Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

В этом храме проповедовали святые
Просмотров: 2933     Комментариев: 0

Краевед Дмитрий Степаненко рассказывает о православном храме, который действовал на окраине Саратова (сейчас это территория жилого комплекса «Авиатор» в Заводском районе) — и который очень мало кому из саратовцев сегодня известен. Меж тем история Петропавловского храма при Волжском сталелитейном заводе, подобно нити, вплетена в историческую ткань переломной эпохи. С заводским храмом святых Петра и Павла связано немало драматических событий и немало имен — в том числе и имена святых, подвизавшихся на земле саратовской.

Исследование истории церкви, судьба которой изначально была связана с заводом, невозможно без понимания истории основного предприятия и духовной жизни его работников. Потому именно с предприятия и начнем.

В 1895 году в Саратове было создано совмест­ное русско-французское металлургическое предприятие, имевшее официальное название «Общество Волжского стального завода». Это акционерное общество построило на южной окра­ине города современный металлургический ком­бинат для выпуска высоких сортов мартенов­ской, кованой и катаной стали и изделий из них. Основными покупателями являлись такие круп­нейшие потребители металла, как учреждения железных дорог (РУЖД и КВЖД), саратовский гвоздильно-проволочный завод Г. Б. Гантке (впо­следствии завод имени В. И. Ленина) и другие. Основным сырьем для производства служила железная руда, добываемая из местных залежей в районе Клещевского и Трофимовского разъез­дов, обнаруженных ранее[1].

Однако, когда завод был построен, выяснилось, что пласты руды слишком незначительны для промышленной разработки. Это обстоятельство по сути превращало предприятие в малодоходное, а в период экономических кризисов и в убыточное, так как сырье приходилось везти аж с Донбасса. Забегая вперед, скажем, что все попытки испра­вить ситуацию не смогли решить проблему и только лишь отсрочили крах металлургической компании[2].

Тем не менее на этом крупнейшем в горо­де заводе трудилось в разное время от пяти­сот до двух тысяч человек. Набранным наемным работникам и их семьям необходимо было где-то жить и хотя бы сносно существовать. Однако местность вокруг завода в ту пору представляла собой огромные пустыри и овраги. На значитель­ном удалении друг от друга ютились небольшие деревушки и поселки. Ближе других к заводу рас­полагались поселки Юриш и Деконский, назван­ные по фамилиям владельцев здешних земель. Большинство рабочих было из этих населенных пунктов[3]. В окрестностях современного Заводского района находилось еще около десятка деревень (Муравлевка, Верхняя Стрелковка, Рокотовка, Есиповка, Юнгеровка, Заплатино, Козловка, Углевка), расположенных близ Кумысной Поляны или в районе современного Увека.

Именно в Увеке действовала единственная во всей округе церковь — Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи. До 1905 года перечислен­ные поселения были территориально прикрепле­ны к увекскому храму[4]. Можно представить себе, с какими трудностями приходилось сталкиваться рабочим и местным жителям, чтобы посетить храм и прибегнуть к таинствам. Многокилометровые расстояния при отсутствии прямых хороших дорог, за исключением Астраханского тракта, явно не способствовали нормальной религиозной жизни. Пешком или гужевым транспортом в ненастную погоду добраться до увекского храма было очень затруднительно. Впрочем, и священникам было также нелегко исповедовать и причащать на дому умирающих и посещать своих прихожан.

Скорее всего, именно поэтому «тщанием слу­жащих и рабочих»[5] недалеко от предприятия, в отдельном здании завода, в 1900 году был устро­ен временный храм, освященный во имя свя­тых первоверховных апостолов Петра и Павла[6]. Расположение его в заводском помещении объ­ясняет, почему здание церкви было ориентиро­вано не на восток, а в большей степени к югу. Необходимо добавить, что Петропавловский храм до 1905 года не имел статуса приходско­го и был приписан к другому храму — Иоанно-Предтеченской церкви, которая находилась в районе нынешнего Городского парка (в наро­де ее прозвали Красным крестом). Духовное окормление также осуществлялось клириками Иоанно-Предтеченской церкви[7] — священника­ми Александром Александровским и Михаилом Дроздовым[8].

По описанию в «Справочной книге Саратовской епархии 1912 года» Петропавловская церковь была «деревянной, обложенной камнем (скорее всего, после 1905 года. — Д.С.), с такою же колокольнею»[9]. Дополнительно имеется описание из клировых ведомостей: «Здание построено в 1900 году, деревянная, обложенная кирпичом с деревянной колокольней в одной связи. Крепостью не отлича­ется, крыта толем. Земли при церкви нет»[10].

