В декабре 2022 года в Саратове уже в двадцатый раз прошли Межрегиональные образовательные Пименовские чтения. Это значительное для Поволжья событие традиционно привлекает участников не только со всей Саратовской митрополии, но и из других регионов. Нам удалось побеседовать с почетной гостьей форума, начальником управления научной деятельности Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, исполнительным директором Научно-образовательной теологической ассоциации Галиной Ивановной Теплых.
— В своих выступлениях Вы связываете развитие теологии и духовно-нравственное воспитание в высшей школе. Как это связано?
— Теология в светских университетах — это не только самостоятельное направление подготовки, но и система ценностей, которая транслируется через все содержание гуманитарных дисциплин. Можем ли мы представить историю без роли религии в ней? Как говорить об Александре Невском, не упоминая о том, что это святой благоверный князь? Содержание любого гуманитарного предмета — истории, логики, обществоведения, философии, этики — наполнено ценностными, религиозными смыслами. Теология пронизывает все содержание социогуманитарного пространства.
— А возможно ли вообще воспитать совершеннолетнего, уже во многом сложившегося человека, каковым является студент?
— На эту тему все время дискутируют, но мы должны вспомнить, что студент — это человек молодой, который социализируется в академическом пространстве. Он получает образование, а образование сегодня, как это определяет Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» — это воспитание плюс обучение. В 90-е годы воспитание было вычеркнуто из системы образования, акцент был перенесен на образовательные услуги, и это, конечно, нанесло невероятный ущерб тем поколениям, которые выросли вне воспитательной среды. Представьте себе педагогическое образование этих лет вне воспитания. Но, по сути, содержание любой учебной дисциплины так или иначе воспитывает.
Конечно, у молодежи часто есть внутренний протест, даже отторжение: зачем и кто это нас будет воспитывать?! Но мне кажется, что если мы не станем так настойчиво употреблять сам этот термин «воспитание», а просто в содержании преподаваемых предметов будем открывать им такие уникальные примеры, которые позволят задуматься, удивиться, может, где-то содрогнуться, по-новому открыть для себя тот или иной исторический сюжет, личный подвиг — все будет происходить естественным образом. И целый ряд проектов, которые мы реализуем в университетах, входящих в НОТА, это доказывает. Студенты даже предельно либерального толка, отрицающие теологию, знакомясь ближе с жизнью Церкви, внутренне меняются и сами об этом говорят: «Нам все это по-другому открылось».
— От преподавателей различных вузов с каждым годом все чаще можно услышать, что катастрофически падает качество абитуриентов, которые поступают в высшую школу. Вы придерживаетесь такого же мнения?
— Действительно, уровень базовой подготовки очень низкий, но за душу можно побороться! А если будет развиваться душа, то и уровень образования можно подтянуть.
Приведу один пример. На днях на форуме в Московском педагогическом государственном университете стояла елка, на которой студенты размещали записки с пожеланиями к Новому году. Мы были просто покорены тем, что в этих записках было написано! Из них видно, что молодежь наша — прекрасна, она не утратила добра, тепла и сердечности. И волонтерское молодежное движение, которое в последние годы у нас так развернулось, — этому доказательство. Душа-то молодых людей — светлая, хорошая. Да, знание учебных дисциплин каких-то хромает, и баллы ЕГЭ не очень, но с этими людьми можно работать. Они откликаются на доброе, просто ими толком не занимались ни в семьях — их так много неблагополучных, ни в образовательных организациях.
— Ассоциация НОТА, директором которой Вы являетесь, — для чего она создавалась, с какими целями?
— Научно-образовательная теологическая ассоциация — это инициативный проект ректоров ведущих российских университетов и духовных школ России — таких, как Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Общецерковная аспирантура и докторантура, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Московская архитектурная академия, Ядерный университет МИФИ. Президент НОТА — митрополит Будапештский и Венгерский Иларион. Это проект, который был поддержан всеми ветвями власти, Межрелигиозным советом, то есть его поддержали все традиционные религии России. Еще в 2017 году, на Первом теологическом форуме, было принято решение о необходимости организационного оформления теологии как дисциплины, которая возвращается в светское образовательное пространство после советского периода забвения, и в 2018 году была создана наша ассоциация. Кстати, в первых рядах ее членов оказался Саратовский государственный университет, а в декабре 2021 года региональный теологический кластер пополнила Саратовская православная духовная семинария. Сейчас в составе НОТА уже 77 университетов и духовных школ России, чьи ректоры понимают роль и значение теологии сегодня, важность нравственного воспитания и сохранения духовного наследия, а также потенциал теологии в решении важных государственных задач.
