+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Вернуть устремление к Богу
Просмотров: 4860     Комментариев: 0

28 ноября начинается Рождественский пост. О смысле поста мы писали не раз, но, как показывает опыт, вопросов о посте у верующих людей по-прежнему остается немало. Ведь кто-то из православных христиан постится впервые, а у кого-то вопросы появляются уже благодаря тому опыту поста, который человек приобрел. На вопросы о Рождественском посте отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

— Владыка, есть ли у Рождественского поста какие-то особые отличия?

— Рождественский пост длительный, но менее строгий, чем Великий: в определенные дни Рождественского поста позволяется вкушение рыбы. Во всем остальном это точно такой же пост, как другие, потому что главное в нем — это приуготовление человека к великому празднику, в данном случае — к Рождеству Христову. А в чем может заключаться это приуготовление? В том, что человек старается очистить свою совесть, исправить свою жизнь, собраться внутренне и внешне.

Цель Рождественского поста, как и любого другого,— в том, чтобы человек остановился в повседневном беге своей жизни и подумал о Боге. Ведь как мы живем? Даже если мы верующие люди, христиане, ходим в церковь, то все равно потихонечку уклоняемся от нашего пути под самыми благовидными предлогами. Церковь знает об этом, поэтому она установила периоды поста, которые помогают человеку взять себя в руки и поставить на правильную дорогу.

Пост — это время, когда мы через воздержание от некоторых видов пищи, от развлечений, от излишней суеты и злых дел стараемся вернуть своей душе правильное устроение — ее устремление к Богу. Если мы эту цель осознаем и ставим перед собой, тогда наш пост будет полезен. Тогда не так уж важно будет, насколько строго мы постились, хотя, конечно же, телесный пост соблюдать нужно. И надо это делать, учитывая состояние своего здоровья, потому что, как сказано в Древнем патерике, мы не телоубийцы, а страстоубийцы. Постом мы убиваем не тело, а страсти. Действительно, общеизвестно, что человек постящийся, внимательный к себе, легче справляется со своими недостатками. Поэтому пост — это не только воздержание в пище. Церковь всегда об этом говорит, но не всегда бывает услышанной. Обычно вновь и вновь нас начинают спрашивать о мельчайших подробностях «гастрономического» поста. Но дело в том, что даже если мы ничего не будем есть, но при этом будем вести столь характерный для нас рассеянный образ жизни, то смысла в таком посте не будет.

— Но время Рождественского поста — новогоднее — кажется, как никакое другое способствует рассеянности. У взрослых — корпоративы на работе, походы друг к другу в гости, у детей — утренники, елки, новогодние каникулы… Все это накладывает свой отпечаток на время поста.

— Вы знаете, я слышу это столько, сколько нахожусь в Церкви. И меня всегда удивляет вот что: когда вроде бы совершенно нормальные, абсолютно добропорядочные люди говорят о новогоднем времени, создается такое впечатление, что подразумевается какой-то неистовый разгул, вакханалия. И я всегда хочу спросить: «А вы как проводите Новый год? Неужели действительно "до положения риз" или все-таки поспокойнее?». Нет ничего страшного в том, чтобы сходить к кому-то в гости, сводить детей на елку. Нет совершенно ничего плохого в неукорительном проведении этого праздника, ставшего у нас традиционным. Да, мы, христиане, понимаем, что Новый год — это замена, некий двойник Рождества, создававшийся в сознании советского человека. Но праздник прижился, и я не вижу ничего страшного в том, что люди его отмечают нормально, по-человечески. Даже если вы пришли в гости к своим родным, неужели сегодня за хорошим праздничным столом человек не найдет себе чего-то, что он может съесть в постное время? Конечно, найдет: и салаты, и овощи, и рыбу, и какие-то морепродукты. Можно выпить бокал вина, шампанского. Ничего преступного в этом совершенно не будет, если при этом человек помнит, что идет пост, знает, для чего этот пост, какие требования надо к себе предъявлять.

Более того, я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, — большое благо для верующих людей. Последняя неделя Рождественского поста, со 2 января, — достаточно строгая. И каникулы как раз дают людям возможность ходить в храм, посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым нормально подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях так счастливо помогает нам провести по-христиански.