Фотографий Петропавловской церкви сохра­нилось немного, да и те не лучшего каче­ства и не представляют нам строение в целом. На сайте «Фотографии старого Саратова» в раз­деле «Завод Волжский стальной» администрато­рами и пользователями было опубликовано два фотоснимка завода, предположительно 1902 года, на которых при сильном увеличении видны купо­ла храма. Однако эти фото больше показыва­ют местонахождение, чем внешний вид церкви. Только в 2016 году в разделе «Петропавловский храм при сталелитейном заводе» появилось два не очень качественных газетных снимка 1929 года и один снимок 1930 года[11]. Это все, чем мы рас­полагаем на сегодняшний день. Поэтому для полноты восприятия автору данной статьи при­шлось самостоятельно создавать рисованную реконструкцию общего вида храма, основываясь на имеющихся фотоматериалах и описании.

Скромная на вид церковь вполне соответство­вала материальному положению своих прихо­жан. Посмотрим на тогдашнее состояние посел­ков Юриша и Деконского. Их описание приводит в своем очерке историк С. А. Коробкин. «Данные поселки состояли из группы мелких деревянных построек и полуземлянок, беспорядочно разбро­санных по склонам оврага Мутный Ключ (овраг тянулся примерно от современного стадиона “Волга” вдоль сквера имени А. И. Кривохижина в сторону Волги). Большая часть жителей прожи­вала в условиях антисанитарии. Из-за некачест­венного водоснабжения были распространены холерные заболевания. “Нет дома, где не было лихорадки”, — отмечала местный фельдшер… При заводе было организовано медицинское обслу­живание. Имелась больница на 20 мест, апте­ка и амбулатория… Но в целом медпомощь была ничтожной»[12]. О заболеваниях от антисанитарии и некачественной воды свидетельствуют записи в метрических книгах — о причинах смерти, хотя сравнительный анализ с другими приходами автор не проводил. В любом случае определенная смерт­ность от этого рода заболеваний присутствовала.

Где же хоронили прихожан заводской церкви? На картах города до 1918 года никаких кладбищ поблизости не обнаружено. А вот затем мы нахо­дим единственное кладбище, которое сейчас име­нуется Рокотовским[13]. В метрических книгах гово­рится о захоронениях усопших на Воскресенском и «приходском» кладбищах[14]. Напомню, что изна­чально Петропавловская церковь была приписа­на к Иоанно-Предтеченскому храму («Красный крест»), рядом с которым вдоль Волги находилось обширное кладбище. Какое из указанных кладбищ являлось приходским и было местом упоко­ения скончавшихся рабочих и местных жителей, пока достоверно неизвестно.

Тяжелым было и положение рабочих завода, особенно детей. Вот какие воспоминания оставил на страницах газеты «Коммунист» мастер ремес­ленного училища В. Карев: «Злая нужда загна­ла на завод меня еще девятилетним мальчуганом. Работали за грошовую плату от шести часов утра почти до ночи в адских условиях. Завалка мартеновских печей, подвозка сырья — все делалось вручную. Неделя не проходила, чтобы кто-нибудь из рабочих не получил ожога или увечья. Стал калекой — иди прочь, за ворота. Рабочий пре­вращался в нищего. Не помню времени, когда бы жилось не впроголодь. Половина заработка ухо­дила на штрафы»[15]. Хотя выплаты и компенса­ции за производственную гибель и увечья все-таки были предусмотрены, они производились избирательно[16].

Описанные выше экономические трудности завода отразились на заработной плате и привели к сокращению численности рабочих до 650 человек[17]. Поэтому неудивительно, что заводчане под­держали протесты революции 1905–1907 годов. Вот как описываются данные события в очерке С. А. Коробкина: «12 января 1905 года служащие Волжского стального завода, вместе с рабочими предприятий Беринга, Гантке, железнодорожных мастерских и депо присоединились к всеобщей стачке. Все предприятия города остановились… на завод были направлены вооруженные “страж­ники”, дежурившие в каждом цехе. Рабочим запрещалось собираться в количество более трех человек»[18].

