Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Выступление Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина на Первых областных православных педагогических чтениях
Просмотров: 4081     Комментариев: 0

Выступление Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина на Первых областных православных педагогических чтениях «Преподавание курса ″Основы православной культуры″: опыт, проблемы, перспективы».

Уважаемый Павел Васильевич!
Уважаемый Гарри Николаевич!
Уважаемые участники и гости Чтений!

 

Я рад приветствовать вас на Первых педагогических чтениях, которые задуманы как важнейшая в нашей области площадка для обмена опытом в сфере преподавания предмета «Основы православной культуры»; как место для встреч и развития диалога между представителями преподавательского сообщества и Православной Церкви, крайне нужного и необходимого обеим сторонам.

Основная тема Первых чтений — опыт и особенности преподавания предмета «Основы православной культуры». Тема эта сегодня остро актуальна потому, что совсем недавно принято решение о введении в школьную программу нового учебного курса — «Основы религиозной культуры и светской этики», по итогам эксперимента, проводившегося в ряде регионов России и получившего положительную оценку. Напомню, что именно Русская Православная Церковь в течение многих лет настаивала на этом, убеждала органы государственной власти в том, что в российской школе обязательно должны присутствовать предметы духовно-нравственного содержания, что школа ни в коем случае не должна отказываться от воспитательной функции, которая является для нее исторически традиционной.

В 2012-2013 учебном году в четвертых классах общеобразовательных учреждений нашей страны начинается преподавание нового учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Курс состоит из шести модулей, «Основы православной культуры» — формально лишь один из них. Но нужно ли говорить, что в нашей стране — стране с уникальной национальной культурой, сформированной Православием, где большинство жителей считает себя православными людьми,— этот предмет заслуживает того, чтобы ему было уделено особое внимание. На вопрос: «Хотите ли вы, чтобы ваши дети изучали православную культуру»,— дали положительный ответ более 60 процентов родителей школьников Саратовской области. Поэтому можно утверждать, что этот предмет востребован — востребован семьей, нужен родителям и детям, и школа должна учитывать эту особую востребованность.

Однако все мы понимаем, что введение нового предмета, да еще многомодульного, требует от школы, директоров, педагогов — значительных усилий, затрат сил и средств. А поскольку эти силы и средства не бесконечны, то приходится, как сегодня говорят, «оптимизировать» затраты, стремясь при проведении необходимых реформ обойтись «малой кровью». Именно поэтому, насколько я знаю, администрациям некоторых школ кажется оптимальной возможность ограничиться модулем «Основы светской этики». Существует совершенно ошибочное мнение, что этот модуль — самый простой для преподавания, что для его ведения не нужно специальной подготовки и дополнительных учебных пособий, что он приемлем для всех. Однако это не совсем так.

Все мы знаем, что основная общественная дискуссия развернулась, прежде всего, вокруг возможности преподавания в государственной средней школе дисциплин, даже не вероучительных, но говорящих хоть в какой-то степени о религиозной картине мира. В противовес им модуль «Светская этика» был заявлен как компромиссный, абсолютно нерелигиозный, несущий в себе некое универсальное, «объединяющее» начало. Но те, кто следил за дискуссией, не может не знать, что именно этот модуль вызвал острую критику в научном и преподавательском сообществе. Критике подвергается всё: содержание учебного пособия, подготовленного для преподавания курса, даже само название этого курса. По мнению многих видных современных ученых, сотрудников академических институтов, такого понятия, как «светская этика» просто не существует. Этот термин не принят в современной философской литературе, у него нет историко-философского обоснования, он выглядит искусственно сконструированным и содержательно неадекватным.

Этика — это философия морали. Слово «светский» никогда не было синонимом слова «внерелигиозный». Оно исторически означало в русском языке принадлежность к образу жизни определенных слоев общества, преимущественно аристократических. Отсюда выражения «светская жизнь», «светский этикет». Этика же — наука о морали, ее истоках и принципах — никогда не была «светской». Возникает путаница, которую мы и видим сегодня, ведь мало кто из родителей четвероклассников, которым предлагается сделать выбор, четко понимает разницу между понятиями «этика» и «этикет».

Еще большая проблема — полное отсутствие в этом модуле ценностных оснований для того духовно-нравственного воспитания, к которому мы стремимся. Посмотрим, например, какоеопределение дается в разработанном учебном пособии понятию «добро»:

«Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними» (с. 12, урок 5).

