Из великого сонма подвижников благочестия и новомучеников, связанных с Саратовской епархией, самым почитаемым среди верующего народа является, несомненно, епископ Вениамин (Милов). Несмотря на то, что срок его пребывания на Саратовской кафедре был очень мал — менее полугода, добрая память, оставленная святителем в сердцах и памяти его паствы, жива и по сей день. Ежегодно 2 августа, в день его блаженного упокоения, на его могиле на Воскресенском кладбище Саратова собираются люди. Те, кто знал его при жизни, и те, кто лишь недавно услышали об исповеднике веры, почивающем в саратовской земле, приходят почтить его в своих молитвах. С утра до позднего вечера духовенство саратовских храмов служит панихиды и литии о приснопоминаемом епископе Вениамине. Многие верующие уверены в святости почившего подвижника, просят его предстательства перед Богом о себе и своих близких.
Епископ Вениамин (Милов) в полной мере разделил судьбу Русской Православной Церкви в один из самых тяжелых периодов ее истории. Все его служение в священном сане (1920–1955) проходило в годы гонений, и практически половину времени этого служения составляют сроки тюремного заключения, лагерей и ссылок. Он остался в памяти людей как ревностный, добросовестный священнослужитель и как духовник, способный наставить на исполнение евангельских заповедей людей самого разного склада. Только в конце ХХ века началась публикация его богословских трудов и личного архива. Знакомство с этими книгами и документами убеждает: перед нами — личность большого масштаба.
Эта ветка портала «Православие и современность» посвящается Владыке Вениамину. Здесь будут публиковаться его творения — книги, слова, поучения, проповеди, письма. Здесь Вы найдете воспоминания о святителе, свидетельства его почитания в верующем народе, статьи о нем.
В настоящее время Саратовская епархиальная комиссия по канонизации подвижников благочестия собирает материалы к прославлению приснопамятного епископа Вениамина в лике святых. В этой работе важно все — и свидетельства очевидцев, и рассказы о тех явлениях помощи Божией, которые последовали по молитвам к Владыке. Комиссия просит всех, кто может помочь в сборе материалов о епископе-исповеднике, или был свидетелем чудес, совершившихся по его предстательству, обращаться по телефону 8 (937) 266-32-04 или адресу электронной почты sarmartyr@mail.ru.
Жизнеописание Вениамина, епископа Саратовского и Балашовского, исповедника
Епископ Вениамин (Виктор Дмитриевич Милов) родился в праздник Казанской иконы Божией Матери, 8 июля 1897 года в Оренбурге, в семье священника Димитрия Петровича Милова и его супруги Анны Павловны. У него было два брата старший Сергей и младший Александр. Детство и отрочество провел в Вятской губернии, где его отец нес священническое служение.
Несмотря на то, что он появился на свет в семье священника, в своем дневнике он подчеркивает, что не получил в семье церковного воспитания. Не было и привязанности к отцу, сам он позднее писал: «Отец нами мало занимался. При глубокой религиозности он был вспыльчив, раздражителен и грубоват… Напротив, мать всегда была с нами».
Обещание Богу стать монахом Виктор Милов дал после своего чудесного спасения, когда он с товарищем, катаясь на ялике, чуть не утонул в половодье на реке Вятке. Очень важны были для него и посещения монастырей — Яранского Вятской епархии и Белогорского недалеко от Перми.
Начав обучение в Яранском духовном училище, Виктор был в 1909 переведен в Вятское духовное училище, которое окончил в 1911 году. В 1917 году окончил Вятскую Духовную Семинарию по первому разряду и поступил в Казанскую Духовную Академию, где ревностно занялся учено-богословскими трудами. Среди преподавателей Академии он застал цвет казанского ученого монашества: архимандрита Гурия (Степанова; †1938), иеромонаха Иону (Покровского; †1925) и многих других. Почетным членом КДА оставался епископ Феодор (Поздеевский; †1937). Многие преподаватели и студенты Академии были воспитанниками преподобного старца схиархимандрита Гавриила Седмиозерного (Зырянова; †1915) и глубокая ученость сочеталась в них с личным монашеским подвигом. Студента Милова приглашали присутствовать на монашеских собраниях, проводимых на квартире архимандрита Гурия, и Виктор начинал всерьез задумываться о принятии иноческого пострига.