Святитель Гермоген (Долганёв)В такой непростой обстановке приходилось искать пути нормализации отношений меж рабо­чими и администрацией. Миротворческую мис­сию взял на себя саратовский правящий архи е­рей епископ Гермоген (Долганёв), прославленный Русской Православной Церковью в 2000 году как священномученик[19]. Вот как описывается посеще­ние Преосвященнейшим Гермогеном церкви Петра и Павла Волжского стального завода 27 мая 1905 года в «Саратовских епархиальных ведомо­стях»: «…Владыка присутствовал за вечерним бого­служением, а затем совершил молебен, во время которого произнес назидательное поучение… Недуг последнего времени — забастовки и брожение умов среди рабочего класса — не оставил в покое и этот уголок русского промышленного мира. Хотя последние майские забастовки и не нашли себе здесь сочувствия, тем не менее нельзя сказать, чтобы среди рабочего заводского населения все было спокойно. Посещение владыки, явившегося со своим архипастырским словом назидания, было исполнением желания как администрации завода, так и рабочих. За несколько часов до приезда вла­дыки масса молящихся наполнила храм, и за тесно­тою помещения многие принуждены были остаться снаружи. С радостью народ встретил своего архи­пастыря, с любовью теснясь к нему, еще до входа в храм за получением благословения. За богослужением присутствовали священники Иоанно-Предтеченской церкви, к коей состоит припис­ной заводская церковь, о. А. А. Александровский. В вечернем входе участвовали другие священники той же церкви — о. о. М. Я. Дроздов и К. А. Доб­ронравов и в совершении молебна — о. ключарь протоиерей А. С. Урбанов и законоучитель реально­го училища священник С. Л. Волковский. За бого­служением стройно пел хорошо организованный учителем заводской церковно-приходской школы хор из учеников сей школы и любителей служащих завода, а некоторые песнопения, а также и моле­бен исполнены всеми молящимися. Во время молебна владыка сказал, обращаясь главным образом к рабочим, глубоко-назидательное поучение, в коем коснулся современного настроения, особенно среди рабочих классов, и призвал всех к водворению мира борьбою со своими страстями и терпеливым перенесением всяких бед… увещевал не смущаться посещающими нас искушениями, а, с помощью Божиею, преодолевать их… (епископ Гермоген в своей речи опирался на слово Божие и на опыт древних святых. — Д.С.). По окончании службы владыко преподал каждому свое архипа­стырское благословение, и были розданы брошюры и листки издания Братства Св. Креста. По выходе из церкви владыка посетил Контору завода, где за предложенной трапезой беседовал с представителями заводской администрации. Здесь члена­ми местного церковно-приходского попечительства была высказана Преосвященному просьба — ока­зать свое архипастырское содействие делу постро­ения нового постоянного храма на заводе, так как настоящий храм — временный… тесен и нуждается в капитальном ремонте»[20]. Епископ Гермоген пообещал помочь в скорейшем осуществлении стро­ительства храма.

Однако события на заводе развивались стре­мительно. Из-за забастовок по всей стране поставляемая руда сильно задерживалась, что окончательно подорвало финансовую живучесть предприятия и привело к его полному закрытию 6 августа 1906 года. В скором времени оборудо­вание демонтировали, а остатки завода продали купцу 2-й гильдии М. И. Калюбанову, который распродал их по частям[21].

Незадолго до закрытия завода епархиальное руководство изменило статус Петропавловского храма — он стал приходским. Это произошло в 1905 году, что подтверждается ведением с этого года метрических книг[22]. Тогда же, 17 августа 1905 года, туда был назначен настоятелем свя­щенник Иоанникий Михайлович Полетаев, «44 лет из 4-го класса семинарии (имеется в виду, что семи­нарию отец Иоанникий не окончил, выбыв из 4-го ее класса. — Д.С.[23].

Согласно епархиальному справочнику 1912 года, к храму были приписаны следующие насе­ленные пункты: поселок при заводе (Деконский), Муравлевка, Верхняя Стрелковка, Рокотовка, Есиповка, Юнгеровка и Заплатино. Штат причта составлял один священник. Жалование он не полу­чал, проживал в частной квартире. «Количество домов в приходе — 252. Общее количество прихо­жан — 735 человек мужского пола и 673 женского пола. Имеется одна церковно-приходская школа и две земских в д. Колотовке и д. Есиповке», — также отмечалось в справочнике[24]. Из метрических книг явствует, что к приходу были также при­писаны деревни Углевка и Козловка[25]. Сейчас все эти населенные пункты стали частями Заводского района.

