О том, как работать над собой на протяжении Святой Четыредесятницы и как дожить до Пасхи, не бросив поста от изнеможения или разочарования, рассуждает игумен Нектарий (Морозов).
«Плавали — знаем»?
Мы знаем, что Великий пост — время не только воздержания, не только молитвы, не только испытаний и искушений, но и особенно острой борьбы с теми недостатками, которые мы в себе изо дня в день замечаем. И вместе с тем мы помним, сколько раз доводилось нам вступать на это святое поприще, сколько раз мы начинали истреблять в себе страсти и грехи и как мало мы в этом преуспевали, в какой незначительной степени нам удавалось измениться.
От этого опыта рождается порой страшная апатия и опускаются руки. Начинает казаться уже, что пытаться в себе что-то изменить — бесполезно, потому как «плавали — знаем» и можем заранее сказать, чем это для нас закончится.
Но на самом деле никому другому так не угодно это убеждение, как врагу рода человеческого. Ведь до тех пор пока мы не прекращаем своей борьбы, до тех пор пока не складываем покорно руки, пока мы трудимся, остается надежда на то, что мы изменимся, а самое главное — на то, что мы сподобимся милости Божией и по этой неизреченной милости достигнем спасения.
Есть уроки, которые мы должны обязательно извлекать из нашей жизни. И это, вопреки расхожему мнению, не только те уроки, которые свидетельствуют о нашей немощи, о нашей непригодности ни к чему хорошему. Каждый раз, когда страсти нас одолевают, мы приобретаем и определенный положительный опыт. Мы получаем те знания о себе, посредством которых становится возможным понять, что делает нас удобопреклонными ко греху и почему мы оказываемся перед ударами страстей настолько слабы.
Капитуляция? А пощады нет…
Но для того чтобы эти знания нам пригодились, для того чтобы их можно было применить, нужно прежде глубоко понять одну важную вещь. Все время нашей земной жизни — это не просто временной отрезок, отведенный нам для того, чтобы мы прожили его в соответствии со своими представлениями. Это время не заканчивающейся, пока мы живы, войны. Даже тогда, когда мы не замечаем этих военных действий, даже тогда, когда мы перестаем воевать, даже тогда, когда мы близки к капитуляции, враг своей войны против нас не прекращает и не ослабляет. Он обязательно будет каждый день нас преследовать и каждую минуту стараться ввести нас в состояние еще худшее. И поэтому нам ничего другого не остается, кроме как в любом состоянии продолжать биться — ведь не только пощады, но и облегчения от признания поражения нам не будет. И конечно, нужно помнить, что это война не за какие-то земные обстоятельства — это война за нашу вечную жизнь.
План перехвата
А дальше, как на любой войне, важно бывает понять, почему врагу удается застать нас врасплох. И это тот труд, для которого Великий пост — самое благое время. Нам обязательно нужно найти часы уединения, в которые мы сможем так пристально, как это обычно не удается в суете, вглядеться в свою жизнь, найти в ней причины, по которым мы чаще всего грешим, и моменты, в которые мы чаще всего падаем. И здесь не стоит полагаться только на свою память — совершенно правильным будет, на мой взгляд, записать для себя результат этих размышлений и вслед за тем постараться составить для себя план: что и каким образом мы намереваемся преодолевать.
Человек практически никогда не падает сразу — у любого грехопадения есть подготовительный период. И каждому из нас относительно каких-то типичных, повторяющихся наших грехов он на самом деле хорошо знаком. Мы отнюдь не в бессознательном состоянии к падению подготавливаемся: человек ощущает, как сначала впускает в себя грех, как затем свыкается с ним, как потом соглашается на то, что враг ему предлагает, как в завершение всего делает решительный шаг. На любом из этих этапов человек может поймать момент и сказать себе: «Стоп!». Почему же мы этого не делаем, почему хватаемся за голову уже тогда, когда чего только не натворили?.. Потому что эти предощущения греха тонут в потоке других наших ощущений — более ярких, более приятных, к которым мы стремимся. А во время поста, когда этот поток для нас оскудевает, мы можем более отчетливо увидеть те процессы, которые происходят в нашем сердце.
И к этому видению нас, в том числе, подготавливает каждый раз удивительное песнопение, которое мы слышим на воскресном всенощном бдении на протяжении нескольких недель перед Великим постом. Называется оно — по первым словам соответствующего псалма — «На реках Вавилонских», и в завершении его мы призываемся к тому, чтобы взять и разбить неких младенцев о камень. Конечно же, не о младенцах человеческих идет речь, а о том, что мы должны умерщвлять в себе грех не тогда, когда он вырос и превратился в исполина, а когда он еще является беспомощным, как младенец. А о каком камне идет речь? Камень этот может быть только один — это Христос.
Во время поста, когда мы уже начинаем изнемогать, важно бывает напомнить себе: ни мы не спасаемся без Господа, ни Господь не спасает нас без нас самих. Бог потому не подает нам духовного преуспеяния без нашего упорного труда, что будет оно — таково уж устроение человека падшего — не усвоено, не оценено и оставлено в пренебрежении. Но если соединится наше усердие, наше внимание с милостью Божией, то плод от этого непременно будет явлен в полную силу.
«Укрепи, Господи!»
На самом деле, человек — существо удивительно творческое, потрясающе изобретательное, и если он всерьез ставит перед собой задачу что-либо преодолеть, то его мысль будет работать в этом направлении и находить самые разные и неожиданные способы. Примеров тому мы наблюдаем в жизни великое множество.
Мы знаем, что есть такие районы, где часто происходят землетрясения. И если несколько веков назад это была стихия, которой невозможно противопоставить решительно ничего, то сейчас человечество вполне успешно возводит сейсмоустойчивые здания, и если городам все же причиняется какой-то ущерб, то они уже не превращаются, по крайней мере, в руины. Если люди научились строить сейсмоустойчивые дома, они могут выстроить опоры и в собственной душе, чтобы ее не превращали в руины землетрясения искушений. Мы ведь просим: «Укрепи, Господи!», но мы и сами должны трудиться, и прежде всего укреплять «несущие конструкции», на которые в нашей жизни ложится основная душевная нагрузка.
Тем более что человеческая жизнь и человеческая душа куда совершенней любого здания. Преподобный Исаак Сирин говорит, что сколько бы раз ни терпел ты поражения, сколько бы раз ни повергал тебя враг, будь усерден, будь мужествен, — и однажды ты вырвешь знамя из рук исполинов, и оно станет знаменем твоей победы. А преподобный Иоанн Лествичник пишет, что даже когда ты падаешь на протяжении всей своей жизни, но вновь и вновь встаешь, твой Ангел-хранитель однажды почтит твое терпение, твое смирение и твое усердие, и ты почувствуешь ту помощь, которая наконец сделает тебя победителем.
Фото из открытых интернет-источников