Первой его серьезной работой стало сочинение о Филоне Александрийском, которое было оценено на «пять с плюсом». Однако через год начались революционные события, и обучение было прервано. На некоторое время Виктор Милов уехал в Вятку к родителям, а затем оказался в Саратове ради хлебного пайка устроился на работу в красноармейскую канцелярию. Эта работа была засчитана ему в срок воинской службы.
В Саратове Виктор впервые ощутил над собой особое покровительство святого пророка Илии — того угодника Божия, на мольбу которого в страшные годы разгула богоотступничества в израильском народе Господь ответил: «Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей. И всех сих колени не преклонились перед Ваалом» (3 Цар. 19,18). В 1919–1920 годах Виктор Милов — прихожанин Ильинской церкви в Саратове, в 1946–1949 годах бывал в Ильинской церкви в Сергиевом Посаде (тогда — Загорске), в 1954 году стал настоятелем Ильинского храма в городе Серпухове. Свои земные дни он окончил в праздник святого пророка Илии.
Проведя несколько месяцев за перепиской бумаг, он испросил благословения на монашество у затворника скита Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Прозорливый старец иеромонах Николай (Парфёнов; †1939) отправил Виктора с рекомендательным письмом в Московский Данилов монастырь, дал ему при этом духовные наставления и присовокупил: «Я бы у себя оставил тебя, раб Божий, да ты очень высок…». На прощание о. Николай заповедал чтецу Виктору иноческое правило: «Вот что ты сделай: поезжай в Москву. Я тебе дам письмо в Данилов. В Москве тебя постригут и назовут Вениамином. Это совершится недели через две по приезде твоем в Москву. Пасху ты будешь в Даниловом монастыре, последующее же направление твоей жизни определит тебе Сам Господь. Будешь монахом — прилежи к Иисусовой молитве. Читай ежедневно 600 молитв пополам: 300 — Иисусовых и 300 — Богородичных».
В 1920 году Виктор Милов приехал в Москву и поступил в Данилов монастырь. Среди его тогдашних насельников оказался бывший инспектор Казанской Духовной Академии Гурий (Степанов), уже епископ. Московская Духовная Академия, закрытая в 1917 году в Сергиевом Посаде, еще некоторое время продолжала функционировать в Москве под видом Богословского факультета, и Виктор Дмитриевич смог продолжить свое обучение. На праздник Благовещения в 1920 году он принял монашеский постриг с именем Вениамин и вскоре 12 апреля был рукоположен в иеродиакона. В день преставления преподобного Сергия 25 сентября 1920 года епископ Петр (Полянский; †1937), сам возведенный в тот же день в архиерейский сан, рукоположил иеродиакона Вениамина в иеромонаха. Набедренник надел на него Святейший Патриарх Тихон (Беллавин; †1925), наперсный крест — епископ Верейский Иларион (Троицкий; †1929). В 1922 году иеромонах Вениамин окончил МДА со степенью кандидата богословия, присужденную ему за сочинение «Преподобный Григорий Синаит. Его жизнь и учение». При работе над этим сочинением им были переведены с древнегреческого пять книг творений преподобного Григория Синаита.
«Думаю, что из Академии,— вспоминал владыка Вениамин,— я вынес определенную глубину мышления, способность к самостоятельной научной работе, жажду знания и уважение к серьезной научной мысли. Подробности содержания курсов от времени затушевались в памяти, но дух академической науки до сих пор витает в моей душе».
Занятия проходили в разных концах города, и в течение нескольких лет, при отсутствии транспорта в Москве, иеромонах Вениамин был вынужден совершать длительные многокилометровые передвижения. Это вызвало тяжелую болезнь ног, которая преследовала его всю жизнь.
В 1923 году, в день Благовещения, отец Вениамин был возведен епископом Гурием в сан архимандрита и был назначен наместником Московского Покровского мужского монастыря.
Духовная жизнь братии Покровского монастыря и дисциплина оставляли желать лучшего. Церковные нестроения тех лет вносили нестроения во все сферы монастырской жизни. Новому наместнику пришлось приложить немало усилий для того, чтобы более-менее наладить внутреннюю жизнь обители и прихода.
Он ежедневно служил и проповедовал, управлял народным хором, лично обучал прихожан церковному пению. Уже здесь между молодым наместником и паствой возникли самые добрые отношения: «С богомольцами у меня была близкая связь и любовь. Она выражалась в соборной молитве, сострадании и сорадовании. Любил я всех очень, но никого не выделял, относился к прихожанам ровно, от души желал спасения, прилепления ко Господу». Сохранилось полтора десятка его проповедей за 1928 год, но не в авторской редакции, а в записях прихожанок Покровского монастыря.
