В праздник Крещения Господня, или Богоявления, очень многие — даже и мало воцерковленные, и совсем не воцерковленные люди — стремятся, действительно, «на воду»: про очереди с бидонами, бутылками и канистрами сказано уже много. Нет, то, что люди верят в благодатную силу освященной воды (Великой агиасмы) — хорошо. Плохо, когда богословский смысл праздника, его духовная красота так и остаются для человека закрытыми; еще хуже, когда человека вообще ничто не волнует, кроме скорейшего наполнения его канистры. Но — будем надеяться, что это далеко не про всех. И постараемся помочь тем, кому, кроме воды, нужен еще и смысл.
Зрак раба
Праздник Крещения, или Богоявления Господня, идет следом за Рождеством Христовым и Обрезанием; он знаменует собою конец скрытого или, вернее, почти скрытого от нас времени земной жизни Иисуса Христа — Его детства и юности. Сын Марии и, как думали (Лк. 3, 23), Иосифа вырос и возмужал. На берегах Иордана гремит проповедь Его родственника и Предтечи — пророка Иоанна, сына Захарии: пророк призывает Израиль к покаянию, к очищению от грехов, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Иоанн крестит, а вернее (никакого креста ведь еще не было!) омывает приходящих к нему людей в иорданских водах, проповедуя о Том, Кто идет за ним, за Иоанном, и Кто будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11).
Происходит, однако, то, к чему даже боговдохновенный Иоанн не готов: Тот, Кого он ждал и проповедовал, Тот, Чью обувь он, по его собственному выражению, не достоин был понести (см. там же), приходит к нему в общем потоке, в толпе, ничем не отличаясь от прочих, от обычных людей, и, будучи безгрешным, хочет, чтобы он, Иоанн, крестил (омыл) Его в Иордане, как всех приходящих. Зачем?.. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 14–15).
Правда исполнена — и отверзаются небеса, и зримо сходит на Иисуса Святой Дух, и раздается голос Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Таким образом, в одночасье явлена Пресвятая Троица: Отец, Сын и Дух. Вот почему этот праздник именуется не только Крещением, но и Богоявлением, а также Просвещением — Бог явился миру в Своем Триединстве, просветив его. Тропарь праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе» (При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!).
Ради чего же все-таки крестился Христос в Иордане?.. Профессор Александр Лопухин (1852–1904) в своем труде «Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета» ставит этот шаг Спасителя в ряд Его поступков, говорящих, что Он, придя на землю, принял образ (зрак) не господина, но раба; что Он не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мф. 20, 28). Иоанн должен был понять это в момент иорданского Крещения, а апостолы — гораздо позднее, когда Учитель омыл им ноги перед последней трапезой (см.: Ин. 13, 1–15). Об этом же — о знаке смирения, самоумаления, истощания Бога — говорит и богослужение: «Понес раба зрак, предгрядеши креститися, Христе, от раба во Иорданских струях, избавляя от работы ветхаго греха, и освящая, и просвещая нас» (предпразднство Богоявления). Святитель Николай Сербский (Велимирович) пишет о том, что Крещение Иисуса в Иордане было актом Его смирения перед законом (так же, как и Обрезание Господне — праздник, предшествующий Богоявлению. — Авт.), и что этим Своим поступком Спаситель утвердил значение Крещения Иоаннова. А святой праведный Алексий Мечев, обращаясь к пастве в этот день, говорил, что погружение Спасителя в воды Иордана — в то время, когда, отзываясь на призыв Предтечи, «застонала вся Палестина покаянными воплями» — было знаком Его любви к кающимся, принятия Им этой боли на Себя, действенным ходатайством за кающихся грешников перед Отцом.
И все же это неполный ответ на вопрос «Зачем?».