Теология сегодня стала ключевым инструментом духовно-нравственного воспитания потому, что именно она дает ответы на самые важные духовные вопросы: что есть добро, кто его несет, от кого оно исходит, как ему учиться, как себя воспитывать и развивать.
— Знакомство с любой религией предполагает не только знакомство с теорией, но и практику. Практика дает знания, которые невозможно получить теоретическим путем. Предполагает ли изучение теологии погружение в практику тех или иных религий?
— Здесь мы с вами подходим к вопросу: теология и богословие — это одно и то же? По объему и по содержанию — да, но в религиозных образовательных организациях обучают богословию, и содержание наполняется богослужебной практикой. В светских же университетах образовательная программа — теология, и там учатся светские люди, которые не всегда являются на этот момент священнослужителями, а проходят подготовку, например, для дальнейшей работы в сфере государственного управления, педагогической работы.
— Но ведь духовно-нравственное воспитание — это тоже своего рода практика. Например, когда я училась, еще в советской школе, нам не просто говорили, что хорошо уважать старших, — мы были тимуровцами, помогали одиноким бабушкам принести продукты, прибраться дома. То есть это выражалось еще и в практических действиях. Какую практику предлагает студентам теология?
— Прежде всего, это освоение исторического наследия и опыт социального служения: больницы, школы-интернаты, кормление обездоленных. Это очень много дает для переосмысления жизни. Общаясь со студентами, я слышала, как они рассказывали об этом опыте: «Когда ты приносишь еду обездоленному человеку, у которого нет ничего, кроме улицы и куртки, которая на нем, — многое переосмысливаешь, становится стыдно за свои капризы. Мозг встает на место». В светских вузах волонтерство во всех его формах сейчас очень развито, и студенты могут делиться добром. Наконец-то у молодежи появилась возможность послужить и людям, и Отечеству, они стали востребованы.
Во многом благодаря Научно-образовательной теологической ассоциации и нашему федеральному проекту «Нота в НОТЕ» сложился хор Президентской академии, который сейчас выступает в госпиталях перед ранеными, в домах инвалидов и домах престарелых. Изначально хор собрался из-за желания студентов петь, мы предложили университетам объединить усилия, обмениваться творчеством. И вот теперь они выезжают в социальные учреждения с концертами. Сначала, как говорят студенты, раненые их не принимали. Было некое отторжение: что, мол, пришли? На нас поглазеть, полюбопытствовать? А когда они стали петь для бойцов, то после и у слушателей, и у самих артистов были слезы на глазах, люди в зрительном зале поняли, что это искреннее сопереживание и желание поддержать. И тогда барьер растворился, завязались знакомства, ребята стали общаться с бойцами. Мы думаем, что там и пары могут сложиться, в общем, интересное получилось общение.
В рамках другого нашего всероссийского проекта — студенческих экспедиций «Город-герой» — в каждой поездке предполагается встреча с правящим архиереем. Например, в Смоленске студенты Президентской академии общались с владыкой Исидором. И сначала, честно говоря, мы встретили полное сопротивление ребят: «Зачем мы туда пойдем? Что он нам скажет? Что мы там услышим?..». Тем не менее, мы их туда все-таки привели, потому что знали: их мнение поменяется. В результате они встретились с архипастырем, за теплой трапезой и чашкой чая поговорили на многие темы: о жизни, о смерти, о том, что это за подвиг такой — умереть за свою Родину, о том, что значит уважать своих родителей и т. п. Владыка спокойно и интересно ответил на все их вопросы, даже самые каверзные. И человек в рясе уже стал для них не таким отчужденным. Такие встречи полезны и важны, причем не только в рамках изучения православия. Религиозная грамотность у нас среди молодежи крайне низкая.