С 1926 года Покровский монастырь терпел разорения, а в 1929-м был закрыт его последний действующий храм. Тогда же, 28 октября 1929 года отец наместник был впервые арестован и препровожден на Лубянку, затем в Бутырку. Он был обвинен в обучении детей Закону Божию на дому («Поводом к подозрению послужил массовый наплыв детей в наш храм по праздникам», — объясняет владыка).
После полутора месяцев заключения в Бутырской тюрьме архимандрит Вениамин был этапирован и в течение трех лет отбывал срок исправительно-трудовым лагере в районе Медвежьегорска на ст. Масельгской. В «Дневнике инока» отец Вениамин кратко описывает эту ссылку и заключает: «Я благодарю Бога: все испытания… были для меня посильны». Господь «научил меня — сибарита и любителя спокойной жизни — претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество… показал степени человеческого страдания». И, однако: «Совершенно разбита была моя душа… по возвращении из ссылки».
По окончании срока заключения в июле 1932 года отцу Вениамину не удалось устроиться на службу, он поселился в городе Владимире Ивановской области, где жил на пожертвования и внештатно служил псаломщиком в Никитском храме города. В это время отец Вениамин мог тайно выбираться в Москву, посещать своих духовных чад, работать над будущей магистерской диссертацией.
15 июня 1938 года он вторично был арестован, заключен во Владимирскую тюрьму и 31 июля 1939-го приговорен к восьми годам заключения в ИТЛ. Срок отбывал в Устьвымлаге. Подробности этой ссылки практически неизвестны, лишь с 1943 года духовные чада начали получать от него письма. В одном из них он писал: «Ртутный столбик так и скачет к 50 градусам. Отсюда — частые обморожения. В дни морозов бывает как-то жутко от стоящей за спиной смерти. Скоро ли протекут эти дни, не знаю…».
В годы Великой отечественной войны сталинская политика в отношении к Церкви временно изменилась — власти разрешили открывать храмы, уцелевшие монастыри и духовные школы. Так, в 1945 году началось возрождение монашеской жизни в стенах Троице-Сергиевой Лавры, а вскоре в ней вновь открылись духовные школы.
15 июня 1946 года архимандрит Вениамин был освобожден по состоянию здоровья с предписанием поселиться в городе Кимры Калининской области, но в этом же месяце по благословению Патриарха Алексия архимандрит Вениамин поступил в число братии Лавры, а с осени начал преподавать патрологию в звании доцента в Московской Духовной Академии.
Сохранились устные свидетельства об отце Вениамине в тот недолгий лаврский период. В числе его духовных чад в Лавре была Татьяна Борисовна Пелих (урожденная Мельникова), которая со времени открытия Лавры пела в хоре под управлением протодиакона Сергия Боскина. Со слов покойной матери вспоминает Е. Т. Кречетова (урожденная Пелих): «В Лавре появился высокий, худой, еще обритый, как ссыльный, монах. Поселился он вначале, как и другие, на частной квартире. Обнаружив, что у него множество болезней на почве долгого крайнего истощения, Татьяна Борисовна стала доставать ему лекарства, а главное — готовить для него овощные соки, чтобы хоть как-то помочь его организму окрепнуть. Пришлось также помочь обзавестись ему вещами, ибо у него не было совсем ничего».
В праздники, субботние и воскресные дни отец Вениамин служил раннюю литургию в храме Всех святых, в земле Российской просиявших. При этом он всегда проповедовал. Евхаристический канон отец Вениамин служил с особой проникновенностью и трепетом, всегда со слезами. Трепет охватывал и окружающих. С 1947 года начались службы в Трапезном храме. Здесь пел уже монашеский хор. Отец Вениамин сам регентовал за всенощными, а в Великий пост всегда пел басом в трио «Да исправится молитва моя…».
В июле 1948 года архимандрит Вениамин защитил диссертацию «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви», получив степень магистра богословия, и был утвержден в звании профессора кафедры патрологии и в должности инспектора Академии.
Митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Котляров), который в то время был воспитанником Московской духовной семинарии, вспоминал: «Это был удивительный человек. Ему нельзя было ехать в Загорск, у него был "101 километр", и, когда он просился в Лавру, покойный Святейший Патриарх Алексий говорил ему: "Вам же нельзя", а он ответил: "Я хочу умереть в Лавре"...