Власть быть чадами Божиими
«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских», — поет Церковь в эти дни. Вот он, ответ: Христос крестился в Иордане ради нас с вами. Девятая песнь канона утрени на Богоявление: «Днесь Владыка прииде освятити естество водное». Своим погружением Христос освятил воду — ради того, чтобы мы потом могли креститься в воде. Уже не просто омыться от грехов, как ветхозаветные евреи, приходившие к Иоанну на Иордан, а именно креститься Духом Святым, освободиться от рабства первородному греху, преодолеть Адамово падение и родиться в жизнь вечную. «Адама истлевшаго обновляет струями Иорданскими и змиев главы гнездящихся сокрушает Царь веков» — это тоже канон на утрене Богоявления, песнь первая.
Из проповеди святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Святая Церковь, богословствуя Духом Святым, о тайне Крещения Господа нашего говорит, что Господь, крестившись в водах Иордана, потопил человеческий грех Своею безмерною праведностию, освятил воды и на все века дал им силу освящения, чтобы даровать нам баню пакибытия и обновления Духом Святым; отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама, и низвести на землю Духа Святаго, Который не имел на земле места, где голову приклонить, по причине крайнего развращения рода человеческого; чтобы Адама очистить от скверны и возвести на небо оправданным».
Святитель Иоанн Златоуст писал, что в этот праздник «…освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только дьявол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества».
И, коль уж мы заговорили о том, что освященная Богочеловеком вода стала стихией нашего очищения и возрождения — мы должны услышать проповедь священномученика Иоанна Восторгова:
«Крещение Господне напоминает нам о том, что и мы некогда погружались в воду крещения, и над нами разверзались небеса, и на нас сходил Дух Святый, посланный Отцом Небесным, по обетованию и по искупительным заслугам Сына Божия. И в тот миг крещения нашего во имя Святой Троицы о каждом из нас как бы изречено было Отцом Небесным: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Да, мы чрез крещение — дети и сыны Богу, усыновленные Ему, по Его великой милости. Оттого и говорим Ему в молитве с дерзновением: "Отче наш, Иже еси на Небесех". Оттого и слышим отрадное слово евангелиста: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12)».
Да возвеселится пустыня
Но, как бы ни сетовали мы по поводу очередей с бидонами, как бы ни огорчало нас примитивно-потребительское отношение к святыне, крещенская вода — это явленное чудо. Я чувствую это каждый раз, умываясь ею на морозе, видя, как падают ее хрустальные капли в снег; чувствую, когда мне звонят родные и просто знакомые люди, престарелые, не способные дойти до храма или живущие там, где храма нет, — и просят непременно привезти им святой воды.
Крещение Господне — праздник, связывающий нас, сегодняшних, с глубокой — вплоть до дней сотворения мира — древностью: неслучайно его богослужение так плотно переплетено текстами Ветхого Завета: тринадцать паремий читается на вечерне и еще три — на Великом освящении воды. И все эти паремии так или иначе связаны с водой, которая «с самых первых дней творения является одухотворяющим, освящающим естеством» (священномученик Сергий Мечев). В начале чина освящения воды поется стихира «Глас Господень вопиет на водах, глаголя: приидите, приимите вси духа премудрости, духа разума…» (еще раз напомним о том, что праздник Крещения именуется также и Просвещением). Затем читаются три красивейшие паремии из книги пророка Исаии: Тако глаголет Господь: да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня, и процветет яко крин, и да прозябнет, и вся возвеселятся… (Ис. 35); Тако глаголет Господь: жаждущии, на воду идите, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите и пийте, без сребра и цены… (Ис. 55); Тако глаголет Господь: почерпите воду с веселием от источник спасения. И речеши в день он: исповедайтеся Господеви, и призовите имя Его, возвестите во языцех славу Его… (Ис. 12).
И здесь нам нужно понять, что пустыня жаждущая — это, по сути, каждый из нас; и для того, чтобы процвести яко крин (полевой цветок, лилия или ирис), нам нужна живая вода благодати Божией. От этой живой воды процвела и принесла живоносные плоды ветхозаветная Церковь, ставшая Церковью Завета Нового — Церковью Христа. Об этом говорит канон Иоанна Дамаскина: «Неплодная древле и безчадная люте, днесь веселися, Христова Церковь, водою бо и Духом сынове тебе родишася, верою взывающе: несть Свят якоже Бог наш».
Газета «Православная вера» № 01 (621)