Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Увидеть свет истинный
Просмотров: 1963     Комментариев: 0

Совсем скоро наши храмы будут устланы свежескошенной травой, украшены цветами и зелеными ветками. Троица, а за нею Духов день — такие теплые, радостные, издревле любимые на Руси праздники! Но надо знать: Пятидесятница, она же Троица,— это на самом деле не про траву и не про берёзки. Это вселенское торжество нашего спасения, это событие, завершившее миссию вознесшегося уже Христа здесь, на земле. Это день, когда родилась Христова Церковь; говоря чуть иначе, когда группа учеников, собранных и объединенных одним Учителем, стала Церковью — богочеловеческим организмом, в котором действует Святой Дух. Его посредством совершаются таинства, соединяющие человека с Богом, и человек обретает спасение — блаженную вечность со Христом.

Событие Пятидесятницы предрекает ученикам Сам Христос перед Своим Вознесением к Отцу: И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. <…> вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 4–5, 8).

А во второй главе Книги Деяний апостольских мы читаем: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 1–4).

Вот так родилась наша единственная подлинная Церковь, и с этих минут она начала стремительно разрастаться.

«История не знает более поразительного события, — говорил в своей проповеди старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин), — чем то, которое совершилось через 50 дней после преславного Воскресения из мертвых Христа Спасителя. Оно выходит за пределы нашего умственного понимания.

Вспомните: в Сионскую горницу вошли простые галилейские люди — ближайшие ученики Христовы и Пречистая Его Матерь. Это были очень робкие, не имеющие еще твердого определенного понимания недавних событий люди. А вышли оттуда уже убежденные вестники вселенской истины, готовые идти куда угодно и учить все народы. Смело говорить, что распятый Иисус есть Мессия — Христос.

Апостолы, приняв “Силу свыше”, стали как бы другими людьми: обновленными, окрепшими, способными возложить на свои плечи великое дело служения Христу и Его Церкви».

А вот — слово Святейшего Патриарха Кирилла, сказанное на Троицу, — о миссии Духа и о Церкви: «Событие, о котором мы сегодня говорим и которое мы прославляем, совершенно особенное. Святой Дух сошел на апостолов.

Это был акт Божественного одухотворения учеников Христа Спасителя, но не только их. Святой Дух сошел не только на тех, кто был собран в Сионской горнице. Он сошел также на каждого, кто присоединился к этой апостольской общине. А всех тех, кто вместе с апостолами составляет эту общину, мы именуем Церковью. Святой Дух вошел в жизнь Церкви. И подобно тому, как Божественное и человеческое соединилось в личности Иисуса Христа, — по формуле IV Вселенского Собора, неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно, — Дух Святой пребывает неизменно вместе с человеческой природой Церкви, не смешиваясь с ней, но и не отделяясь от нее, одухо­творяя эту человеческую природу.

И если бы Церковь была только человеческой организацией, если бы она только объединяла единомышленников, подобно тому, как объединяет единомышленников множество сущест­вующих человеческих организаций, то ее давно бы не существовало. <…> Если мы проследим всю историю после пришествия в мир Христа Спасителя, то каких только мощных организаций не было — действующих и открыто, и скрыто, претендующих на власть физическую и на власть духовную, — но этих организаций больше не существует, а те, что есть, уйдут из истории рода человеческого, как уходили все предыдущие.

Но Церковь будет существовать всегда, до скончания века, потому что врата ада ее не одолеют (ср.: Мф. 16, 18). Не потому, что мы с вами такие сильные — мы немощные, мы слабые, мы, может быть, гораздо слабее тех, кто организован в иные человеческие общины, но в нас и через нас, через Церковь Божию, действует Святой Дух. Он возмещает нашу слабость, Он действует там, где нам не хватает сил и разумения, Он поднимается на защиту Церкви, когда могущественные силы, во много крат превосходящие силу и влияние Церкви, пытаются ее разрушить». 