Интересно сложилась судьба отца Иоанникия. Вот какие сведения были обнаружены об этом свя­щеннике на страницах электронной «Ртищевской краеведческой энциклопедии»: «Иоанникий Полетаев родился в 1868 году в Саратове, в семье священнослужителя. В 1883 году он окончил Саратовское духовное училище по 2-му разря­ду, а в 1887 году — 4 класса Саратовской духов­ной семинарии. 25 ноября 1888 года Иоанникию Полетаеву было предоставлено псаломщическое место при Вознесенско-Горянской церкви Саратова. 23 июля 1899 года Иоанникию Полетаеву было предоставлено священническое место при Михайло-Архангельской церкви села Лапоть Камышинского уезда. В октябре того же года он был утвержден в должности законоучителя в земско-общественном училище этого села. 4 мая 1904 года Иоанникий Полетаев был допущен к исправлению должно­сти законоучителя в частном учебном заведении 2-го разряда г-жи Шнейдер в Водяном Буераке Камышинского уезда.

17 августа 1905 года Иоанникию Полетаеву было предоставлено священническое место при Петропавловской церкви Волжского стально­го завода города Саратова. 1 декабря 1909 года он был утвержден в должности законоучителя в Рокотово-Стрелковской школе Саратовского уезда. 17 сентября 1912 года Иоанникию Полетае­ву было предоставлено священническое место при Михайло-Архангельской церкви села Змиевка Сердобского уезда. 5 ноября 1914 года он был уволен по прошению за штат. В тот же день И. М. Полетаев перешел в ведомство военного духовенства и распоряжением помощника про­топресвитера военного и морского духовенства был назначен судовым священником блокшива № 7 в Севастополе на время военных действий. Позднее он служил военным священником на дру­гих кораблях Черноморского флота Российской империи.

В годы Гражданской войны Иоанникий Поле­таев служил священником в Вооруженных силах Юга России. В 1920 году в составе русской эска­дры на линейном корабле «Георгий Победоносец» он эвакуировался в город Бизерта (Тунис). Был утвержден в должности благочинного Морского корпуса в Бизерте. В 1924 году в одной из ком­нат своей квартиры по улице д’Анжу Иоанникий Полетаев оборудовал домовый храм из кора­бельной церкви, перенесенной с крейсера «Георгий Победоносец». В этом храме он служил до 1942 года.

Иоанникий Михайлович был первым настоя­телем Александро-Невского храма, построенного в Бизерте в 1937–1938 годах (освящен в 1938 году). Своей деятельностью он содействовал еди­нению русских беженцев. Состоял в юрисдикции Зарубежного Синода.

Иоанникий Михайлович Полетаев скончал­ся 30 ноября 1942 года в городе Тунис; был похоронен на русском участке кладбища Ле Буржель»[26].

С начала марта 1913 года в метрических кни­гах Петропавловской церкви появляются запи­си о новом настоятеле — священнике Павле Соколове, который прослужил на этом месте как минимум до конца 1918 года; служил, может быть, и дольше, но в 1918 году заканчивает­ся ведение метрических книг прихода[27]. По све­дениям историка И. И. Лежниной, «священник Павел Андреевич Соколов родился в 1857 году. Окончил Самарскую учительскую семина­рию. С октября 1878 года — учитель началь­ной школы села Ульяновка Кузнец кого уезда. С февраля 1879 года — учитель в 3-м городском Кузнецком приходском   училище. С ноября 1889 года — учитель церковно-приходской школы села Новый Кряжим Кузнецкого уезда. С ноября 1890 года — учитель во 2-м городском Кузнецком приходском училище. С августа 1894 года — учитель в Александровском городском приход­ском училище города Вольска. В июле 1896 года определен на диаконское место к Иоанно-Предтеченской церкви села Увек Саратовского уезда. Законоучитель местной церковно-приходской школы. Состоял преподавателем общеоб­разовательных предметов при вечерних заняти­ях со служащими складов Восточного общества на Увеке. В марте 1907 года рукоположен во свя­щенника к Крестовоздвиженской церкви слобо­ды Водопьяновой Аткарского уезда. Заведующий и законоучитель местной церковно-приходской школы. В августе 1912 года утвержден в долж­ности второго духовника духовенства 6 округа Аткарского уезда. В марте 1913 года перемещен к Петропавловской церкви Волжского сталели­тейного завода г. Саратова. Заведующий и зако­ноучитель заводской школы. С 1913 года — зако­ноучитель Саратовского женского приюта. В фев­рале 1917 года утвержден в должности штатно­го священника. Награды: серебряная медаль на Александровской ленте с надписью “За усердие” в память 25-летия ЦПШ 1893 г., награжден набедренником в 1915 году»[28].

