Горьковатый от степных трав ветер пригибает к земле ковыль, и словно волны необъятной белой реки перекатываются по степной равнине. И поселок называется — Ровное; оттого, наверное, что нет вокруг него ни гор, ни холмов, а только бескрайняя степь и Волга. Расположен он на самом ее берегу, в 110 километрах от Саратова. В далеком прошлом это было поселение немцев-колонистов, здесь стояли три пристани, склады, амбары, шла бойкая торговля хлебом и лесом. А что за жизнь здесь сейчас?
Численность населения — около четырех с половиной тысяч человек. Национальный состав самый пестрый: русские, украинцы, белорусы, казахи, татары, чуваши, немцы, кавказцы и закавказцы. Район сельскохозяйственный, крупнейший в области производитель бахчевых. Именно поэтому на центральной площади красуется памятник арбузу.
Почти все жители Ровного работают в фермерских хозяйствах. Выращивают зерно, крупный рогатый скот, овец. В поселке есть дом культуры, детская школа искусств, библиотека, краеведческий музей, районный дом творчества и физкультурно-оздоровительный комплекс «Старт».
25-летний священник Кирилл Бауков приехал в Ровное на Страстную седмицу в 2013 году: его назначили настоятелем ровенского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Это второе место служения отца Кирилла — первым был храм во имя святителя Николая в Ершове. Но в том храме отец Кирилл был штатным клириком и каждый шаг свой согласовывал с настоятелем, отцом Артемием Литвиновым. И вот — новая жизнь на новом месте. На плечах ответственность настоятеля за храм, пастырская ответственность за души людей, наконец, ответственность главы за семью. Груз совсем не малый.
В Великую Субботу и на Пасху отец Кирилл впервые поехал по селам Ровенского района — познакомиться с жителями, освятить куличи. То, что он увидел, удивило его и расстроило. В одном селе на встречу с батюшкой, то есть на освящение куличей, собрались только три бабушки.
— Печальная картина, — вспоминает отец Кирилл, — три старушки, пять куличей на капоте машины, неподалеку в канаве лежит пьяный мужик, отметивший, должно быть, Первомай, а напротив — здание с надписью «мечеть». Как потом оказалось, эта картина была не самая грустная — в других селах вообще никто не пришел. Постоял я там на назначенном месте в одиночестве и поехал восвояси…
Ровенская церковь начала строиться в 2002 году; тогда районная администрация передала епархии разрушенное здание бывшего кафе «Колос». Верующие жители села вместе со священником Алексием Епифановым хорошо потрудились, преобразовали это здание в храм. За девять лет сложился дружный приход. Но потом священники стали часто меняться. Отец Кирилл оказался третьим настоятелем за три года. Поэтому он понимал прихожан, встретивших его поначалу настороженно, и на активную их помощь особо не рассчитывал.
Храм необходимо было ремонтировать. Стены его были покрыты копотью, икон почти не было, утварь и облачение требовали замены. Прихрамовая территория удивляла захламленностью. Дом, в котором предстояло жить отцу Кириллу с супругой и двумя маленькими детьми, также требовал капитального ремонта: до наступления холодов нужно было срочно перестелить полы, провести слив, поменять окна, установить входную дверь…
Вот в какой обстановке отец Кирилл приступил к своему служению.
— Я понимал, — рассказывает он, — что воскресные школы, беседы с паствой — это все вторично; самое главное — чтобы в храме регулярно совершалось богослужение. Храм должен быть открыт каждый день, и в нем все должно содержаться в надлежащем состоянии и порядке — иконы, утварь, облачение…
Отец Кирилл обзавелся необходимыми инструментами и в промежутках между богослужениями стал сколачивать леса. Потом начал красить стены и потолок, это, опять же, между богослужениями. А вечерами он занимался ремонтом дома, в котором семье предстояло жить…
Вот на этом-то этапе и стали подходить прихожане с первыми предложениями своей помощи.
С помощниками дело пошло веселее, и вскоре стены внутри храма засияли белизной. Побелили церковь и снаружи, покрасили крышу, сделали навес над входом в храм, укрепили фундамент. Появились новые иконы, подсвечники, пластиковые окна. Отец Артемий по-прежнему помогал отцу Кириллу: пожертвовал священническое облачение и облачение на престол. Установился контакт с местной администрацией, она тоже стала содействовать благоукрашению храма.
Об одном из помощников, предпринимателе Сергее Сусляеве, и прихожане, и батюшка вспоминают особенно тепло. Он много делал для церкви. Последним его даром был киот под икону преподобного Сергия Радонежского. Через несколько месяцев, в возрасте 38 лет, Сергей погиб в автомобильной катастрофе на въезде в Ровное. На похоронах было много людей. Проститься с Сергеем приехали и все священники, которые служили раньше в ровенском храме. Теперь родственник Сергея Роман Сивко также помогает церкви. Недавно он пожертвовал баннер с изображением иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Баннер установили на внешнюю стену храма. С наступлением темноты икона подсвечивается софитами.
— Радостно видеть, — говорит отец Кирилл, — как проходящие мимо люди крестятся и кланяются иконе.
