Православное богослужение красиво не только внутренней стройностью и возвышенностью смысла. Пришедший в церковь человек видит и внешнюю красоту: в зависимости от праздника храм наполнен тем или иным цветом — отсветами золотого, сиянием белоснежного, переливами рубинового, глубиной небесной лазури. Мы привыкли к облачениям священников — множеству внешних деталей, узорам и вышивке на них, но никогда, может быть, не рассматривали их осмысленно и внимательно. А ведь всё, что мы видим в храме,— словно книга, которую можно читать и открывать в знакомом новые грани. Сегодня мы лишь немного затронем тему церковных облачений — на распространенные вопросы о них отвечают священнослужители Саратовской епархии.
Зачем нужны церковные облачения? Разве Бог смотрит на внешнее во время нашей молитвы?
Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска:
— По большому счету, Богу не нужно ничего, кроме нашей молитвы. Но вот сама наша молитва, как показывает опыт каждого, кто всерьез пытался молиться, нуждается в многочисленных подпорках. Во всех исторических формах религии священное отделено от мирского, возвышенное — от повседневного. Само понятие священного означает выделение некоторой части реальности через приближение ее к источнику благодати.
Церковные облачения являются одним из средств такого разграничения обыденного и святого. Их назначение особенно наглядно явлено в чине облачения епископа, совершаемом перед началом архиерейской Литургии. Эта довольно продолжительная церемония с возложением на архипастыря многочисленных деталей облачения совершается не где-нибудь в ризнице, а на кафедре — в центре храма — и сопровождается столь же многочисленными возгласами, молитвами и песнопениями. Этот чин выражает, во-первых, необходимость определенного преображения священнослужителя — обычного, связанного немощами человека — для совершения Таинства Евхаристии. Ибо нельзя прийти с улицы и сразу приступить к святыне. А во-вторых, архиерей облачается не сам — его облачают. То есть вся Церковь участвует в подготовке своего архипастыря к священнодействию, и потому оно становится истинной Литургией — не частным, но общим деланием всей Церкви.
Следует заметить, что любой элемент церковного облачения еще и соединяет различные исторические эпохи в единое время священной истории, то есть является символом. Так, например, архиерейский саккос, привнесенный в Церковь византийскими императорами, — это символ власти епископа, уравнивающий царство и священство, епитрахиль — напоминание о ветхозаветной Церкви, священники которой носили подобное облачение, а священническая риза — фелонь, имеющая прообразом универсальный дорожный плащ апостолов, — есть символ апостольской преемственности церковной иерархии.
Почему облачения на богослужении бывают разного цвета?
Отвечает священник Макарий Тагаев, настоятель храма Преображения Господня с. Пристанное:
— Традиция использовать облачение различных цветов складывалась в Православной Церкви постепенно. Установившиеся цвета облачений вероятнее всего перешли в богослужение из иконописи. Иконописные «лицевые подлинники» указывают, какого цвета одеяния следует писать на иконах того или иного святого, но не объясняют почему. В связи с этим «расшифровка» символического значения цветов в Церкви довольно затруднительна. Однако некоторые указания из Священного Писания и толкований святых отцов дают возможность установить ключевые принципы расшифровки цветовой символики.
В зависимости от празднуемого события облачение за богослужением может быть желтым, красным, голубым, фиолетовым, черным, белым или зеленым. Причем облачаются в тот или иной цвет не только священнослужители, но меняется и цвет облачения престола и жертвенника в алтаре, аналоев в самом храме.
Белый цвет — символ Божественного нетварного света, символ Божественной благодати, поэтому он используется преимущественно для господских праздников: Рождества Христова, Богоявления Господня и т. д. В белое также облачаются на праздник Рождества Иоанна Предтечи, в дни памяти Небесных Сил бесплотных, святых дев и девственников. В белых ризах принято совершать Таинство Крещения и отпевание, что символизирует особое единение в эти моменты человеческой души с Господом.