— Часто можно услышать: зимнее время в России для большинства людей и так очень тяжелое: холод, темень… Тут бы сохранить силы для работы, домашних дел. А нужно поститься, чаще ходить в храм…

— Вы знаете, верующие люди так не говорят. Верующие люди постятся и Бога благодарят. А говорят так люди, которые поститься не хотят. Но ведь их никто и не заставляет! Пожалуйста, если вам трудно, зимнее время, холодно и грустно, так ешьте то, что вам хочется. Тем более, если у верующего человека есть проблемы со здоровьем — и мы тоже об этом постоянно говорим — пост или ослабляется, или отменяется совсем. Для больных, престарелых, беременных и кормящих женщин, путешествующих, несущих службу в армии — для очень многих категорий людей пост отменяется. Но поститься при желании можно по-разному. Можно просто отказаться от какого-то одного вида продуктов. Можно сделать так, что даже при полном столе у человека внутри будет настоящий пост, если он будет предъявлять к себе все те требования, о которых христианин должен помнить не только во время поста, но и во все дни своей жизни. Тогда этот пост пройдет для него с большой пользой.

Все зависит от внутреннего состояния человека. Мой первый полноценный пост был в армии, на последнем году службы. Я покупал консервированную болгарскую фасоль в больших банках и вот ею питался почти весь Великий пост. После демобилизации я собирался подавать документы в семинарию. Я очень хотел поститься — и нашел возможность поститься даже в армии, мне ничто не помешало это сделать.

Если же относиться к посту как к какой-то неприятной обязанности, обузе, которую хорошо было бы как-то обойти, тогда лучше вообще не думать о посте. Потому что пост — это добровольная жертва, которую человек приносит Богу для переустроения своей души. А если не ставишь перед собой такой цели, то и поститься не надо.

— Владыка, на нашу почту пришло несколько вопросов относительно Рождест­венского поста. Вот один из них: «Если семья у меня пост не держит, а я очень хочу поститься, как мне поступить? Ирина».

— Готовить для семьи то, что ест семья, а для себя — что-то постное. Моя бабушка всегда так делала. Все ее близкие не постились, а она постилась всегда. Что-то себе делала, готовя обед, — кашу, супчик постный, постилась — и никто не знал об этом. Она вообще эту проблему ни перед кем не ставила: готовила полноценные мясные обеды, завтраки, ужины для своих близких, а сама соблюдала пост всю жизнь. И я знаю, раньше таких людей было много. Они делали это, не считая подвигом, не переживали по этому поводу, никого ни в коем случае не упрекали, а сами постились. И это было лучшим примером, гораздо более действенным, чем если бы они кого-то пытались заставлять поститься.

— Следующий вопрос: «Я в церкви 10 лет. За это время я научилась находить определенные компромиссы, готовить вкусную постную еду, даже в праздничном варианте. Но все же пост — это самоограничение. Не согрешаю ли я тем, что стараюсь готовить вкусно и для себя, и для других?»

— Лучше отказаться от каких-то видов пищи, которые формально являются постными, но к которым у человека есть пристрастие. Ведь пост — это действительно самоограничение.

— «Я читала, что лучше недопоститься, чем перепоститься. Как это понять?»

— Имеется в виду, что не стоит брать на себя сразу какие-то очень высокие подвиги. Скажем, если человек, прочитав Древний патерик или другие монашеские книги, пытается соблюдать тот устав о посте, который печатается иногда в наших календарях, и который происходит как раз из этих древних монашеских обителей; начинает себя утеснять, не рассуждая. Но не надо забывать, что мы сейчас, в нашей повседневной жизни питаемся далеко не так, как христиане в IV–V веках, населявшие египетскую пустыню. Для них тот пост, который они держали, не очень сильно отличался от их обычного рациона. Но если сегодня от нашей обычной разнообразной пищи резко перейти на хлеб и воду — много чего может случиться с человеком. Вот в этом плане, я думаю, это выражение правильное: лучше недопоститься, чем без рассуждения попытаться сразу вскочить на ту высоту, которая для нас сегодня малодоступна.

— Следующий вопрос мне приходилось слышать не раз: «У меня нет силы воли соблюдать длительные посты. Когда я не ем мяса, я становлюсь злой и грубой. Я и правило читать не могу, и вообще ничего не могу делать регулярно. Как быть?».

