Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Жертва вечерняя
Просмотров: 4996     Комментариев: 1

Кандидат богословия, заведующий Библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии Алексей Кашкин продолжает рассказывать нам о православном богослужении. Сегодняшняя беседа посвящена вечерне.

Сама традиция совершать особое богослужение вечером восходит к Ветхому Завету. В Пятикнижии Моисеевом есть указания на то, что в ветхозаветные времена совершалось два жертвоприношения — одно вечером, другое утром. И также была традиция вечером возжигать и вносить в скинию светильник и до утра наблюдать, чтобы он не погас. Христиане отчасти переняли эту традицию: они собирались именно по вечерам, после трудового дня, молились и устраивали агапы — трапезы любви. Как известно, у христиан изначально не было жертвоприношений: ведь Христос не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (Евр. 9, 12). Но на связь хрис­тианской вечерни с древними жертвоприношениями указывает одно из самых ранних ее песнопений — псалом 140‑й: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моея — жертва вечерняя. О чем здесь говорится? О том, что молитва — воздетые к Богу руки — заменяет вечернее жертвоприношение. Поэтому вечерня — молитвенное освящение вечернего времени — своим основанием имеет текст этого псалма.

В сегодняшней нашей церковной традиции вечерня открывает собой наступающий, завтрашний день. Приходя в церковь по субботам и накануне праздников, мы видим, что вечерня входит в состав всенощного бдения, но по будним дням она совершается и отдельно. Перед вечерней всегда совершается девятый час — он как бы завершает уходящий день, а вечерня начинает день завтрашний. В начале вечерни звучит 103-й псалом, который так и называют — предначинательный: Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание и велелепоту облеклся еси. Псалом или читается, или, если вечерня совершается в составе всенощного бдения, — поется. Это величественная, поэтическая картина сотворения мира, гимн Богу-Творцу: Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь, да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе (Пс. 103, 33–34).

Предначинательный псалом поется при открытых царских вратах. Соответственно традиции, вечерня воспринимается как символическое отражение ветхозаветного времени — времени до пришествия в мир Христа. А 103-й псалом возвращает нас к счастливому времени до грехопадения первых людей: мы видим совершенство творения, блаженство природы и человека. Человеку остается радоваться и славить Творца. Но вот происходит катастрофа — райские врата (в нашем случае — царские врата) закрываются. И дальше мы переживаем эпоху, наступившую после грехопадения: человечество молится перед закрытыми вратами Рая.

Далее диакон возглашает прошения мирной ектении («Миром Господу помолимся…»), в которых мы испрашиваем того, чего лишились в грехопадении: мира с Богом, мира с ближними и мира с самими собою.

Затем мы слышим первую кафизму Псалтири (правда, в приходской практике она поется в сокращении, так что в реальности звучит только несколько стихов), начиная с первого псалма: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Здесь возможны разные толкования. Традиция толкования, восходящая к святому Симеону Солунскому, говорит, что блаженный Муж — это Хрис­тос, потому что только Он, Единый Безгрешный, способен совершенно не участвовать в совете нечестивых — в делах тьмы. Но вполне допустимо считать, что первый псалом в данном контексте — предупреждение падшему человеку, призыв не становиться на путь грешных и не садиться на седалище губителей, а, напротив того, подчинить свою волю Божиему Закону (см.: Пс. 1, 1–2).

Затем мы слышим уже упомянутый здесь основополагающий псалом вечерни, 140-й: Господи, воззвах к Тебе. Это псалом покаянный, за грехопадением следует покаяние. Стихиры на «Господи, воззвах» — это, как правило, изменяемые песнопения, которые вводят нас в наступающий праздник, в его содержание и смысл. Вечерня происхождением своим восходит к Ветхому Завету, и как Ветхий Завет предвозвещает Новый, так и вечерня лишь предвозвещает наступление праздника; во всей полноте мы увидим праздник лишь на утрене и затем — в Божественной литургии, в Евхаристии.

Накануне воскресных дней и праздников, когда вечерня совершается по чину великой вечерни, на ней совершается вход: из алтаря северной дверью выходят сначала пономари, несущие свечи, потом диакон с кадилом, потом священник. Свечи напоминают нам о том самом светильнике, который торжественно вносили в скинию ветхозаветные евреи, а затем и христиане в свое богослужебное собрание — светильник символизировал Христа, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9).

Во время самого входа духовенства в алтарь через царские врата поется «Свете тихий святыя славы». Это один из самых ранних гимнов христианства. В этой песне Свет Истинный уподобляется мягкому свету заходящего солнца, озаряющему, согревающему, но не слепящему и не опаляющему. В символическом понимании вход — это выход Господа Иисуса Христа на общественное служение. Пономарь со светильником символизирует Предтечу — Иоанна Крестителя, который приготовил Господу путь, который был светильник горящий и светящий (Ин. 5, 35). Священник же символизирует Самого Христа.

Интересный момент: сегодня царские врата диакон открывает перед входом, как только хор начинает петь последнюю стихиру на «Господи, воззвах». А в старину в русских храмах царские врата оставались закрытыми до входа, их открывали снаружи легким толчком, этот обычай свидетельствовал о древней практике начинать вечерню в центре храма, так что в алтарь никто из клира до вечернего входа не входил. В символическом смысле можно это истолковать так: Небо людям открылось только тогда, когда вышел на Свою проповедь Христос.

Если вечерня совершается накануне одного из великих или двунадесятых праздников, то после прокимна (предваряющего, подготавливающего нас песнопения, в воскресенье, например: Господь воцарися, в лепоту облечеся (Пс. 92)) читаются паремии. Это отрывки из Ветхого Завета, связанные с новозаветным, евангельским событием, которое начинает (за вечерней именно начинает) вспоминать Церковь. Паремии напоминают нам о неразрывной связи двух Заветов, помогают увидеть празднуемое новозаветное событие в пространстве всей Священной истории и одновременно — ветхозаветное событие в свете Воскресения Христова.

После сугубой ектеньи Церковь предлагает нам присоединиться к вечернему славословию, которое одновременно есть и молитва: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже, Отец наших…».

Если вечерня совершается в составе всенощного бдения (повторимся: в субботу или накануне великого, двунадесятого или полиелейного праздника), то нас ждет затем лития — усиленное моление, как бы остаток крестного хода, который совершался на вечернем богослужении в раннехристианскую эпоху. Во время литии мы услышим молитву «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое» — это усиленное моление о всех нас и особенно о Предстоятеле Церкви, о правящем архиерее, о богохранимой стране. После каждого из прошений литии «Господи, помилуй» поется много раз: сорок, тридцать и пятьдесят.

Если вечерня совершается накануне воскресенья или праздника, т. е. входит во всенощное бдение, то после «Ныне отпущаеши» поются Трисвятое (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный…) и тропари праздника, а затем совершается освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея. Эта традиция возвращает нас к тем временам, когда в монастырях всенощное бдение совершалось действительно всю ночь. И необходимо было какое-то питание для подкрепления сил. Освящаются как продукты, употребляемые сразу (хлеб и вино), так и то, что будет питать нас в будущем — пшеница.

Почему в конце вечерни мы как бы слышим голос старца Симеона, благословляющего Младенца Христа: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое? Это песнопение напоминает нам о конечности жизни, о неизбежности смерти и Суда; но это лишь один из его смыслов. Симеон Богоприимец — последний из праведников Ветхого Завета, он ждал и дождался Мессию, Спасителя; теперь Бог даст ему спокойно умереть. Ветхий Завет завершен: настало новое время, и скоро в храме начнут совершать утреню.

Газета «Православная вера» №12 (512)

Записала Марина Бирюкова