Пасхальные богослужения наполнены музыкой — хоры восславляют воскресшего Христа. На певчих большая ответственность — их пение задает тон всей службе. В дни Святой Пасхи в нашем городе каждый год проводится Пасхальный хоровой фестиваль. О его создании, а также об искусстве церковного пения нам рассказала регент праздничного хора саратовского храма в честь Казанской иконы Божией Матери, преподаватель Центральной детской музыкальной школы г. Саратова Галина Николаевна Баширова.
— Расскажите, как Вы начали заниматься музыкой?
— Музыкой я занимаюсь всю жизнь: в шесть лет поступила в музыкальную школу, потом — в Саратовское музыкальное училище, а по его окончании — на дирижерско-хоровое отделение в консерваторию. Хор всегда был моим любимым предметом, так что когда нужно было определяться со специальностью, передо мной даже не стояло вопроса.
— А в храме поете с какого времени?
— Со студенчества. Тогда, в конце 80‑х годов, певчие уже могли относительно свободно приходить в храмы — до этого и с работы увольняли за пение в церкви, и из института могли отчислить. На втором курсе музучилища я пришла в Троицкий собор, настоятелем там тогда был протоиерей Всеволод Васильцев. Он спросил, крещеная я или нет. Так в семнадцать лет я приняла крещение и стала петь в церковном хоре. В училище я об этом не говорила, в течение года скрывала. Но потом история страны пошла по другому пути, и в таком умолчании уже не было необходимости. Я была поражена красотой православного богослужения и церковного пения и через эту красоту уже твердо пришла к вере.
— Расскажите о хорах того времени. С кем Вам удалось поработать?
— Когда я начала свою певческую деятельность, в городе было всего два храма — Троицкий и Духосошественский. Хором Свято-Троицкого собора управляла Елена Нескина, а в Духовском регентами были отец Василий Стрелков и матушка Алла Адамовна Земцова. Оба хора были большие, человек по двадцать пять, и состояли в основном из профессиональных певчих — студентов и выпускников консерватории. Из этих хоров впоследствии вышло много священнослужителей. Вместе со мной в хоре Троицкого собора пели отец Сергий Догадин и отец Олег Дроздов, они были тогда молодыми людьми, певцами.
— Как дальше складывалось Ваше певческое служение?
— Когда я поступила в консерваторию, на некоторое время оставила пение в храме и примерно полгода работала в только что открывшемся Театре хоровой музыки. В 90-е в Саратове начали открываться новые храмы: я немного пела в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», потом — в Серафимовском, Никольском, который впоследствии был преобразован в мужской монастырь. В 1995 году, на четвертом курсе консерватории, я пришла петь в Казанский храм и до сих пор здесь. В 2000 году стала регентом праздничного хора.
Хор поначалу был небольшой. Храм только восстанавливался и представлял собой двухэтажный дом, службы проходили в самом большом помещении на первом этаже. Казанскому храму, можно сказать, повезло: в советское время в нем размещался детский сад. Один наш певчий, который ходил в этот детский сад, рассказывал, что на месте алтаря находились спальни. Когда я стала регентом, в хоре было около двадцати человек, практически все — профессиональные музыканты. Помимо участия в богослужениях, мы вели концертную деятельность. Множество людей в те годы стали интересоваться хоровой церковной музыкой, и студенты-музыканты приходили ознакомиться с ней непосредственно в храмах. Кто-то приходил из интереса, кто-то — для заработка, но большинство потом уже не мыслили себя без Церкви.
Сейчас наш хор не такой большой, но среди певчих есть три человека, которые прошли со мной весь путь, с середины 90‑х.
— На Ваш взгляд, какое будущее у церковных хоров? Это хоры с профессиональными певцами или любители?
— Я думаю, идеальный вариант — это то, что есть сейчас во многих храмах: профессиональный праздничный хор, еще один хор, который поет в будние дни, и любительский хор. Надеюсь, в нашем храме удастся сохранить такое сочетание. У нас уже сложившийся коллектив любителей, ему больше пяти лет. Как правило, любительский хор поет по субботам, прихожанам эти службы нравятся. Но любители не могут целиком заменить основной состав — не потому, что не справятся, а потому, что у людей есть основная работа, и они не могут постоянно присутствовать в храме. Бывают случаи, когда из любительского переходят в профессиональный хор — это вполне возможно и без музыкального образования, но человеку придется много потрудиться: научиться читать ноты, хорошо изучить устав.
В прошлом году в епархии начали работу курсы подготовки регентов и певчих церковных хоров, в некоторых храмах также проводятся регулярные занятия — это реальная возможность научиться петь, нужны только время, постоянство и готовность приложить усилия.
— Что для Вас самое сложное в профессии регента?
— Поначалу было тяжело разобраться в уставе, структуре богослужений, постоянно держать в голове последовательность песнопений, понимать, что и в какой момент может измениться по ходу службы. Остальное мне давалось легко. Значительная часть служения регента — работа с людьми: нужно выстроить баланс в отношениях внутри коллектива. У всех разный характер, разные настроения, и это нормально.
— Расскажите, когда и как стал проводиться в Саратове Областной пасхальный фестиваль хоровых коллективов?
— Этот фестиваль был учрежден Саратовским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 2001 году. Его идейным вдохновителем стала заместитель председателя общества Людмила Ивановна Бахарева — глубоко верующий человек. Задумывался он для того, чтобы в дни Святой Пасхи дети и подростки смогли попеть в храме и немного прикоснуться к церковной жизни, увидеть и услышать красоту Православия, почувствовать пасхальную радость.
Первое время фестиваль проводился в разных храмах Саратова, а потом был «приписан» к Казанскому храму. Около десяти лет назад его организацией стала заниматься я. Мы с Людмилой Ивановной всегда на связи, она оказывает поддержку и помощь, а также входит в состав жюри фестиваля. В 2020 году из-за ограничений, связанных с пандемией, массовых мероприятий не проводилось, поэтому юбилейный двадцатый фестиваль пройдет в этом году, а не в 2021‑м. Последние несколько лет мы собирались в актовом зале саратовского лицея № 53, но в этом году фестиваль снова вернулся в храм. Некоторые наши участники впервые оказались в церкви, выступая на фестивале. Для нецерковных ребят спеть в храме — это необыкновенное впечатление, и дело не только в другой акустике, но и в самой атмосфере.
Фестиваль проводится в нескольких номинациях: коллектив воскресной школы, коллектив учреждения дополнительного образования, школьный хор, молодежный коллектив, преподавательский коллектив. Последнюю номинацию добавили не так давно, и она тоже оказалась востребованной: учителям не менее интересно исполнять духовную музыку, и для детей это пример.
У нас есть постоянные участники: детская школа искусств № 8 участвует с первых фестивалей, коллективы ДШИ № 6 тоже каждый год откликаются.
После выступлений у детей есть возможность подняться на звонницу и позвонить в колокола — для них это всегда радость. И, конечно, всех ребят ждут сладкие подарки.
Газета «Православная вера», № 08 (700), апрель 2022 г.