— Думаю, нужно постепенно учиться посту. Надо начать поститься по средам и пятницам, попробовать хотя бы год так пожить, и уже будет легче. И еще нужна правильная мотивация, мы говорили об этом в самом начале. Время поста нельзя рассматривать как некое измывательство над самим собой, когда человек непонятно из-за чего лишается очень хороших и нужных вещей. Это самоограничение ради Бога. Но сегодня у человека нет привычки к самоограничению в принципе, это общая особенность. Все меньше и меньше людей готовы себя в чем-то ограничивать, потому что всем нам, с раннего детства до старости, говорят, что наша задача — взять как можно больше от жизни, от людей, от окружающего мира и ни в коем случае себя, дорогих и любимых, ни в чем не ущемлять. Это губительная идеология, которая может уничтожить человечество: мы можем превратиться в группу особей, которые будут только требовать чего-то и, не получая, друг друга уничтожать. Это страшное качество, с ним нужно бороться, нужно что-то ему противопоставлять. И, кстати, пост — очень хорошее средство для того, чтобы начать бороться с этим господствующим сегодня в мире явлением.

Я бы посоветовал задуматься автору этого вопроса и постараться как-то проверить себя: «Что я могу сделать? От чего могу отказаться?». Если не ради Бога, если пока это сложно и трудно воспринимается, а ради других людей? И потихонечку начинать себя к этому приучать.

Будут ли в этом году в Саратове богослужения в новогоднюю ночь?

— Да. Как и в предыдущие годы, целый ряд храмов Саратова будет открыт в новогоднюю ночь, и в них будут совершаться богослужения. Это Троицкий собор, храм «Утоли моя печали», Казанский, храм Рождества Христова, может быть, ряд других. Это новая традиция, возникшая в последние годы, и она, я думаю, оправданна. Хоть мы и говорим о том, что нет ничего преступного в праздновании Нового года, но все-таки для очень многих верующих, церковных людей более привычно праздники встречать в церкви. Эта традиция зародилась в Москве, на моих собственных глазах, и, кстати, ее «автором» был архимандрит Тихон (Шевкунов) (ныне Епископ Егорьевский). В Сретенском монастыре впервые начали совершать богослужение в новогоднюю ночь, потом и в других московских храмах. И когда я приехал в Саратов, здесь это нашло поддержку. Не скажу, что храмы в эту ночь ломятся от народа, но какой-то основной костяк прихожан в это время с большим удовольствием присутствует. Далеко не всем интересны новогодние телепередачи, не у всех есть возможность пойти к кому-то, потому что очень много людей одиноких. И практически ни у кого из живущих в городе нет возможности в эту ночь заснуть нормально из-за того, что творится на улицах. Видите, сколько причин для того, чтобы в новогоднюю ночь пойти в храм и встретить там Новый год с близкими людьми.

Газета «Православная вера» № 21 (497)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

В чем смысл поста? Как он связан с покаянием? Какова его мера для мирян? Зачем вообще в христианской жизни необходимы внутренняя дисциплина, самопонуждение? Разве нельзя обойтись без всего этого?... Эти вопросы обычно бурно обсуждаются в православном Интернете в дни постов, ведь современному человеку пост кажется ненужным и непонятным анахронизмом.

Но тем, кто искренне ищет ответы на эти вопросы, могут помочь письма архимандрита Вениамина (Милова), будущего саратовского архипастыря, его духовным чадам. Напомним, при каких обстоятельствах они были написаны

Просмотров: 851
Комментариев: 1

«Мне нельзя без мяса и молочного», «У меня язва», «При таком заболевании крови ни врач, ни даже священник не разрешают держать пост», «Беременные, больные и военнослужащие от поста освобождаются» — такие разговоры можно часто услышать перед началом поста и во время него. Казалось бы, нельзя поститься, так что тут еще думать, — не постись. Однако не все может быть так однозначно. Известный принцип «Если очень хочется, то можно», как ни странно, срабатывает и здесь. Так как же поститься, не постясь, — своим опытом с читателями делится Инна Самохина

Просмотров: 2696
Комментариев: 4

Приближается начало Рождественского поста, который продлится с 28 ноября по 6 января включительно. О пользе поста и «правильном» отношении к постной пище мы беседуем с кандидатом медицинских наук, врачом-эндокринологом, специалистом по питанию многопрофильной клиники «Сова» Юлией Зотовой

Просмотров: 3223
Комментариев: 0

Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? Мы задали этот вопрос Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину

Просмотров: 10990
Комментариев: 1

Вопрос о смысле Рождественского поста, который чаще всего задают люди нецерковные или только начинающие церковную жизнь, как-то всерьез меня озадачил. Рождество… Что это, как не тихое ликование Неба и земли, соединившихся в радости простых пастухов и воспевающих славословие Ангелов? Даже ребенок без труда озвучит вам настроение предрождественских дней: «Как можно не радоваться, если ты приглашен на день рождения?». А ведь и правда, как можно не радоваться… Уместен ли посреди этой радости присущий посту покаянный настрой и утеснение плоти?