Когда наступил Рождественский пост, он служил каждый день раннюю Литургию, потреблял большую просфору и три стакана воды, и больше ничего не ел. Мы пришли в семинарию разными: сброд студентов — из армии, из консерватории, кто-то с высшим образованием, после потрясений войны, кто-то искал, кто-то готовился в монастырь. Среди этого сброда были ребята, которые выпивали: выпьют, бутылку в унитаз бросят, сантехник стал чистить — руку порезал. В таких случаях инспектор приходил в трапезную. Стоит. Там же в трапезной была вечерняя молитва, вечернюю молитву прочитали, он обращался, много не говоря: “Во-первых, не принято, чтобы в Семинарии пили студенты и бросали бутылку; во-вторых, вы не подумали о человеке, который за вами ухаживает. Вы же бросили бутылку, разбили её. Он стал её вынимать — руки поранил. Неужели нельзя было эту бутылку просто поставить в стороне, если вы боитесь, зачем же вы человеку, который вам служит, вместо благодарности испортили руку, а вдруг получится заражение, и он может остаться калекой? Это же бесчеловечно и жестоко”. Мы все стояли и не знали, куда деваться».
Архимандрит Вениамин преподавал в духовных школах апологетику, пастырское богословие, догматику и литургику. За неполные три года, проведенные на свободе, отец Вениамин тогда написал несколько работ: «Чтения по литургическому богословию», «Грехопадение человеческой природы в Адаме и восстание во Христе» (по учению преподобного Макария Великого), «Опыт приспособления “Догматики” митрополита Московского Макария (Булгакова) к потребностям современной духовной школы», собрание лекций по пастырскому богословию за 1947–1948 годы, собрал и обработал «Троицкие цветки с луга духовного» (по воспоминаниям преподобномученика архимандрита Кронида (Любимова; †1937), бывшего наместника Лавры).
Отец Вениамин много служил в храмах Лавры. Он всегда относился к службе с большой любовью и исключительным благоговением. К этому, лаврскому благодатному периоду относится большинство свидетельств о жизни владыки Вениамина — о том, как он служил, как проповедовал, каким был духовником.
Патриарх Алексий I записал в своем дневнике 11 февраля 1949 г.: «Архимандрит Вениамин был вчера, выехал в Загорск и не вернулся». 10 февраля 1949 года последовал третий арест архимандрита Вениамина — без суда и следствия, по приговору «особого совещания МГБ МО» он был бессрочно сослан на поселение в Казахстан. Об этом скорбном периоде жизни отца Вениамина повествуют его письма к протоиерею Тихону Пелиху и его супруге Татьяне Борисовне.
Снова усталость, болезни, голод, отсутствие постоянного крова над головой стали его уделом на целых пять лет. В начале этой ссылки он был назначен землемером в тракторную бригаду, где вынужден был в течение всего дня пешком обходить колхозные поля… Однако душа его более, чем болезнями и усталостью, была измучена невозможностью молитвы, участия в таинствах, интеллектуального труда. Вообще, ссылка в целинный Казахстан для духовенства была особо продолжительной изощренной пыткой, и владыка Вениамин в то время — в отдаленных казахских поселках — был страшно, неописуемо одинок.
За плечами 57-летнего отца Вениамина было уже почти 17 лет тюрем, лагерей и ссылок, когда в октябре 1954 года Патриарх Алексий I неожиданно вызвал его из Казахстана, где в конце ссылки он служил в Успенской церкви г. Джамбула. Архимандрит Вениамин 4 ноября 1954 года был назначен настоятелем храма святого пророка Илии в Серпухове. А 4 февраля 1955 года в Московском Богоявленском кафедральном соборе архимандрит Вениамин был хиротонисан в епископа Саратовского и Балашовского. Хиротонию совершали Патриарх Московский Алексий I, Католикос-Патриарх всея Грузии Мелхиседек, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич; †1961) и еще семеро архиереев. Но владыка уже чувствовал, что дни его сочтены, и в своем слове при наречении во епископа сказал, что переживает уже «одиннадцатый час своей жизни».
В праздник Сретения Господня того же года владыка Вениамин прибыл на кафедру. Он постоянно совершал богослужения — не только в праздничные дни, но и по будням, обязательно проповедовал за каждой литургией. Благоговейное, сосредоточенное служение архиерея быстро расположило к нему саратовскую паству: храмы, где служил владыка, всегда были переполнены молящимися.