«…добро – это:

–поступки, которые помогают преодолеть разобщённость между людьми, способствуют утверждению гуманности (человеколюбия, взаимопонимания и взаимоуважения);

–поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям» (с. 13, урок 5).

Уважаемые учителя, эти определения предлагается усвоить четвероклассникам, десяти-одиннадцатилетним детям! Разве могут эти фразы вызвать сердечный отклик, помочь ребенку понять, что такое добро, помочь полюбить его? Еще большее недоумение вызывают суждения авторов пособия о морали, о нравственной системе координат, например:

«Моральные нормы (правила) нигде не записаны… Моральные нормы не имеют документального оформления, т.е. нет единого свода (списка) моральных норм… Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание» (с. 10–11, урок 4 «Особенности морали»).

«Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми» (с. 7, урок 2).

Удручает то, что в качестве образцов для подражания, добродетельных людей в уроке «Добродетель и порок» современным детям предлагаются спортсмены, артисты, литературные персонажи (богатыри, мушкетёры, рыцари)» (с. 17, урок 6 «Добродетель и порок»), и в качестве нравственного идеала — полностью искусственные, неумеренно идеализированные типажи под названием «джентльмен» и «леди» (с.53, урок 25 «Нравственные идеалы»).

Это всего лишь несколько примеров, и только вам, уважаемые педагоги, придется решать: сможете ли вы качественно преподавать этот модуль, работать с увлечением, посеять в своих учениках «разумное, доброе, вечное», испытать радость и душевное удовлетворение, увидев результаты своих трудов.

Повторю: все мы понимаем, что введение нового предмета требует больших трудов. И мне отрадно говорить о том, что наша область в какой-то степени оказалась этому готовой — благодаря нашему сотрудничеству, нашим предыдущим встречам. У нас уже накоплен определенный опыт преподавания «Основ православной культуры»: в некоторых образовательных учреждениях нашего региона этот предмет преподается с середины девяностых годов. Были подготовлены многочисленные учебно-методические комплексы, помогающие учителю в его труде. На данный момент свыше трехсот общеобразовательных учреждений нашей области задействованы в этом процессе. Более семи лет на базе Саратовского государственного университета работают курсы переподготовки учителей по предметам «Основы православной культуры и истории мировых религий». За время их существования было подготовлено больше тысячи педагогов. Конечно, не все выпускники курсов преподают ОПК, но полученные в ходе обучения знания помогают им через интегрирование православной тематики в предметы гуманитарного цикла приобщить детей к богатейшему наследию христианской цивилизации.

В ряде районов между Церковью и органами образования сложилось самое доброе сотрудничество. Так, совместным попечением в школах открыто около 40 специализированных классов для преподавания ОПК (в Саратове, Энгельсе, Татищевском, Петровском, Ртищевском, Балашовском районах). Во многие учебные заведения были переданы комплекты учебных пособий для преподавания этого предмета, и мы готовы развивать и продолжать подобное сотрудничество, оказывать помощь учебным заведениям, педагогам, стремящимся передать детям культуру родного Отечества. Безусловно, мы надеемся, что появление в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики» принесет пользу школе, семье и детям.

Пока курс планируется преподавать только в четвертом классе, а этого, конечно же, недостаточно. Поэтому, по общему мнению, абсолютно необходимо сохранить многолетний опыт преподавания ОПК в тех образовательных учреждениях, где они преподавались и максимально распространить его.

Преподавателей модулей курса предписано готовить региональным институтам повышения квалификации работников образования. Но в большинстве регионов, в том числе и в Саратовской области, уже имеются разнообразные курсы подготовки преподавателей ОПК. Отказываться от их опыта было бы неверным, и мы надеемся на понимание и продолжение сотрудничества с министерством образования в этом вопросе.

В свою очередь обещаю, что Русская Православная Церковь, Саратовская митрополия будет делать всё от нас зависящее для развития просветительской работы, для того, чтобы знания о православной культуре, определяющей направление всей российской истории, стали доступными для максимально возможного числа людей. И надеюсь, что наши Первые педагогические чтения станут еще одним шагом к этому.

Я поздравляю всех участников чтений с их открытием, желаю всем плодотворной работы, интересных встреч.

14.12.2011, Татищево