Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Увидеть своего ребенка
Просмотров: 3590     Комментариев: 0

Сегодня люди уже не так боятся обращаться за помощью к психологам не только в экстремальных ситуациях, но и в любых сложностях. И это правильно, потому что не всегда человек способен объективно оценить себя, увидеть совершенно очевидное и предпринять именно те действия, которые приведут ситуацию к желаемому результату. Учебный год набирает обороты, и мы попросили саратовского православного психолога Тамару Пенкину рассказать, как родителям понять, почему возникают проблемы в учебном процессе и как помочь ребенку справиться.

За окном осень. Природа постепенно успокаивается, замедляется и готовится к зимнему сну. Но родителям школьников покой только снится! С началом учебного года большинство клиентских запросов — это работа со школьниками. Иногда они приобретают достаточно радикальную форму: «сделайте что-нибудь с моим ребенком, чтобы он захотел учиться»... Конечно, за этим стоит большая родительская тревога и за свое чадо, и за себя (какой же я родитель, если мой ребенок оказался в такой ситуации?).

Этот текст не о процессе обучения и связанных с ним трудностях. Сейчас в большом количестве доступны печатные издания, интернет-ресурсы, которые могут помочь разобраться в таких явлениях, как кризис семи лет, пубертатный период и т.д.,— нужно лишь намерение. Не хочется здесь уходить в пересказ сухих научных фактов. Хочется о человеческом...

О любви…

 

«Мы столько денег платим за учебу, а ты еле справляешься!» «Конечно, я люблю своего ребенка!» — однозначно скажет практически каждый современный родитель. И далее последует перечисление форм любви: в школу лучшую определили, в кружки внеклассные вожу, летом лагерь с практикой иностранного языка и т.д. Все это прекрасно, дорогие родители, но важно сохранять трезвость рассудка и следить за тем, кто инициатор всех этих событий, ради кого все это затевается…

Так часто в современном мире можно попасть в ловушку эгоизма! Молодые мамы и папы готовы из кожи вон лезть для того, чтобы добыть своему чаду все мыслимые и немыслимые блага. Но, увы, в этой суровой гонке материальных благ и услуг легко упустить, что истинной целью здесь может быть не любовь к ребенку, а подтверждение своей «хорошести» как родителя.

«Как так, Иванов учит три языка, а мы только два?!» «Все девочки класса занимаются в студии танцев, а моя никуда не ходит. Что ж я ее не вожу, что я за мать?». Так часто вся активность разворачивается, чтобы доказать себе и окружающим: «Я хороший родитель, я соответствую общей тенденции». Вся эта явная или неявная конкуренция среди родителей приводит к печальным последствиям. На ребенка порой возлагается тяжелейшая ответственность соответствия ожиданиям: «Мы столько денег платим за учебу, а ты еле справляешься! Это лучшая школа! Это же твое будущее!» Или другой распространенный исход — тотальная скука и потеря интереса ребенка абсолютно к любой познавательной деятельности: когда все и всегда лучше разбираются, что ему нужно, полезно, перспективно, воля уступает место апатии. И море других примеров…

При чем же здесь любовь? — спросите вы. Любовь и забота дают родителям возможность видеть своего ребенка. Не персонажа яростной гонки за престиж, а живого, конкретного ребенка, со своими потребностями, правами, интересами, желаниями… Любовь лечит от родительского эгоизма. Да, та школа лучшая, четкий график, ни минуты прожитой зря. Да, здесь уйма кружков и репетиторы по всем предметам. Но, может, этому конкретному ребенку пока (!) нужен обыкновенный класс, спокойная внимательная учительница, с которой он найдет общий язык, это позволит ему расслабиться и спокойно научиться учиться — и в итоге преуспеть во всем. А может, той конкретной девочке милее не танцы, а рисование? Ребенок ощущает любовь, когда чувствует, что считаются с его желаниями, с его мнением, когда помогают ему идти своим уникальным путем, а не волокут насильственно по пути «как у всех или непременно самое лучшее».

