Если бы мы в редакции решили провести опрос, у кого в этом году была самая необычная Пасха, то, несомненно, наиболее красочными оказались бы воспоминания почетного настоятеля храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова протоиерея Димитрия Полохова, которому довелось встретить праздник Воскресения Христова в самом сердце Африки — столице Республики Зимбабве Хараре. Мы попросили отца Димитрия рассказать читателям нашей газеты о том, как принял русского священника африканский континент, чем удивил и покорил.
— Как давно существует практика служения священников Русской Православной Церкви в африканских странах и чем она вызвана?
— Практика эта существует с 2021 года, когда был создан Патриарший экзархат Африки. Это был ответ на недружественные действия Александрийского Патриархата, который поддержал церковный раскол на Украине, из-за чего с ним прервалось евхаристическое общение. В сферу пастырской ответственности экзархата вошли территории африканского континента от Алжира до ЮАР. Поскольку в этих странах есть жители, исповедующие православие, они нуждаются в окормлении. Православных храмов там немного, общины в основном существуют при посольствах России, поэтому экзархат на большие праздники командирует священство для проведения богослужений и пастырского окормления верующих. Меня принимало российское посольство. Пасхальную литургию совершал в приспособленном помещении, на богослужение пришли почти все сотрудники нашего посольства и те наши соотечественники, которые постоянно проживают в Хараре, еще были представители белорусского посольства. Людям дороги православные традиции: они пекли куличи, красили яйца, приносили всё это освящать.
— Как Вас встретили? Кто помогал в совершении богослужения?
— Встретили очень тепло, было видно, что люди этой службы очень ждали, готовились к исповеди, Причастию. Две наши соотечественницы, проживающие в Хараре, имевшие навык чтения на церковнославянском, отрепетировали некоторые песнопения, выучили пасхальный тропарь, кондак, так что очень мне помогли. И вообще, вся подготовка к моему приезду, его организация были на очень хорошем уровне, я благодарен всем, кто принимал в этом участие.
— А местные жители присоединились к празднику?
— Среди африканцев есть православные, но они в основном принадлежат к Александрийскому Патриархату. Доводилось слышать пожелания о переходе в Московский Патриархат, но пока этот процесс не начат. Люди недовольны тем, что происходит в Александрийском Патриархате. Как раз в Зимбабве недавно была совершена хиротония диакониссы, а это уже первый шаг к введению женского священства. На фотографиях с богослужений видно, что эта госпожа одета в священные облачения, она причащает верующих, чего у нас не делают даже диаконы. Такие неканонические действия очень смущают православных.
— После службы в посольстве была культурная программа — просмотр фильма и беседа. О чем Вас спрашивали, что людей волнует?
— Мы смотрели фильм «Воскресение Христово» митрополита Илариона (Алфеева). Потом обсуждали фильм, были вопросы о Туринской Плащанице, о молитве, церковной жизни.
— А как Вам Африка? Какое она на Вас произвела впечатление?
— Африка большая и очень разная, а я был только в столице Зимбабве, причем в хорошем районе, где живут не бедные люди. Центральная часть города — это небоскребы, ухоженные парки, благополучные коттеджные поселки. Зимбабве — бывшая британская колония. Когда-то она была одной из крупнейших индустриальныхе стран, даже машины свои выпускала. Сейчас уровень жизни ниже, но люди всё же хорошо образованы и воспитаны, очень дружелюбны, улыбчивы. В супермаркете ко мне запросто подходили незнакомцы, чтобы поздороваться, пожать руку и сказать добрые пожелания. В Хараре очень хорошая система школьного образования — оксфордская, так что все жители отлично говорят на английском, могу сказать, что мой английский был гораздо хуже. В школах ученики с первого по десятый класс изучают Библию, причем это не кружок по интересам, не факультатив, к этому очень серьезное отношение. Кроме уроков, ведется и большая внеклассная работа, например, старшеклассники занимаются с малышами по библейским темам. Понятно, что всё это подается в протестантском ключе, поскольку большинство местных исповедует протестантизм, но всё же эти люди — христиане. И это дает свои плоды — например, уровень преступности в Зимбабве очень низкий. Я бы сказал, нам есть чему у африканцев поучиться: их доброму нраву, воспитанности и, конечно, знанию Священного Писания.
— А как же традиционные языческие культы?
— Что удивительно, никаких признаков этих культов я не замечал. Даже в сувенирных магазинах не было тех страшных масок, с которыми у нас привычно ассоциируется Африка. Язычество там не популярно. В Африке христианство — вне конкуренции. Там побеждает Христос. В отличие от наших неоязычников, которые, не зная славянского язычества, выдумывают что-то свое, там люди, хорошо зная особенности своих культов, выбирают Христа. Православных в Зимбабве один процент, мусульман и язычников примерно столько же, остальные — протестанты или католики.
— Вам довелось увидеть, как там люди живут, как устроен быт, посетить какието достопримечательности?
— Я был в гостях только у соотечественников, это православная семья, поэтому была традиционная пасхальная трапеза. Хотя увидеть в африканском огороде грядки с привычными нам огурцами и помидорами было неожиданно. Еще арбузы в мае удивили и гигантские авокадо, которые раза в четыре больше тех, что продаются в наших магазинах. А из достопримечательностей удалось посетить знаменитый парк балансирующих камней. Он расположен на окраине города, и пока до него добирались, проезжали и более бедные районы с хижинами под тростниковыми крышами, видели детей, просящих милостыню. В парке своими глазами увидел «Банковский камень», который изображался на старых зимбабвийских деньгах. Он должен был символизировать финансовую стабильность, чего не получилось, зато получилось создать христианскую страну.
Газета «Православная вера», № 06 (734), июнь 2024 г.