С супругой отца Кирилла Екатериной я познакомилась в храме после службы. На руках у матушки восьмимесячный Николай, а рядом дочка Варвара, которой три года. Катя в отличие от энергичного и подвижного отца Кирилла показалась мне олицетворением спокойствия и безмятежности. В нашем гиперактивном и каком-то сжатом времени взгляд невольно останавливается на спокойных и самодостаточных людях: хочется найти секрет их внутренней устойчивости… На мои вопросы — не страшны ли ей трудности, переезды, бытовая неустроенность — Катя, улыбаясь, отвечает, что с Богом и таким деятельным мужем не страшно ничего.
Отец Кирилл уделяет много времени миссионерской деятельности. Он проводит регулярные беседы со школьниками райцентра и окрестных сел, посещает коррекционный интернат в Приволжском.
— Первые плоды этой деятельности уже есть, — радуется батюшка, — некоторые школьники приходят в храм, а кто-то даже крестился. Но сложность у нас в том, что много мусульман, а русских все меньше. В кривоярской школе зашел в класс, а там всего три человека русских. Сложно находить контакт в этом случае, но все равно беседую. Говорю с ребятами о семье, о нравственных ценностях…
Отец Кирилл старается побывать в каждом селе Ровенского района. Проводит беседы, раздает духовную литературу. Привозил в деревни ковчег с частицей мощей святой блаженной Матроны Московской, святого великомученика и целителя Пантелеимона:
— Жители этих деревень впервые смогли приложиться к таким святыням; для них это все чудо, радость, необычайное событие. Я вижу, что с мертвой точки ситуация сдвинулась, но понимаю, чтобы вера в этой глубинке возродилась, необходимо терпение и время. Однако есть в районе сёла, где духовная жизнь теплилась всегда, благодаря горстке людей, а сейчас разгорается.
В Кривояре второй приход отца Кирилла. То, что 70 процентов здешних жителей — мусульмане, не останавливает гендиректора ООО «Кривоярское» Владимира Ивановича Часовских: он уже достраивает церковь во имя святой равноапостольной княгини Ольги. Начал строительство в 2008 году. Объясняет свое решение так: надоели хаос и безнравственность.
— Где появляется храм, там ситуация меняется. Да, пока у нас прихожан 10 человек, но не только русские тянутся к благодати. За святой водой в наш храм приходят и мусульмане. Для службы мы почти все приобрели, Бог даст, соберем урожай в этом году и закончим благоустройство храма и прихрамовой территории.
Отец Кирилл знакомит меня с заместителем главы администрации Ровенского района Геннадием Панфиловым. Сразу бросается в глаза, что здание администрации старинное. Оказывается, это местная достопримечательность — бывший особняк графа Воронцова.
— С приходом отца Кирилла в наш поселок церковная жизнь оживилась, — рассказывает Геннадий Николаевич. — Много людей стало воцерковляться, и не только в Ровном, но и по окрестным селам. Батюшка участвует во всех мероприятиях, значимых для нашего района: в открытии и освящении мемориальных комплексов, каких-то тематических совещаниях, где важно его мнение, собраниях… Вот недавно было открытие пожарного муниципального поста, отец Кирилл освятил пост, благословил пожарных. Но в связи с тем что село у нас многонациональное и мусульман подавляющее большинство, а многие русские только-только приходят к вере, приходится слышать и негативные высказывания. Да что говорить о том, что слышит в свой адрес батюшка, если мне достается... Когда нам в Ровное казаки доставили Табынскую икону Божией Матери, я нес по селу крест впереди крестного хода. Сельчане потом долго судачили: дескать, работник администрации, и так открыто несет крест… Будто это что-то постыдное. Им сложно понять, что я горжусь этим и что для меня это честь.
Ирина Гашимова решает различные хозяйственные вопросы в храме. Об отце Кирилле рассказывает много. Удивляется именно личностным качествам батюшки.
— Это горный поток, — рассказывает она. — Он всегда в движении и увлекает за собой других. Даже далеко не медлительные люди не поспевают за ним, за его реакцией на событие… Например, привезли много товара в церковную лавку, мы охаем и ахаем, что негде его раскладывать. И тут входит отец Кирилл с новыми полками. Оказывается, он их уже сам смастерил буквально за час! Вчера он после службы домой уходил, а я решила ковры стирать. Скрутила их, выношу на улицу, а там батюшка стоит уже переодетый в резиновых шлепанцах и с «кёрхером» — это он заметил мое намерение, сбегал домой переоделся и уже готов взять на себя основную часть моей работы! Глядя на батюшку, понимаешь — человек на своем месте. За короткий период его служения храм преобразился до неузнаваемости, и, самое главное, преобразились люди, их отношение к храму, церковной жизни и ко многим важным вещам. Не зря говорят: каков поп, таков приход.
Однако… кто-то из святых отцов сказал, что Господь заботливо обрезает ростки благополучия. Спрашиваю у отца Кирилла, не боится ли он этой обрезки? Ведь велика вероятность, что, как только все наладится, его с семьей направят на новое место службы, и там нужно будет все начинать сначала.
Батюшка отвечает не задумываясь:
— Возможно, подобные эмоции поначалу и возникнут. Но я понимаю, что через этот барьер нужно переступить — раз и навсегда. Священник не должен прикипать к определенному месту. Если Господь, через священноначалие, определяет для тебя другой приход — значит, так нужно.
Журнал «Православие и современность» № 31 (47)