2 августа 1955 года, в день празднования памяти святого пророка Божия Илии, владыка Вениамин скоропостижно скончался. Отпевали епископа Вениамина архиепископ Казанский и Чистопольский Иов (Кресович; †1978) и епископ Астраханский и Сталинградский Сергий (Ларин; †1967). Скорбную телеграмму прислал Патриарх Алексий I. В течение ночи кафедральный собор не закрывался: непрерывным потоком верующие подходили к телу своего архипастыря. После отпевания гроб с телом Преосвященного Вениамина был обнесен по галерее вокруг собора. Погребен владыка Вениамин на саратовском Воскресенском кладбище, его могила очень почитается богомольцами, на ней часто служатся панихиды.
Владыка Вениамин (Милов) был эрудированнейшим русским богословом, блестящим исследователем православного догматического учения: его и Н. Н. Фиолетова (†1943) епископ Василий (Родзянко; †1999) называл каппадокийцами ХХ века. При жизни владыки Вениамина были опубликованы только отдельные его проповеди и статьи, все в Журнале Московской Патриархии за 1947–1948 годы: «Речь за литургией в Троице-Сергиевой Лавре в день победы над фашистской Германией 9 мая» (1947, № 5), «К торжествам в Троице-Сергиевой Лавре» (1947, № 8), «Слово на день святого Александра Невского» (1948, № 11) и другие. Современному читателю владыка Вениамин стал известен только в 1977 году, когда за границей, в Брюсселе, вышла в свет его книга «Чтения по литургическому богословию». Затем в «Журнале Московской Патриархии» была опубликована его работа «Преподобный Симеон Новый Богослов о цели христианской жизни» (1979, № 11; 1980, № 3–4) и проповеди: «В день памяти святого благоверного князя Московского Даниила» (1984, № 4), «О блудном сыне» (1988, № 2), «Чему нас учит пример Богоматери (на Сретение Господне)» (1989, № 2), «О самолюбии» (1991, № 6), «О действии благодати Духа Святого: Слово в день Святой Троицы 30 мая /12 июня 1927 года» (1995, № 6–8), «Три истины: Слово в день Святого Духа» (там же). «Творения» преподобного Григория Синаита, переведенные владыкой, увидели свет в 1999 году, а затем были опубликованы «Дневник инока. Письма из ссылки» (Троице-Сергиева Лавра, 1999), сборник проповедей разных лет «Крупицы слова Божия» (Троице-Сергиева Лавра, 1999) и «Пастырское богословие с аскетикой» (М., 2002). В 2011 году в издательстве Саратовской митрополии вышло издание его магистерской диссертации «Божественная любовь по учению Библии и православной Церкви», а в 2015 году там же посвященный ему сборник «Святая наука смирения».
В настоящее время Епархиальной комиссией по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии осуществляется сбор материалов к прославлению епископа Вениамина в лике святых.
При подготовке материала были использованы:
1. Вениамин (Милов), епископ. Божественная любовь по учению Библии и православной Церкви (Опыт раскрытия нравственной стороны православно-христианских догматов веры из начала любви). — Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2011.
2. Святая наука смирения. О жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова). Письма. Проповеди. Редактор-составитель Наталья Горенок. — Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2015.
Творения Преосвященного Вениамина
— Жизнь и учение преподобного Григория Синаита [Канд. дисс. епископа Вениамина (Милова)]
— Творения преподобного Григория Синаита [Перевод с греч., примечания и послесловие]
— Чтения по Литургическому Богословию [Епископ Вениамин (Милов)]
— Преподобный Симеон Новый Богослов о цели христианской жизни [Епископ Вениамин (Милов)]
— Слово в день Успения Божией Матери [Епископ Вениамин (Милов)]
— Слово в день Преображения Господня [Епископ Вениамин (Милов)]
— Слово о принуждении ко спасению [Епископ Вениамин (Милов)]
— Торжество в Троицко-Сергиевой Лавре [Епископ Вениамин (Милов)]
— Слово к выпускникам Саратовской Духовной Семинарии [Епископ Вениамин (Милов)]
— Божие действие в людях [Епископ Вениамин (Милов)]
— Животворность знамения Креста Господня [Епископ Вениамин (Милов)]
— Советы христианину [Епископ Вениамин (Милов)]
— Троицкий кафедральный собор в г. Саратове [Епископ Вениамин (Милов)]
— Троице-Сергиева Лавра — символ единства Руси [Епископ Вениамин (Милов)]