В списках саратовского священства на 19 сен­тября 1924 года в храме бывшего Волжского ста­лелитейного завода значился священник Андрей Иванович Дьяконов[29]. По интернет-ресурсам уда­лось установить только одного человека с совпа­дающими данными. Известно, что он сын крестья­нина из Саратовской губернии, родился 1 июля 1885 года. В 1907 году окончил Астраханскую семинарию, а затем, в 1911 году, — Казанскую духовную академию, где подготовил и защитил в качестве выпускной работы исторический очерк о сектантстве[30]. По сведениям И. И. Лежниной, «Андрей Иванович Дьяконов был преподава­телем Саратовского епархиального женского училища. В октябре 1912 года ему было предо­ставлено псаломщическое место при Марие-Магдалинской церкви Мариинского института благородных девиц. 23 декабря 1913 года он был освобожден от исправления должности псаломщика»[31]. Другими данными о священнике Андрее Дьяконове автор не располагает.

Необходимо отметить, что период богоборче­ства в нашей стране сказался не только на судь­бах храмов и верующих, но и на документообо­роте в епархиях. Поэтому исторических сведений в наличии не так много, да и те носят отрывоч­ный характер. Однако некоторая информация все же до нас дошла. Недавно в архивах УФСБ по Саратовской области были обнаружены изъя­тые при аресте известного в начале ХХ века юри­ста А. А. Соловьева ценные исторические доку­менты. Среди них — проповеди святого Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского[32], заму­ченного властями за веру с особой жестокостью и изощренностью[33]. Часть этих проповедей каса­лась короткого периода пребывания священно-мученика Фаддея в нашем городе (в 1928 году он возглавлял Саратовскую кафедру). Несмотря на постоянные запреты и ограничения в проведе­нии богослужений, архиепископ Фаддей все же самоотверженно служил в оставшихся неза­крытыми храмах города. Среди них оказался и Петропавловский храм бывшего сталелитейного завода.

В воскресенье 4(17) июня 1928 года, в день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших, архиепископ Фаддей после богослужения высту­пил перед прихожанами церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла с обширной про­поведью. Владыка очень подробно осветил церков­ную историю России на примерах подвигов рус­ских святых. Особенно проникновенны были его слова в отношении мучеников за веру, судьбу кото­рых ему вскоре суждено будет разделить самому:  «Конечно, всякий истинный христианин делается причастником подвига мученического уже потому, что несет крест Христов, и все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы, по словам апостола (2 Тим. 3, 12), и тем более славу мученичества добровольного, подвижниче­ского, невольного, по злобе людей, унаследовали бесчисленные сонмы святых земли Русской»[34].

К этому сонму святых Русская Православная Церковь в 1997 году причислила и самого архи­епископа Фаддея[35]. А храму святых Петра и Павла предстояло также пройти своего рода мученический путь до своей «Голгофы». Дата проповеди священномученика Фаддея — послед­нее документированное свидетельство сущест­вования храма как действующего. Затем Петропавловская церковь и школа при ней были закрыты. В 1929 году бывшее церковное здание, уже без куполов, было передано под красный уго­лок и столовую заводу «Звезда», который выпу­скал молотилки и занимал оставшиеся корпуса Волжского сталелитейного предприятия. В даль­нейшем здание храма использовалось для нужд Саратовского завода комбайнов (СЗК)[36], постро­енного неподалеку. С 1938 года СЗК был преоб­разован в Саратовский авиационный завод (САЗ). По имеющимся скудным сведениям из интернет-источников, а также из очерка С. А. Коробкина об истории сталелитейного завода, в здании какое-то время существовала модельная мастер­ская по изготовлению форм для литья[37].

