Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Время расцвета
Просмотров: 3099     Комментариев: 0

Пост: торжество устава или возможность преображения?

 

Начался Успенский пост, продлится он до 28 августа — дня Успения пресвятой Богородицы. Очевидно, что пост является лишь средством. Воздержание от мясомолочной продукции не может быть целью духовной жизни, не так ли? Тогда возникает вопрос: для чего нам пост?

Еще раз о приоритетах

 

«Пост является изумительным временем… Это не значит — заморозки, это не значит, что время темное, мучительное настало. Пост  — это время расцвета. Если  бы только мы  могли это помнить!» — писал митрополит Антоний Сурожский.

Святые отцы утверждают, что показатель правильного направления постного труда — это радость. Говорят, на Афоне именно некоторое веселье, легкость души являются критерием настоящей духовной жизни. И это неудивительно: Апостол Павел нам указывает на плоды Духа, по которым каждый может проверить себя: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» (Гал. 5, 22-23).

Пост это время изменения, когда каждый перед лицом своей совести берет посильный труд по преображению своей души. А путь к такой высокой цели непрост, он идет через отказ от чего-то, нас обременяющего. У каждого это что- то свое: для кого-то — бесконечный просмотр сериалов, для другого — непрекращающееся общение по телефону, для третьего — сидение в соцсетях или вечное поедание шоколадок.

Все мы много раз слышали эту мысль: ограничение в еде во время поста не должно стоять на первом месте, гораздо важнее реальное изменение человека, его стремление стать более добрым, менее раздражительным и т.д. Мне очень нравятся размышления игумена Петра (Мещеринова) про то, что неправильно превращать Православие в Религию Еды. К сожалению, несмотря на многочисленные объяснения, для многих пост едой и ограничивается.

Есть категория людей, которые просто «помешаны» на уставе и доводят себя до полного изнеможения. Кому-то может показаться, что в этом даже есть оттенок скрытой гордыни, этого тоже нельзя исключать. Я и сама долгое время буквально изнуряла себя постом, пока не поняла, что не это главное.

Церковь не устает подчеркивать — ограничения в пище необходимы, без них нет поста, но они должны быть посильными. Не нужно подрывать здоровье во имя «правильного» поста по уставу — вам это ни один священник не посоветует. Нужно подходить ко всему разумно.

Не стоит забывать о том, когда и в каких условиях разрабатывались все тонкости гастрономических ограничений. Во-первых, устава для мирян нет, и все предписания постного рациона пришли к нам из монастырей. Во-вторых, в основном это были южные страны, где людям не нужно так много есть, потому что они не мерзнут зимой. В-третьих, условия и темп жизни еще 100 лет назад были совершенно иными — более спокойными. Люди тратили меньше энергии, чем сейчас. Поэтому, как говорят в народе, «бери ношу по себе, чтобы не падать при ходьбе». Некоторые священники даже утверждают, что лучше недопоститься, чем перепоститься. И уехать, например, после или даже во время поста в больницу с язвой желудка или истощением.

Проверка любовью

 

Важно помнить библейское понимание поста. Во времена Ветхого Завета была традиция поститься перед принятием жизненно важного решения, а также по особому указанию Бога перед важными для спасения людей событиями. Моисей постился 40 дней перед тем, чтобы получить повторно скрижали завета, ниневитяне постились в знак покаяния после проповеди пророка Ионы. Также у израильтян был принят всенародный пост перед праздником для очищения.

Вспомним, как говорит о посте пророк Исайя: «разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя….» (Ис. 58, 6-11). Обратите внимание: ни слова о еде! Речь идет даже не о высоких духовных состояниях, а о вполне понятных простых вещах, которые относятся к области нравственных отношений с людьми. В этих строках мы видим, прежде всего, призыв к честности, и в первую очередь, перед самим собой. У каждого есть эти самые «оковы неправды» как перед самим собой (моменты самообмана), так и перед другими людьми.

Философу и богослову Сергею Фуделю принадлежит фраза: «Все в христианстве определяется и проверяется любовью». Он же рассуждал о том, что пост — время совершенствования в любви: «Если пост понимать как, прежде всего, воздержание от нелюбви, а не от сливочного масла, то он будет пост светлый и время его будет «время веселое поста». Нелюбовь — это самое страшное невоздержание».

Поэтому, на мой взгляд, пост не время торжества устава (в какой день что есть), а время творчества, неформальной работы над собой, время освобождения от того, что обременяет, и возможность настоящего преображения души.

Это, впрочем, вовсе не значит, что поститься не надо. Думать так означало бы упасть в другую крайность. Пословица про то, что можно есть мясо, главное «не есть» людей, является, на мой взгляд, такой же формой самообмана, другой стороной медали. Если ты не можешь отказаться от котлеты, то как ты откажешься от страстного желания наорать на человека, если оно тебя одолеет? Не получится это. Надо тренировать себя в малом, чтобы суметь быть верным и в большом.

 Мидии или курочка?

 

О другой крайности — крайности отказа от аскезы — говорит протоиерей Алексей Уминский. По его словам, мы перестали воспринимать пост как время воздержания, для нас это просто смена одного вида еды на другой, не менее вкусный и сытный. А для кого-то, быть может, и более. Если сравнить курочку с креветками и мидиями, то последние могут доставить гораздо больше удовольствия, чем простая курица. Поэтому, помимо общих уставных правил, должны быть и еще свои собственные, персональные ограничения. Что доставляет наибольшее удовольствие, от чего сложнее всего отказаться, от того и надо отказываться.

«Выбери, что будет тебе давать четко возможность чувствовать, что ты постишься. Надо думать и говорить о личном, честном, ревностном воздержании. Когда ты постишься — это состояние, когда ты немножечко голоден. В пище чего-то не хватает, и ты это терпишь, и ты с этим справляешься. Не может быть так, чтобы тебе постом все время было сытно. Сытно и хорошо, завалил себя постными продуктами — ну какой это пост?», — задает риторический вопрос о. Алексей.

Между постом гастрономическим и духовным не должно быть разрыва. Отказ от котлеты не должен сопровождаться духовным бездействием, или того хуже, духовными срывами в виде раздражения, гнева и т.п. Не нужно выдавать себе на них индульгенцию — гастрономический пост не дает нам на них права. Также и стремление к любви не дает оснований угождать себе чрезмерными послаблениями в еде.

Надо, по евангельскому слову, и то делать, и этого не оставлять — и в еде себя ограничивать, и к Богу стремиться. Одно другому должно помогать, а не мешать. Главное, чтобы в основе всего было желание подвига, желание угодить Богу. И, конечно, главным плодом поста должны быть не ушедшие килограммы, а духовное потепление. Мы должны стать в итоге гораздо терпимее к людям и гораздо строже к себе.

Газета «Саратовская панорама» № 30 (1030)