Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Выступление Высокопреосвященнейшего Лонгина, Митрополита Саратовского и Вольского, на семинаре «Особенности совместной деятельности духовенства и сотрудников УИС в сфере исправления, ресоциализации и духовно-нравственного просвещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях и СИЗО»
Просмотров: 2634     Комментариев: 0

Ваше Преосвященство!
Уважаемые отцы и братия!

 

Я сердечно  приветствую всех участников семинара, посвященного совместной работе сотрудников Управления федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области и духовенства митрополии в деле окормления заключенных.

Особое служение ― помощь тем, кто находится в местах заключения, ― было всегда присуще Церкви. Оно основано на прямой заповеди Христовой, на словах Самого Спасителя: в темнице был, и вы пришли ко Мне … как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 36).

Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих (Евр. 13, 3) ― это наставление апостола адресовано уже первым христианским общинам.

 Практически весь ХХ век и сама Русская Православная Церковь находилась в узах, но после завершения периода государственного богоборчества и гонений, как только это стало возможным, она приступила к возрождению своего тюремного служения. Одним из первых храмов в России, открытых на территории исправительного учреждения, стал храм святой блаженной Ксении Петербургской в саратовской ИК-33. В 1993 г. его посетил во время своего визита в Саратов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

За эти годы храмы или молитвенные комнаты появились практически во всех исправительных учреждениях Саратовской митрополии. На  территории области находится 16 исправительных учреждений, в 14 из них совершаются богослужения.

Между Саратовской епархией и Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области заключено соглашение о сотрудничестве, которое дает нам возможность совместной работы. В исправительных учреждениях регулярно проводятся беседы и лекции о православном вероучении, в тюремные библиотеки передается духовная литература. Но главное ― люди, находящиеся в местах лишения свободы, имеют возможность общаться со священником, участвовать в богослужениях, приступать к спасительным таинствам Церкви.

Тюремное служение ― очень непростое, оно совершается на стыке разных областей: пастырского душепопечения, просветительской и социальной деятельности. Оно требует от священника жизненного и духовного опыта, умения общаться, большой любви к людям ― и в то же время очень большой трезвости. Требует чисто специфических знаний о душевных, духовных, психических недугах и их преодолении; и о тех писаных и неписаных законах, которые действуют за колючей проволокой.

Пастырь призван обращаться не только к тем, кто преступил закон и несет заслуженное наказание, но и к тем, кто работает в исправительных учреждениях, обеспечивает соблюдение правопорядка. Сама обстановка, постоянное внутреннее напряжение, соприкосновение с темными сторонами человеческой жизни и человеческой души, как правило, вызывают очень большую душевную усталость у сотрудников колоний и тюрем. И задача священника ― не дать ожесточиться сердцам «с обеих сторон». В тех, кто оступился, вселить надежду на исправление и спасение. И всем ― помочь приступить к Таинствам Церкви, прежде всего, к Таинствам покаяния и Причащения, в которых нам подается укрепление и помощь от милостивого и всесильного Господа.

Несмотря на то, что сотрудничество Церкви и УФСИН ведется на протяжении последних 25 лет, и уже можно говорить о каких-то результатах, тем не менее, в нашем взаимодействии есть и проблемы. Часто они носят субъективный характер, и бывают обусловлены как поведением священника, несущего послушание в местах лишения свободы, так и позицией руководства колонии. Священнослужители не всегда бывают готовы к столь сложной и ответственной деятельности. Повторю, что мы только восстанавливаем традиции пастырского окормления узников. Многое познается только благодаря опыту, иногда учимся на ошибках. Программа нашего семинара посвящена ряду практических аспектов служения, и я очень надеюсь, что это поможет его участникам в дальнейших трудах.

Но есть и ряд системных проблем, о которых я считаю нужным сказать.

Сами сотрудники УФСИН признают, что сформировавшаяся на сегодняшний день в России пенитенциарная система практически не имеет в своем арсенале действенных средств перевоспитания осужденных. Оперативно-режимные аспекты деятельности учреждений исполнения наказаний абсолютно доминируют над воспитательными. По этой причине допускается проведение обысков в храмах с целью обнаружения запрещенных предметов и веществ, в том числе, в алтаре с нарушением неприкосновенности Престола.

Не все заключенные могут посещать богослужения. Осужденные, содержащиеся в штрафных изоляторах (ШИЗО), помещениях камерного типа (ПКТ), отрядах строгих условий содержания, а также осужденные, работающие в промзоне, в рабочие дни, лишены это возможности.

Допуск осужденных на особо торжественные богослужения (в частности, на архиерейские), производится по заранее заготовленным спискам. Эти списки составляются руководством «с учетом оперативных вопросов», в них, например, могут быть включены люди, просто имеющие опрятный внешний вид (ввиду присутствия высокого начальства и прессы).   

Порой под разными предлогами администрация отказывается от предлагаемых нами новых форм просветительской деятельности. Так, мы готовы были предоставить технику и видеоматериалы духовной тематики. Но в одних исправительных учреждениях этот проект принимается с интересом, а в других отвергается. И, скорее всего, основная причина отказа ― перестраховка, «как бы чего не вышло».

Хочется надеяться, что наша встреча послужит решению проблем и укреплению взаимодействия ради блага людей.

Очень важным мне кажется обмен опытом по ресоциализации заключенных. Для нас работа с людьми не заканчивается с их выходом на свободу. Если они получили духовную помощь в местах заключения, обрели веру, воцерковились, то очень часто первым делом они идут в храм, просят дать им работу в Церкви. Конечно, мы стараемся помочь, но здесь наши возможности невелики ― и в материальном отношении, и в плане предоставления рабочих мест. Поэтому одной из самых актуальных задач в тюремном служении Церкви сегодня я считаю установление взаимодействия с государственными структурами, которые занимаются ресоциализацией бывших заключенных, в том числе, в системе УФСИН и МВД. Это проблема, которая требует наших общих усилий, и здесь многое зависит от нашего неравнодушия и желания помочь.

Еще раз от души приветствую всех вас и желаю плодотворной работы. Надеюсь, что проведение семинара послужит укреплению взаимопонимания и доверия, освоению нового опыта и форм взаимодействия Церкви и УФСИН в деле помощи заключенным ― ради блага нашего общества и ради спасения людей.