Бывший храм каким-то чудом пережил бом­бежки САЗа фашистской авиацией во время Великой Отечественной войны. Когда читаешь воспоминания директора авиационного завода И. С. Левина, который на нескольких страницах описывает настоящий ад — последствия бом­бардировки в ночь с 23 на 24 июня 1943 года, — становится понятно, что здесь действительно о чуде надо говорить: «Выйдя из КП, я буквально замер. Перехватило дыхание. Вся тер­ритория объята пламенем. Что разрушено, что горит — сразу и не сообразишь». Бомбардировка уничтожила 70–80% производственных площа­дей. Тем не менее завод было решено восстано­вить. А пока все оставшиеся помещения и, скорее всего, бывшее здание церкви уплотнили обору­дованием и продолжили выпуск самолетов[38]. Так Петропавловский храм участвовал в борьбе с врагом. Затем здание использовалось еще не одно десятилетие и, по мнению С. А. Коробкина, было разрушено только в 2009–2010 годах, незадол­го до окончательного закрытия авиационного предприятия[39].

Где же находился храм, как определить это место? Казалось бы, что проще: смотришь старые карты Саратова, находишь крестик в дан­ном районе, сверяешь с современными карта­ми — и все становится понятным. Но именно с Петропавловской церковью в этом плане воз­никли большие сложности. Причин несколь­ко. Во-первых, завод и храм оказались у самой городской черты — и чаще всего оказывались за рамками планов и карт. Во-вторых, данная территория несколько раз меняла административ­ное подчинение. Особенно наглядно это просма­тривается по метрическим книгам, которые пери­одами относились то к городу, то к Саратовскому уезду[40]. Окончательно территория вошла в состав города только в 1919 году[41]. А масштаб уездных карт не позволял наносить на них отдельные объ­екты. С 1918 года издавались хорошие, подроб­ные карты[42], но храмы там если и указывались, то только наиболее значимые. В-третьих, по имеющимся старым фотографиям, на которых едва просматриваются крохотные купола на заднем плане завода, можно определить лишь приблизи­тельное место. В-четвертых, в советские годы зда­ние храма находилось на особо охраняемой тер­ритории авиационного завода и до полного сноса всех заводских строений было скрыто от посто­ронних глаз. Уничтожение авиазавода было поис­тине варварским. Бульдозеры превратили мест­ность в апокалиптический пейзаж. Затем нача­лось масштабное строительство микрорайона «Авиатор». Все эти причины сводят почти к нулю возможность определить точное местоположение Петропавловской церкви.

Однако благодаря энтузиастам, пользовате­лям и подписчикам сайта «Фотографии старого Саратова» на его страницах развернулась дискус­сия о точном месте расположения разрушенного храма. Особенно интересным показался материал в комментариях, где путем сравнения всех имею­щихся фотографий и газетных снимков с помощью различных методов и приемов удалось найти иско­мую точку с погрешностью до нескольких десятков метров[43]. Она находится во дворе домов под номерами 5 и 6 по улице имени А. В. Плякина[44]. Конечно, это хоть и наиболее правдоподобная версия, но все же версия, так как никаких науч­но достоверных экспертных исследований по этому поводу не проводилось. Возможно, это дело будущего.

В заключение хотелось бы сказать, что, несмо­тря ни на какие гонения и запреты, несмотря на долгие годы забвения, невозможно скрыть прав­ду Божию навсегда. И если храм — место особого Божия присутствия, то все, что было связано с этим храмом, имеет для нас особое значение. И неслу­чайно мы узнали о пребывании в этом месте как минимум двух великих угодников Божиих — свя-щенномучеников Гермогена (Долганёва) и Фаддея (Успенского). Неслучайно многое уже нашлось и выяснилось. И, полагаю, многое еще выяснится. Промысл Творца в этом очевиден. Не напрасно ведь сказал нам Спаситель: Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы (Лк. 8, 17).

Автор выражает искреннюю признательность своей супруге Нинель Степаненко, а также церковному краеведу Валерию Теплову за помощь в работе.

 

[1] См.: Коробкин С. А. Очерк истории Волжского сталелитейного заво­да // История и историческая память: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А. В. Гладышева. Саратов: Саратовский гос. ун-т, 2023. Вып. 27. С. 99–110.

[2] См.: Там же. С. 102.

[3] См.: Там же. С. 103.

[4] Коллекция метрических книг церкви Иоанна Предтечи п. Увек, с 1902 по 1905 г. // ГАСО. Ф. 637. Оп. 2. (Д. 2218 за 1902 г.; Д. 2227 за 1903 г.; Д. 2230 за 1904 г.; Д. 2238 за 1905 г.); Коллекция метриче­ских книг церкви Петра и Павла при Сталелитейном заводе // ГАСО. Ф. 637. Оп. 2. (Д. 2239 за 1905 г.; Д. 2247 за 1906 г.; Д. 2573 за 1907 г.; Д. 2578 за 1908 г.; Д. 2586 за 1909 г.; Д. 2783 за 1910 г.; Д. 2891 за 1911 г.; Д. 3005 за 1912 г.; Д. 3120 за 1913 г.; Д. 3233 за 1914 г.; Д. 3559 за 1915 г.; Д. 3583 за 1916 г.; Д. 3607 за 1917 г.; Д. 3635 за 1918 г.).

