Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Утешительный Диккенс
Просмотров: 1534     Комментариев: 0

В наши непростые, полные тревожных новостей и тяжелых предчувствий времена, человеческой душе нужно что-то утешительное. И для многих людей этим утешением являются книги. Каждому из нас важно найти такого автора, который может своей интонацией погрузить в особенный, хорошо знакомый мир и мгновенно успокоить, отвлечь от душевной боли и переживаний, дать надежду. Для миллионов людей уже двести лет таким автором является Чарльз Диккенс.

Поистине счастлив тот, для кого этот гениальный английский писатель – давнишний знакомец и друг.

Чистые сердцем дети, девушки и юноши, чудаки, добродушные простецы и те, кого в холодном мире денег и корысти считают «безумцами», – любимые создания Чарльза Диккенса. В нем самом было много от его героев.

Диккенса любили и почитали русские писатели – Тургенев, Толстой, наш земляк Н.Г. Чернышевский с детства был увлечен Диккенсом, а впервые на русский язык автор был переведен также наши земляком – Иринархом Введенским.

Ф.М. Достоевский любил Диккенса, читал его своим детям, а роман «Преступление и наказание» был написан им под впечатлением от «Лавки древностей». Многие персонажи Федора Михайловича напоминают диккенсовских героев. Маленькие, бедные, простодушные люди, способные на жертвенную любовь и величие помыслов и поступков – их можно встретить на страницах произведений обоих писателей.

Кстати, сам Диккенс очень любил сказки и истории Ганса Христиана Андерсена, и возможно, именно под впечатлением этих произведений создал новый жанр в литературе. Речь идет, конечно же, о святочном рассказе.

Рождением этого великолепного литературного жанра мы обязаны именно Чарльзу Диккенсу, его знаменитым рождественским повестям начала 40-х годов 19 века («Рождественская песнь в прозе», «Колокола», «Сверчок на печи» и др.) Эти произведения широко известны и заслуженно любимы. В них черствые сердца умягчаются, холодные души теплеют, простые добрые люди всегда одерживают нравственную победу над высокоумными, знатными, но недобрыми.

На своих героев, даже если им он посвятил не более одного абзаца своей рукописи, писатель смотрит с такой любовью и умилением, как будто все они его близкие родственники.

Интересно вспомнить, что образ отца Чарльза Диккенса – Джона Диккенса нашел отражение в автобиографическом и, пожалуй, самом выдающемся романе писателя «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим». Джон Диккенс принес немало горьких переживаний своему сыну, но Чарльз великодушно изобразил  недостатки отца милыми и трогательно смешными в образе незабываемого мистера Маккобера!

В мире Чарльза Диккенса, рядом с его любимыми персонажами чувствуешь себя в безопасности, здесь уютно и тепло, как в гостях у бабушки. Это то чувство, когда вблизи родного человека, беззаветно и простодушно любящего тебя со всеми твоими слабостями и недостатками, жизнь кажется вполне сносной и даже приятной, что бы там ни происходило за окном домика с очагом и простым угощением на столе…

Есть в мире Диккенса и злодеи: холодные, жестокие, эгоистичные аристократы, лицемерные чиновники, коварные, низкие люди всех сословий, чьи подлость, жадность и зависть толкают их на преступления. Удивительно отношение Диккенса к этим персонажам. Писатель настолько презирает зло, так твердо отрицает его право на существование в этом прекрасном мире, что уже факт этого отрицания кажется самым большим наказанием для всех злодеев на земле.

Диккенс еще в детстве познал и унижение, и нищету, и непосильный труд, но был настолько жизнерадостным, творчески одаренным и амбициозным, что в довольно быстро стал знаменитым и состоятельным человеком. При этом никогда не забывал о тех, кто страдает, кто болен, беззащитен. Самыми страшными врагами людей он считал невежество и нищету и, как мог, боролся за права детей на детство, образование, защиту.

Диккенс был многодетным отцом и всегда старался, чтобы в его доме был достаток, уют, а главное – творческая атмосфера. Он любил заниматься со своими детьми, увлеченно устраивал домашние спектакли, чтения вслух. Специально для своих чад он написал, наверное, самый первый в истории литературы пересказ Евангелия для детей. Теплым, простым языком пересказал гениальный писатель историю земной жизни Христа, взяв с детей слово, что книга никогда не будет опубликована, а останется в семье в рукописном варианте. Правда внуки Чарльза Диккенса сочли, что этот уговор на них не распространяется и «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» Чарльза Диккенса с 30-х годов прошлого века постоянное переиздается с предисловием кого-то его из потомков.

В музее-усадьбе Н.Г. Чернышевского в декабре начинает работать выставка, посвященная первому рождественскому произведению Диккенса «Рождественская песнь в прозе». Выставка позволит погрузиться в таинственный и радостный мир любимого праздника, почувствовать атмосферу празднования Рождества в викторианской Англии.

«Троицкий листок»