Золото благодаря своему солнечному блеску является в церковной символике таким же знаком Божественного света, как и белый цвет. Оно имеет и особое смысловое значение — царственной славы, достоинства, богатства. Господь наш Иисус Христос именуется в Священном Писании «Царь мира», «Архиерей грядущих благ». Этим понятиям более всего соответствует цвет золота (желтый) — цвет царского и архиерейского достоинства. В ризах золотого (желтого) цвета служат в дни памяти апостолов, пророков, святителей, так как эти праздники прямо связаны с представлением о Христе как Царе Славы — ведь речь идет о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие. В желтом облачении, если нет иного, более важного праздника, служат также во все воскресные дни.
Голубое облачение полагается для богородичных праздников и дней празднования особо чтимых богородичных икон. Обозначая духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность.
В красное священнослужители облачаются в дни памяти мучеников, что символизирует пролитую ими кровь, страдания и смерть за Христа. Кроме того, это цвет пасхальных богослужений. Праздник праздников — Пасха Христова — начинается в белых облачениях в ознаменование Божественного света, воссиявшего из гроба Воскресшего Спасителя. Но пасхальная Литургия, а затем и вся Светлая седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в искупительном подвиге Сына Божия.
На праздники, в которых прославляется непосредственно действие Святого Духа, — День Святой Троицы и День Святого Духа — все облачается в Церкви в зеленый цвет. Храмы на Троицу дополнительно украшаются полевой зеленью и ветвями деревьев. Дух Святой называется в нашем Символе веры «Господом Животворящим», и Церковь в украшении храма в эти дни выражает свою веру в животворящую силу благодати Божией, которая содержит весь мир и в особенности изливается на Церковь Христову, ведя каждого ее члена к жизни вечной. Зеленое облачение также используют в праздник Входа Господня в Иерусалим и в дни памяти преподобных, подвижников и юродивых, которые явились сосудами благодати Божией.
Фиолетовое облачение предназначается для праздников Креста Господня — в частности, Крестовоздвижения. Кроме того, в фиолетовое священники облачаются во время Великого поста — в субботние и воскресные дни и в дни полиелейных праздников. Этот цвет символизирует страдания Христа.
О черном цвете облачения, используемом в современной практике в будни Великого поста, стоит сказать отдельно. В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства имели черный цвет. В те времена в Греческой и Русской Церквях Великим постом облачались в «багряны ризы» — облачения темно-красного цвета. В России впервые было предложено облачиться в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 году — для участия в похоронах Петра II. С тех пор черное облачение постепенно начали использовать за великопостным богослужением.
Облачение в богослужебные одеяния различных цветов является в Церкви лишь традицией. В тех случаях, когда на приходе нет материальной возможности иметь облачения всех положенных цветов, священники могут служить в облачении желтого цвета в течение всего богослужебного года.
Правда ли, что право ношения элементов облачения дается священникам в качестве награды?
Отвечает священник Николай Генсицкий, ключарь Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова:
— В богослужебном одеянии священника имеются как обязательные элементы, так и необязательные. К обязательным относятся фелонь, епитрахиль, поручи, пояс и подризник. Без этих частей облачения священник не имеет права совершать Божественную литургию. При этом, думаю, прихожане обращают внимание (особенно это заметно при соборном служении), что облачение священников различается по своему составу. Это связано с тем, что некоторые элементы облачения священника действительно являются наградными, а не литургическими. К ним относятся набедренник, камилавка, наперсный крест, палица, крест с украшениями, митра. В зависимости от определенных заслуг или времени служения священник получает право носить соответствующие наградные элементы облачения как за богослужением, так и в другое время. Порядок и сроки награждения регламентируются специальным положением о наградах.
Зачем Владыка на службе встает на круг с изображением орла? Что это обозначает?
Отвечает протоиерей Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова:
— Круглый ковер небольшого размера с изображениием орла, парящего над городом, имеет название «орлец». Он всегда употребляется на архиерейском богослужении. Орлец символизирует власть епископа. Епископ окормляет вверенную ему паству, с духовной зоркостью орла видит ее нужды и проявляет о ней заботу. Образ парящего орла указывает также на высшее небесное происхождение и достоинство епископской власти.
Газета «Православная вера» № 10 (654), июнь 2020 г.