* * *

Что такое Пятидесятница в Ветхом Завете, что праздновали в тот день иудеи? И почему мы теперь называем наше торжество не только Пятидесятницей, но и, чаще, Троицей? Вот как разъясняет нам это библеист и специалист по церковному Уставу, преподаватель Саратовской православной духовной семинарии Алексей Кашкин в своей книге «Благословенно Царство»: «Троица, она же Пятидесятница, как и Пасха, имеет свой ветхозаветный прототип. На пятидесятый день после иудейской Пасхи начиналась жатва, и в жертву Богу приносили первый сноп пшеницы. А в Новом Завете Спаситель называет Своих учеников делателями жатвы (см.: Мф. 9, 37–38). Проповедь апостольская — это жатва духовная, а Пятидесятница — начало апостольской проповеди. Поэтому то, что Святой Дух сошел на апостолов именно в день Пятидесятницы, представляется совершенно неслучайным…

Троица — это обиходное название праздника. Обратите внимание, мы не встречаем его ни в Типиконе, ни в церковном календаре, там мы читаем: Неделя такая-то по Пятидесятнице. Однако наименование “Троица” совершенно неслучайно закрепилось именно на Руси: ее духовный расцвет, эпоха преподобного Сергия Радонежского, его духовных детей и внуков, одним из которых был, по всей вероятности, преподобный Андрей Рублев, неразрывно связан с почитанием Святой Троицы, тайна Которой открылась нам в полноте (хотя выражение “в полноте” здесь можно использовать только условно, человек не может своим ограниченным разумом в совершенстве познать природу Триипостасного Бога) именно при сошествии Святого Духа на апостолов. Сын Божий уже вочеловечился, уже сказал Своим ученикам: Я и Отец — одно (Ин. 10, 30), уже принес Свою Крестную Жертву и победил смерть. И вот, происходит то, что Он обещал (см.: Ин. 14, 16–17; Деян. 1, 8): людям является Третье Лицо Святой Троицы, Дух Святой».

Здесь можно вспомнить также слова митрополита Вениамина (Федченкова) из его книги «День Святой Троицы» (входит в серию книг о богословии православных праздников) — о том, что «самый великий дар Святого Духа в день Троицы — это откровение о Троице. Все прочие дары — частные и производные, а главное — ныне нам дано ведение о Пресвятой Троице». 

***

Поговорим о том, что кроме необычной обстановки, кроме запаха свежескошенной травы ждет нас в эти дни в храме.

На вечерне, накануне праздника, читаются паремии — фрагменты Ветхого Завета, повествующие о действии Святого Духа в Священной истории до события Пятидесятницы и о будущем обновлении человека Духом Святым. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих (Иез. 36, 25–27).

За всенощным бдением мы вновь услышим две торжественные стихиры Святому Духу: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго…» и «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…». Они не раздавались под сводами храма с самой Страстной седмицы. Почему так? Весь пасхальный период, до отдания Пасхи, мы празднуем Воскресение Христа из мертвых; а следующее событие, дарование Святого Духа, еще не произошло, оно еще только ожидается, поэтому песнопения Третьему Лицу Пресвятой Троицы на это время уходят из богослужения.

На утрене поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал божественным учеником Твоим». Этот текст отражает разом всю Троицу и напоминает нам о словах Христа: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне, а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною (Ин. 15, 26–27).

Наконец, об особом богослужении, которого мы все ждем, которое прочно связано в нашем сознании с Троицей, — о великой вечерне с коленопреклоненными молитвами. Она совершается не вечером, как можно было бы предположить, а сразу по завершении праздничной Божественной литургии. Эта традиция уподобляет нас апостолам, которые напряженно ждали обещанного Господом дара — Духа Святого, молились об этом даре, а когда получили его, не могли, конечно, отложить встречу, поклонение Ему, молитву Ему о своем обновлении на какое-то «потом».

Коленопреклоненных молитв всего семь, они делятся на три части — по две молитвы в первой и второй частях, три — в третьей. Части разделяются меж собой короткими молитвословиями: мы слышим мощный торжественный прокимен «Кто Бог велий, яко Бог наш…», сугубую ектению («Рцем вси…») и, наконец, перед третьей частью — хорошо знакомое «Сподоби, Господи, в вечер сей…». В первой части воспевается домостроительство нашего спасения и говорится о нашем покаянии («…услыши ны, вонь же аще день призовем Ти, изрядне же в день сей пятдесятный…»). Вторая часть — это молитва о нашем обновлении Духом Святым («…светом Духа просветихомся и прелести якоже тьмы изменихомся…»). Третья часть, по сути, заупокойная, это молитвы об усопших: «…и упокой вся отцы коегождо, и матери, и чада, и братия, и сестры единородныя и купнородныя, и вся прежде почившия души в надежде воскресения…».

