текст службы святителю Иннокентию, епископу Саратовскому и Пензенскому. Один из авторов этого богослужебного последования — секретарь Комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии священник Максим Плякин. В преддверии 200-летия преставления святителя, которое будет отмечаться 23 октября этого года, мы беседуем с отцом Максимом о творческом процессе написания богослужебного текста и о том, чем святой Иннокентий близок нам

Просмотров: 3059
Комментариев: 0

Ровно сто лет назад, 10 октября 1919 года, были расстреляны саратовские новомученики: епископ Герман (Косолапов) и священник Михаил Платонов. Расправа над ними стала финалом долгого судебного процесса, который должен был стать показательным судом над «контрреволюционными попами» и продемонстрировать обществу, как нужно обращаться с классовыми врагами

Просмотров: 4174
Комментариев: 1

В Соборе Саратовских святых до недавнего времени, то есть до того, как собор прирос десятью новыми именами, значился лишь один святой из далекого прошлого Российской империи: святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский. Он родился в 1784 году, а умер в 1819-м. Да, тридцать пять лет… Каким нужно быть человеком, чтобы за столь краткий срок не только оставить заметный след в истории Церкви, но и достигнуть святости?

Просмотров: 2833
Комментариев: 0

Консерватория — дом музыки, но никак не дом суда, не место оглашения приговора. Однако сто один год назад, в октябре 1918 года, любимый многими саратовцами Большой зал нашей консерватории стал именно залом суда. Пролетарского суда над «контрреволюционными попами»

Просмотров: 3123
Комментариев: 0

Еще две недели назад, когда в нашей митрополии в очередной раз праздновался Собор Саратовских святых, мы возносили свои молитвы пятнадцати прославленным подвижникам нашего края, большинство из которых — мученики за веру. А на следующий день после торжества пришла радостная весть: по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в состав Собора Саратовских святых были включены десять новых имен. Кто они, наши новые святые, какова была их жизнь? Мы еще расскажем о них подробно на страницах нашей газеты, а пока — первый взгляд — знакомство, которое, быть может, станет для кого-то началом молитвенного общения

Просмотров: 4886
Комментариев: 0

Далеко не в первый уже раз празднование Собора Саратовских святых начинается с панихиды на старом Воскресенском кладбище. Мы молитвенно поминаем не только убиенных, но всех, сохранивших веру в эпоху принудительного безбожия, в годы, когда во всей Саратовской области не осталось ни одного действующего православного храма; когда просто назвать себя верующим, православным было смертельно опасно. В синодике — списке поминаемых — сейчас более 1386 человек, на 11 больше, чем в прошлом году: исследовательская работа наших церковных краеведов, членов епархиальной комиссии по канонизации открывает новые имена, и за каждым вновь открытым именем тянутся другие

Просмотров: 2995
Комментариев: 0

Празднование Собора Саратовских святых было утверждено Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом в декабре 2010 года. Это воскресный день, ближайший к 13 сентября. В составе Собора пятнадцать святых, четырнадцать из них — новомученики ХХ века. Накануне очередного празднования предлагаем вместе вспомнить о каждом из них и об их судьбах

Просмотров: 9317
Комментариев: 0

На въезде всело Малая Осиновка Аткарского района — руины Свято-Троицкой церкви. В ее стенах служил священномученик Феодор (Смирнов) в бытность свою еще не Феодором, а просто отцом Владимиром

Просмотров: 3510
Комментариев: 0

Ровно сто лет назад — 5–6 октября 1918 года — в Большом зале Саратовской консерватории состоялся… нет, не концерт, а что-то вроде театрального действа: «суд над попами», как назвали это представление большевистские газеты. На скамье подсудимых в тот день оказались почти все представители Епархиального совета, епископ Вольский Герман (Косолапов) и известный в Саратове проповедник, любимый народом пастырь протоиерей Михаил Платонов. Дело саратовского священства длилось целый год и для двоих фигурантов — священномученика Германа и священномученика Михаила — закончилось внесудебной расправой и мученическим венцом

Просмотров: 3192
Комментариев: 0

В сентябре в духовно-просветительском центре Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова состоялась премьера документального фильма «Надежда на спасение», повествующего о жизни протоиерея Геннадия Махровского. С режиссером фильма, петербургским кинодокументалистом Максимом Якубсоном, побеседовала наш корреспондент Екатерина Иванова

Просмотров: 3622
Комментариев: 0

Если кому-то из читателей доведется побывать в Балакове, настоятельно советуем посетить храм в честь Рождества Христова, расположенный в самом центре города. На то, чтобы уделить ему время, есть как минимум три причины. Первая — его архитектурный облик настолько необычен, что сразу привлекает внимание. Второе — в этом храме находится мощевик с частицей мощей замечательного балаковского святого, о котором, к сожалению, пока мало знают за пределами города. И третья — Христорождественский храм имеет собственный музей с весьма интересной экспозицией

Просмотров: 4612
Комментариев: 1