О свободе…

 

Ребенок раскрывается, когда чувствует, что считаются с его желаниями и помогают идти своим уникальным путем Основная мысль, которая находит свое отражение в любом явлении жизни, это свобода выбора и его осознанность. Сейчас такое замечательное время, когда мы вольны выбирать все что угодно. Это касается и образования. Мы имеем право выбрать школу, класс, тип питания, количество и качество внеклассных занятий, стиль отдыха и прочее, прочее.

Чтобы справляться с таким обилием выборов, нужно иметь крепкие нервы, холодный рассудок и непоколебимую ответственность перед собой и семьей. И так хочется выбирать лучшее. Это понятно, но всегда спрашивайте себя, кому нужно это лучшее, будьте честны с собой. Мы в пылу азарта часто теряем голову и порой забываем, что «лучшее — враг хорошего»… С подростками в этом вопросе проще, они уже способны опереться на внутренние ощущения, опыт сверстников, иногда критически отнестись к своим фантазиям и мечтам, хотя, к сожалению, бывают и запущенные случаи. С малышами чуть сложнее. Сегодня ребенок хочет рисовать, через две недели — танцевать, еще через месяц — карате и т.д. Кажется, что детки не способны разобраться в своих желаниях, и родители спешат решить за них. А так важно доверять своему ребенку! Ведь эти метания не всегда говорят о неспособности к труду (хотя бывает, что ситуация отражает именно такую проблему), а скорее, о проявлении у ребенка столь важного навыка поиска «своего» — занятия и, шире, пути.

Через смену деятельности ребенок познает разнообразие мираМне ярко запомнилась одна история. Мама, явно утомленная постоянной сменой увлечений дочери, долго жаловалась на сложившуюся стратегию ребенка, но резюмировала свой рассказ она вполне осознанно: «Я ведь понимаю, она ищет…» Через эту смену деятельности ребенок познает разнообразие мира. Одно дело выбрать между двух тем, другое — из множества.

И здесь вопрос к родителям: как вы сами совершали выбор в детстве и как совершаете его сейчас? Не ограничиваете ли вы себя самих в этом? Не пугает ли, не злит ли вас калейдоскоп жизненных явлений? Часто бывает, что себя хочется ограничить выбором из минимального количества вариантов. Причин может быть несколько: неумение делать выбор (в свое время ваши родители не дали возможности проявиться), страх перед ответственностью принятого решения…

Столкновение с жизненным многообразием может пугать еще и потому, что человек порой не знает на самом деле, чего он хочет. И тогда цепочка ведет дальше: что с этим делать и делать ли? Как это отражается на моем стиле воспитания детей? А хочу ли я, чтобы мои дети имели выбор и умели выбирать? Жизнь изменчива. Она призывает нас адаптироваться, меняться. И вновь встает выбор, принимать ли этот вызов или держаться за старые модели? А наши дети? Они ведь пойдут еще дальше по временному пути, пойдут в еще более пугающую нас неизвестность, и в какой-то момент нас рядом уже не будет…

Задача родителей — научить детей обходиться без родителей. Помня это, нам становится проще взаимодействовать с ними. Давая им все больше свободы, мы постепенно отпускаем их в самостоятельную жизнь. И в этой свободе много любви…

Одновременно с этим мы сами лицом к лицу встречаемся и со своей свободой и задаемся вопросом: как с ней обходиться? Но это уже другая история…

Всем родителям желаю увлекательного учебного года! Любите себя, любите детей, любите жизнь!

«Саратовская областная газета» № 140, 2018 г.

Материалы по теме

Отношение к детскому посту всегда было и остается спорной темой для родителей. Причем и для тех, кто в той или иной мере соблюдает Великий пост, и для тех, кто смотрит на это со стороны. Многие родители задаются вопросом: а можно ли держать пост детям, с какого возраста и как правильно это организовать?