Просмотров: 2214
Комментариев: 1

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост. Для тех, кто задумывается, поститься или нет; кто хочет, но не может сделать первый шаг; кто сомневается в своих силах, — предлагаем размышления настоятеля Петропавловского храма г. Саратова игумена Нектария (Морозова) о том, как решиться на пост

ВИДЕО

Просмотров: 2647
Комментариев: 4

Совсем скоро начнется Рождественский пост, во время которого православные христиане готовятся к достойной встрече величайшего события — Рождения на свет Спасителя. Конечно, кто-то из нас постится уже не впервые и многое знает об этом периоде. Однако любой пост всегда вызывает затруднения даже у опытных людей. На некоторые вопросы мы попросили ответить протоиерея Геннадия Фаста, настоятеля храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены города Абакана, автора многих книг о христианстве

Просмотров: 4139
Комментариев: 0

Наступает Рождественский пост — не самый строгий, но продолжительный, по новому стилю — с 28 ноября до 7 января. Что это значит? Ну, во-первых, что множество людей, для которых жизнь в Церкви стала не просто неотъемлемой частью их жизни, а жизнью главной, на протяжении всего этого времени будут воздерживаться от скоромной пищи, чаще бывать в храме, чаще приступать к таинствам исповеди и Причастия. А во-вторых... Во-вторых, едва ли не большее (а пожалуй, что и большее) число людей будут объяснять, почему лично они, хотя и желали бы поститься, делать этого все же не будут. И почему вообще поститься не стоит

Просмотров: 1906
Комментариев: 0

По инерции мы совершаем одни и те же ошибки, не исправляем того, что требует исправления, по инерции никак не решаемся остановиться и что-то обдумать всерьез, по инерции грешим… А пост — лучшая возможность преодолеть эту инерцию

Просмотров: 2136
Комментариев: 0

28 ноября начинается Рождественский пост, который продлится сорок дней. По строгости Рождественский пост уступает Великому и Успенскому и приравнивается к Петрову посту. Он установлен Церковью для того, чтобы мы, очистив свое сердце молитвой и покаянием, достойно встретили праздник Рождества Христова

Просмотров: 5198
Комментариев: 0

28 ноября начинается сорокадневный Рождественский пост. У людей нецерковных или только входящих в церковную жизнь он вызывает множество вопросов: обычно настоящим «камнем преткновения» оказывается то, что на время Рождественского поста приходится празднование Нового года и большая часть ставших уже привычными для россиян Рождественских каникул. Заместитель главного редактора газеты «Известия» Елена Ямпольская задала настоятелю саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игумену Нектарию (Морозову) вопросы о Рождественском посте, которые волнуют читателей «Известий»

Просмотров: 3995
Комментариев: 0

Рождественский пост, который начинается 28 ноября, сразу после дня празднования памяти ап. Филиппа (почему и получил название «Филиппов»), и заканчивается 6 января  подготавливает верующих к великому и светлому празднику Рождества Христова. На вопросы прихожан относительно Рождественского поста отвечает игумен Пахомий (Брусков) [ныне епископ Покровский и Николаевский Пахомий]

Просмотров: 2904
Комментариев: 0

28 ноября по новому стилю (15 ноября по старому) начался последний многодневный пост в году — Рождественский. Он длится 40 дней и потому так же, как и Великий пост, именуется в церковном Уставе Четыредесятницей. Заговенье на Рождественский пост приходится на день памяти святого апостола Филиппа (27 (14) ноября), поэтому его еще называют Филипповым

Просмотров: 4378
Комментариев: 0

Время самоограничения и время молитвы, время искушений и время радости. Все эти определения относятся к посту — особому периоду в жизни каждого православного христианина. О значении наступившего Рождественского поста, о важности даже самого малого аскетического подвига и о предощущении торжества рассказывает иеромонах Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Просмотров: 2628
Комментариев: 0