— Когда возник вопрос о том, что отсутствие духовно-нравственного воспитания стало влиять на качество жизни людей в социуме и нужно как-то решать эту проблему, у высшей школы был выбор: можно было, например, перенять советский опыт воспитания нравственности в студентах. Почему все-таки было отдано предпочтение не более близкому по времени советскому опыту, а скорее, опыту религиозному?
— Известный исторический факт: ценности советского времени определял «Моральный кодекс строителя коммунизма», а он писался с христианских заповедей. Профессор Дмитрий Викторович Шмонин в своей книге «Теология и университет» ответил на все эти вопросы, разъясняя роль и место теологии в светском университете. На сайте НОТА в открытом доступе есть эта книга. В ней приведены мнения на этот счет Президента России, Святейшего Патриарха Кирилла, а также мнения многих наших именитых ученых.
Указ Президента № 809 от 9 ноября 2022 года четко определил, что считается нашими ценностями. Традиционные ценности — это нравственные установки, которые формируют мировоззрение и позволяют сформировать общероссийскую гражданскую идентичность. И среди таких ценностных установок — ценности традиционных религий России: гуманизм, милосердие, патриотизм, служение Отечеству, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, приоритет духовного над материальным.
— Какие еще проекты реализует теологическая ассоциация?
— Среди самых масштабных проектов, в которых участвует максимальное количество наших членов-университетов, — ежегодная научная конференция «Теология в научно-образовательном пространстве»; международный форум «Школа молодого теолога», который проходит в Дагестане; всероссийский студенческий литературно-музыкальный фестиваль «Нота в НОТЕ», который очень многим полюбился, и другие.
— В советское время среди юношества очень популярным форматом общения была дискуссия. Для молодежи было важно доказать свою точку зрения и в ответ услышать что-то интересное. Люди были к этому открыты. А сейчас дискуссии исчезли. Даже друзья больше не спорят, зачастую вообще стараются не афишировать, а тем более не отстаивать своих убеждений. Как думаете, в чем причина этого и можно ли вернуть дискуссию в молодежную среду?
— Это связано со всепоглощающей цифровизацией, которая не просто пришла в жизнь молодежи, открывая новые познавательные возможности, но и погрузила ее в новое небезопасное пространство. Молодые люди более откровенны в соцсетях. Лучший друг — не живой человек, а гаджет, с ним можно поделиться, спросить совета, выплеснуть эмоции, вместо того чтобы пойти к другу, матери, учителю. Сейчас надо их либо оттуда возвращать, либо работать с ними там, на этой территории. Этим, кстати, успешно занимаются Саратовский государственный университет и Саратовская семинария. Теологи создают и продвигают теологический контент, традиционные ценностные смыслы в социальных сетях, где под кураторством преподавателей молодые люди говорят с широкой аудиторией о православии.
Это непростой процесс. В нем все учатся. Студенты перерабатывают материалы лекций, дополняют информацией из первоисточников, затем материал проверяет преподаватель, убеждается, что он верен с точки зрения богословской традиции, исторических фактов, и только после того контент загружается в сеть. Необходимо, чтобы материал был написан не только верно, но еще и оперативно, доступно для понимания, коротко и сопровождался изображениями и видеоматериалами высокого качества эстетики и смысла во всех формах подачи — репортажи, интервью и т. п. Преподаватели помогают сориентировать по инфоповодам православного календаря, расставляют акценты в пробных версиях. Коллеги из СГУ очень долго учились сами новому для них формату — подбирали соответствующую технику, учились снимать видеоролики, отрабатывали технические навыки. Такая гармония — результат тесного взаимодействия с епархией. И теперь СГУ — пример в образовательной среде не только региона. Университет представлял свой опыт и участвовал во всероссийском образовательном проекте международного информационного агентства «Россия сегодня», восемь прямых эфиров которого собрали более 700 человек.
— Традиционный наш вопрос гостям: что бы Вы могли пожелать молодым людям, студентам?
— Не бояться смотреть на этот мир широко открытыми глазами, не бояться открывать свое сердце ему. Открывая душу, человек научается видеть красоту и доброту вокруг. Мир открыт, только нужно найти это добро, поселить его у себя в сердце, и тогда ты сможешь этим добром, этими яркими красками, красотой делиться с окружающими. Давайте вместе делать этот мир лучше!
Газета «Православная вера», № 01 (717), январь 2023 г.