Молитвы великой вечерни усваиваются непросто, и чтобы именно молиться, а не только слушать текст, лучше всего предварительно прочитать их дома.

***

Троица всегда в воскресенье, потому что это пятидесятый день после Пасхи. Но если есть возможность, неплохо прийти в церковь и в понедельник, в Духов день. У этого праздника свое особое обаяние: тишина опустевшего храма, косые лучи солнца, голоса стрижей за стенами, запах вянущей травы, полные коробки свечных огарков… И — явственное чувство присутствия Господа Животворящего, Параклита, Духа Святого — незримого, неосязаемого, но делающего Церковь именно Церковью, а не просто «религиозной организацией» или «собранием единоверцев». И мы просим Его: «Спаси, Утешителю, верно поющих боголепное пришествие Твое, и очисти от всякия скверны, яко благоутробен, и покажи достойны Твоего осияния, и светом Твоим боговиднейшим сотвори я нескверненна зерцала (в переводе: сделай нас чистыми зеркалами Твоего света)».

Газета «Православная вера», № 06 (734), июнь 2024 г.

Материалы по теме

Праздник Святой Троицы, также известный как Пятидесятница, является одним из великих торжеств Православной Церкви. В день Троицы богослужение в храме объединяет богословскую глубину и богатые литургические традиции. Оно призвано напомнить каждому верующему о центральном месте тайны Троицы в христианской вере и жизни. О смысле и догматическом значении праздника, особенностях богослужения и песнопений рассказывают наши собеседники

Просмотров: 2115
Комментариев: 0

Тайна Святой Троицы… Может ли хотя бы в самых общих чертах помышлять о ней простой смертный? Ответ на этот вопрос дает нам святоотеческое наследие. Святые подвижники и учители Церкви не только не окутывали эту тайну мраком, но и утверждали: без истинного, правильного и глубокого знания о Святой Троице невозможна подлинная вера. Одно из своих «Слов» посвятил догмату о Святой Троице святитель Григорий Богослов. Предлагаем вам отрывок из этого духовного произведения

Просмотров: 3797
Комментариев: 1

Спасение не только от чего-то (от власти греха, от смерти, от вечной погибели), но и для чего-то. Для жизни в Царстве Божием, в Царстве Пресвятой Троицы; жизни, которая начинается здесь, на земле, и продолжается в вечности. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» — с этого возгласа начинается Божественная литургия; возглас каждый раз напоминает нам о том, что царство Троицы — не где-то там, за земным пределом, в непостижимой области, а здесь и сейчас

Просмотров: 2539
Комментариев: 0

Когда глубокие богословские смыслы воплощаются средствами иконописи, они становятся понятными и доступными для любого человека. А праздник Святой Троицы необыкновенно богат по своему смыслу. Почему существуют две абсолютно разные иконографии этого праздника? Кто этот загадочный старец со свитками в руках, обозначаемый на иконе словом «космос»? Почему скамья, на которой сидят апостолы, выполнена в виде подковы? Разберемся, о чем эти образы могут поведать внимательному взгляду

Просмотров: 3536
Комментариев: 0

Великие двунадесятые праздники церковного года — это, по сути, единое торжество. Оно поэтапно, шаг за шагом разворачивается перед нами — торжество победы Жизни над смертью, Божественной любви над злом. Совсем недавно мы пережили Воскресение Христа из мертвых, Его Вознесение к Отцу. И вот нам предстоит Святая Пятидесятница, или, в русской традиции, Троица — день Сошествия Святого Духа на апостолов, день рождения Церкви, которая жива и действует именно Святым Духом, Третьим Лицом Пресвятой Троицы

Просмотров: 3526
Комментариев: 0