Просмотров: 6400
Комментариев: 0

Для них не бывает чужих детей. Они там, где требуются участие, крепкое плечо и спокойная мужская рассудительность. Совет отцов, созданный при аппарате Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области, объединяет в своих рядах около семидесяти мужчин, которые считают, что не имеют права оставаться в стороне от проблем детей. Лидер этого движения Валерий Баглай рассказал о том, почему он стал «профессиональным» отцом, каково значение отцовства в жизни общества и что нужно делать женщинам, чтобы мужчины не избегали ответственности за семью

Просмотров: 2579
Комментариев: 0

«Трудный», «переходный», «кризисный» возраст — у подросткового периода жизни человека много названий, но все они свидетельствуют о том, что с взрослеющим ребенком происходит что-то такое, что вызывает беспокойство у родителей. А стоит ли волноваться? Ведь все через этот кризис так или иначе проходят, перерастают юношеский максимализм и в большинстве своем становятся хорошими людьми. Или все-таки основания для родительских переживаний есть? Что же происходит с ребенком с точки зрения психологии и духовного состояния, какие причины приводят к подростковым бунтам и что может помочь выйти из кризиса? К разговору на эту непростую и болезненную тему мы пригласили священников, многодетных отцов 

Просмотров: 4006
Комментариев: 0

Должны ли поститься дети? Если да, то в какой мере, с какого возраста? Как быть, если на период Святой Четыредесятницы выпадает день рождения ребенка? Может ли юный христианин сам определять для себя вид поста? Что делать, если он не справляется со взятыми на себя обязательствами и нарушает пост? Обо всем этом мы поговорили со священнослужителями Саратовской епархии

Просмотров: 4879
Комментариев: 0

В традиции Русской Православной Церкви детей до семи лет причащают без исповеди, поста и молитвенной подготовки. Считается, что до этого возраста у ребенка нет критического мышления, без которого невозможно покаяние, а ограничения в скоромной пище могут негативно сказаться на физическом развитии. Однако наши собеседники считают, что совсем без молитвы оставлять дошкольника не стоит. Приучать детей к правилу перед Причащением нужно понемногу с самых ранних лет. Если такого постепенного формирования молитвенного навыка не будет, в школьном возрасте побудить ребенка молиться будет очень трудн

Просмотров: 3053
Комментариев: 1

Мы — взрослые — знаем, насколько бывает трудно молиться: как сложно порой себя собрать, удержать внимание на словах молитвы, как, к сожалению, часто молитва для нас становится лишь исполнением некоего правила. А что же говорить о детях… У многих из нас нет своего опыта церковного детства — мы пришли в храм в зрелые годы, а кто-то и под конец жизни, и учиться всему, в том числе и молитве, нам приходилось с нуля. Но мы бы очень хотели, чтобы наши дети, внуки, крестники были с Богом с колыбели и никогда не теряли связь с Ним. Вот только как их научить этой молитвенной жизни, если мы сами — кто «в начальной школе», а кто-то и «в детском саду»?

Просмотров: 3084
Комментариев: 0

Приближается Рождество — один из главных христианских праздников. Традиционно он связан с миром детства, ведь Рождество — это память о том, что более двух тысяч лет назад родился Спаситель мира. Издавна к Рождеству наряжали елку, и больше всего ей, конечно же, радовались дети. А чем еще, кроме красиво наряженной елки, мы можем вместе с ребятишками отметить этот праздник?

Просмотров: 3024
Комментариев: 0

«Мой сын пьет» — с этой жалобой чаще всего приходят к священнику или психологу матери людей, страдающих алкогольной зависимостью. И мало кто догадывается, что плодотворную почву для того, чтобы этот тяжкий недуг поразил их близких, они подготовили сами. О родительских ошибках, из-за которых дети вырастают зависимыми людьми, на лекции «Роль семьи в формировании зависимостей и избавлении от них» говорил кандидат богословия, член правления Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», настоятель храма в честь Архангела Михаила г. Талдом Московской епархии протоиерей Илия Шугаев. Лекция прошла в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Социальное партнерство в сфере утверждения трезвости и профилактики алкоголизма»

Просмотров: 3813
Комментариев: 1

Представим себе простую картину: родительское собрание. Учитель (нет, конечно же, учительница!) раздает собравшимся (мамам? Да, конечно, мамам!) тетрадки с очередной контрольной работой, и начинается обсуждение текущих проблем… А где же папы? Почему в нашем обществе сложилась такая ситуация, что мужчины в массе своей не участвуют в воспитании детей — не ходят с ними гулять на детскую площадку, не делают с ними уроки?.. Столько «не», что не хочется даже перечислять. Хотя есть, конечно, и яркие исключения

Просмотров: 3689
Комментариев: 5