[5] Справочная книга Саратовской епархии 1912 год. Саратов, 1912. С. 20.

[6] См.: Саратовские епархиальные ведомости. 1905. № 20. С. 751.

[7] См.: Справочная книга Саратовской епархии 1912 год. С. 509.

[8] См.: Саратовские епархиальные ведомости. 1905. № 20. С. 751.

[9] Справочная книга Саратовской епархии 1912 год. С. 20.

[10] Клировые ведомости Петропавловской церкви, бывшей при сталели­тейном заводе в г. Саратове за 1918 г. // ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8466.

[11] См.: https://oldsaratov.ru/photo/21946#gsc.tab=0

[12] Коробкин С. А. Указ соч. С. 103.

[13] См.: Верстовка окрестностей Саратова 1918 г. http://www.etomesto.ru/ map-saratov_1918-verstovka/ Топографическая карта окрестностей Саратова масштаба 1:42000.

[14] См.: Коллекция метрических книг церкви Петра и Павла при стале­литейном заводе.

[15] Карев В. Любите свой завод // Коммунист. 1940. 20 мая.

[16] См.: Коробкин С. А. Указ. соч. С. 105.

[17] См.: Там же. С. 108.

[18] Коробкин С. А. Указ. соч. С. 108.

[19] См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гермоген_(Долганёв)

[20] Саратовские епархиальные ведомости. 1905. № 20. С. 750–752.

[21] См.: Коробкин С. А. Указ. соч. С. 109.

[22] См.: Коллекция метрических книг церкви Петра и Павла при стале­литейном заводе.

[23] Справочная книга Саратовской епархии 1912 год. С. 511.

[24] Справочная книга Саратовской епархии 1912 год. С. 20.

[25] См.: Коллекция метрических книг церкви Петра и Павла при стале­литейном заводе.

[26] https://wikirtishchevo.shoutwiki.com/wiki/

[27] См.: Коллекция метрических книг церкви Петра и Павла при стале­литейном заводе.

[28] Биографический очерк священников, фамилий от А до Я, Саратовской, Самарской, Астраханской епархий ХVIII–ХХ вв. С. 3428. https:// lezhnina.webnode.ru/news/biografichjeskij-ochjerk-svjashchjennikov-sosluzhivtsjev-ot-a-do-ja-saratovskoj-i-samarskoj-jeparkhij-/

[29] См.: Список приходских священнослужителей Саратовской губернии на 19.09.1924 г.// ГАСО. Ф. Р-461. Оп. 2. Д. 16. Л. 2–13 об. № 52.

[30] См.: Выпуск студентов Казанской духовной академии 1911 г. http:// foto-progulki.ru/kda1911.

[31] Биографический очерк священников… С. 1011.

[32] См.: Вестник ПСТГУ. Серия: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 2(51). С. 97–133.

[33] См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фаддей_(Успенский)

[34] Вестник ПСТГУ. Серия: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 2(51). С.124–129.

[35] См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фаддей_(Успенский)

[36] См.: Коротин Б. Комбайнстрой сегодня // Поволжская правда. 1931. 23 ноября.

[37] См.: Коробкин С. А. Указ. соч. С. 104.

[38] См.: Левин И. С. Грозные годы. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1984. С. 117–124.

[39] См.: Коробкин С. А. Указ. соч. С. 104.

[40] См.: Коллекция метрических книг церкви Петра и Павла при сталелитейном заводе.

[41] См.: http://djhooligantk.livejournal.com

[42] См.: Верстовка окрестностей Саратова 1918 г. http://www.etomesto.ru/ map-saratov_1918-verstovka/ Топографическая карта окрестностей Саратова масштаба 1:42000.

[43] См.: https://oldsaratov.ru/photo/21946#gsc.tab=0

[44] См.: https://oldsaratov.ru/photo/21946#gsc.tab=0

Историко-публицистический альманах

«Православное Поволжье. Саратовские епархиальные ведомости». 2025 г.