Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Вернуть упущенное
Просмотров: 3906     Комментариев: 1

Старинная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери села Новопокровское Балашовского района стоит без купола. Из пустых окон, сквозь частью выломанные оконные решетки, видны негодные уже этажные перекрытия советских лет…

В двухстах метрах от руин в бывшем магазине — ныне временной сельской церкви — поделиться воспоминаниями о бытовании храма собрались шесть новопокровчан, четверо из них — постоянные прихожане.

— По старости... грехи замаливать... от бед... к Господу как к врачу,— объясняют Юрий, Валерий, Надежда и Анна причины своего интереса к Церкви.

Напротив алтаря у стены — свечная лавка, только какая уж тут торговля: продать что-то получается на Крещение или Пасху, когда в храм приходит больше десятка человек.

— На самом деле, содержать храм удается лишь за счет города,— объясняет мне настоятель Казанского храма протоиерей Алексий Сазонов, основное место служения которого — церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Балашове.

 

 

В ответ на мой вопрос об основателях и строителях храма местный библиотекарь Татьяна Ханадеева приводит две версии. Согласно первой, Казанский храм был построен в 1836 году на пожертвования рода Нарышкиных. Прихопровские земли были дарованы этой фамилии Петром I после удачного похода на шведов. По второй же версии церковь была возведена на средства жителей села. Однако храм мог быть построен тщанием самих разных прихожан, в том числе и из рода Нарышкиных.

Долгие годы выстроенный храм встречал всех гостей Новопокровского, служа своеобразным маяком. Даже в метель видно было возвышающийся над селом крест, в который, по рассказам, были вставлены стеклышки. Никто из нынешних прихожан не застал тех времен, помнят уже время советское — как по утрам звучало радио из громкоговорителя, размещенного на месте креста.

После революции была снесена колокольня храма, храмовое помещение использовалось в хозяйственных нуждах, затем там размещался сельский клуб и вплоть до 1987 года — библиотека.

— До сих пор здание храма, в котором я более двадцати лет проработала библиотекарем, представляется мне историческим, культурным центром села,— вспоминает заведующая библиотекой Татьяна Ивановна.— Когда я была маленькой, это были 1950-е годы, помню, мы, подъезжая к Новопокровскому, сначала видели купол уже недействующего храма, потом на горизонте вырастали и белые его стены. Чем ближе был храм, тем сильнее захватывало дух: «Вот она Новопокровка — близко».

После того как в селе был построен новый Дом культуры, храм предполагалось снести, однако верующие — в основном женщины, которых собралось немало,— стали хлопотать об открытии церкви. Как рассказывает одна из активисток тех лет, теперь уже пожилая женщина Ольга Пустакова, собралось тогда много бабушек. Сами все вычистили, обустроили место для молитвы, отделив небольшое помещение внутри храма, принесли иконы, собрали средства, купили кровельное железо, которое потом куда-то исчезло...

— Когда мы в очередной раз остались без священника, кто-то из прихожан уверенно сказал: «Все, больше батюшки у нас не будет». После этого из церкви все начали тащить: иконы, доски, бревна,— продолжает свой рассказ Ольга Михайловна.

Покрыть бы железом кровлю тогда, в 90-е, — не обвалилась бы крыша. Но оставшийся без попечения храм начал разрушаться, рухнул купол. Собираться на молитву в старинной церкви стало невозможно. К счастью, нашелся человек, желающий сделать доброе дело: в середине 2000-х один из местных предпринимателей — Юрий Мартынов — предоставил приходу здание бывшего хозяйственного магазина.

Нынешний настоятель протоиерей Алексий Сазонов в Новопокровском служит всего год, до него за менее чем два десятка лет сменилось несколько настоятелей. Не задерживались они здесь. Сократилось и число прихожан, многих не стало, а чья-то вера оказалась поколеблена. Так и получилось, что из восьмисот новопокровчан в храме теперь бывает четыре-пять.

За минувший год процесс восстановления старинного храма был сдвинут с мертвой точки: его судьбой интересуется глава муниципального образования Анатолий Николаевич Титаренко. Он находит помощников, помогает с уборкой прихрамовой территории. Очистить внутреннее пространство, сделать кровлю, остановить разрушение — это то, что нужно осуществить прежде всего.

— Село не погибнет,— уверен отец Алексий,— однако меняется его облик. Коренное население вымирает, а потоку эмиграции не видно конца.

С работой в селе нет существенных проблем: действует несколько фермерских хозяйств, одно из которых занимается животноводством, остальные — растениеводством, только вот предприниматели стараются сэкономить, ищут дешевую рабочую силу, зачастую официально не оформляют своих работников. Местная молодежь предпочитает зарабатывать в городах, отправляется в Москву.

На днях священник поделился радостью: вместе обычного числа прихожан на службе было двенадцать человек!

— Это утешает, и я понимаю, что людям нужен и постоянный пример перед глазами, и живое дело, в которое они могли бы включиться,— говорит священник.

В попечении о селе, о людях, о выстроенном их предками храме упущено многое, но все же не поздно заняться восстановлением. И, может быть, ощутит еще село над собой Покров Царицы Небесной.

 


Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества — история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

«Ведомости Саратовской митрополии» № 03, март 2017 г.