«На работе мы исполняем свой евангельский долг»,— так единодушно говорят о своей деятельности герои очередного материала о людях в Церкви — помощники настоятелей по социальному служению. Плоды их труда хорошо знакомы тем, кого беда когда-либо приводила в поисках помощи в храм, а вот о самих соцработниках мало кому известно. Их и застать в храме порой не так-то просто — они всегда в заботах: посещают подопечных, организуют акции и праздники, отвозят что-то в больницы и приюты. Нередко соцработники храмов совмещают это послушание с основной, «светской» работой, посвящая организации помощи нуждающимся все свое свободное время. А еще среди них немало людей удивительной силы воли и веры.
Главное — личный контакт
Один из таких людей — Максим Крылов. Мужчина работает начальником отдела по проектированию, экспертом по промышленной безопасности. Он и к социальной работе при университетском храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла относится столь же добросовестно и скрупулезно. Ведь от его деятельности, по его словам, зависит, найдет ли человек необходимую поддержку в храме, куда обращается, может быть, с последней надеждой.
Социальное служение в храме Максим курирует на протяжении пяти лет, но помощь нуждающимся оказывает гораздо дольше. Наш собеседник успевает и семьей заниматься, и людям помогать, и регулярно ездить в любимый храм, несмотря на приличное расстояние — живет он в Энгельсе. Сам он свой труд служением не считает, скромно говорит, что это возможность хоть в чем-то помочь настоятелю храма — отцу Кириллу Краснощекову.
С многочасовых, обстоятельных разговоров о вере с отцом Кириллом когда-то началось возвращение Максима в Православие.
— В Бога я верил с детства, но воспитан в вере не был, — делится мой собеседник. — Еще в юности у меня случилась встреча с человеком, с которым мы долго беседовали о Боге. Он не был православным. В конечном итоге я взял у него брошюру, начал изучать ее, и она раскрыла мне глаза на то, что верить-то я верил в Бога, но с Ним не жил. Так я стал протестантом и был им двенадцать лет. В этот период жизни я много читал, размышлял и в результате пришел к выводу, что все-таки в Православии — огромные духовные богатства и самые глубокие знания о Боге. Встреча с отцом Кириллом изменила мою жизнь, я узнал истинную веру, и вот уже десять лет я православный человек.
В храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла социальная работа ведется по нескольким направлениям: это транспортировка от дома до храма маломобильных прихожан, юридические консультации, бытовая помощь пожилым людям. Для старшего поколения организуют и культурный досуг. Бывает, что оказывается и какая-то другая поддержка, если человек обращается в храм со срочной и жизненно важной просьбой.
С каждым обратившимся за помощью Максим беседует лично, чтобы выяснить, действительно ли человек нуждается. В храме действует неукоснительное правило: на руки деньги не выдают. По запросу подопечных приобретают необходимые вещи, лекарства, продукты питания.
В повседневной практике соцработника встречаются и рутинные материальные просьбы, и необычные истории. Так, несколько лет назад Максиму довелось поучаствовать в судьбе семьи, бежавшей из-под обстрела в Донбассе. В наш город их пригласил знакомый, который перед самым их прибытием перестал выходить на связь. Не зная, куда идти, семья оказалась в Кирилло-Мефодиевском храме.
— Слава Богу, в тот момент была возможность разместить их на даче, — делится мой собеседник. — А через некоторое время мне удалось найти их знакомого, который и сам попал в водоворот жизненных обстоятельств. Во время их встречи я был поражен: казалось, что это совершенно родные друг другу люди, так сблизила их беда. Такие истории меняют тебя. Можно порой встретиться с мнением, что ситуации подопечных не нужно принимать близко к сердцу. Но мне это пропускание через себя кажется естественным. Если ты будешь действовать, как машина, это уже будет не служение — не то, к чему нас Христос призывал, когда рассказывал притчу о добром самарянине. Господь показал нам конкретный пример, каким образом можно быть ближним человеку — только через сердечную помощь.
Максим Крылов признаётся, что ему как мужчине легче удается справляться с переживаниями о судьбах обратившихся. Теперь уже помогает и жизненный опыт.
— Я в своей жизни столкнулся со многими вещами, которые так обжигают, что некоторые проблемы кажутся вообще смешными. У меня был опыт посещения Дома ребенка. Там были дети с врожденными уродствами, от которых отказались родители. Ты к ним приходишь, и им за счастье просто тебя обнять. И когда смотришь на этих маленьких людей, а потом на свои проблемы или проблемы пришедшего за помощью, ты можешь отделить главное от второстепенного. После встреч с этими детьми ко многим вещам начинаешь относиться проще и в то же время приходит понимание ценности любви и ценности любого человека.
Полагаться не на себя, а на Бога
— В социальной работе рассчитывать можно только на Бога, — говорит еще одна героиня нашей публикации, координатор волонтерской службы Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова Екатерина Уфимцева.
Екатерина Игоревна — кандидат социологических наук, доцент, преподает в Саратовском государственном университете. Благодаря ей при кафедральном соборе началась работа православной волонтерской службы «Добро». Четыре года назад социальный работник собора Валентина Кондратьева предложила женщине поучаствовать в дистанционных курсах по социальному служению, которые ежегодно проводит профильный синодальный отдел. Моя собеседница без раздумий согласилась — она давно хотела на практике познакомиться с приходской социальной деятельностью.
— В рамках курса необходимо было разработать проект, — рассказывает она. — Мы его сделали, и не хотелось, чтобы он остался лишь на бумаге. Так возникла наша волонтерская служба. Впоследствии нами было создано еще и общество трезвости — организована помощь алко- и наркозависимым.
Сегодня волонтерская служба объединяет около тридцати человек. В основном это люди молодого и среднего возраста. У большинства из них есть семьи, поэтому помогают они по мере возможности.
— Кто-то может помочь раз в полгода, и это уже хорошо, — говорит Екатерина. — Кто-то просто предоставляет машину — и слава Богу. Мы понимаем, что чем больше у человека семейных обязанностей, тем меньше времени для социального служения. И тем больше меня на самом деле восхищает то, что он, тем не менее, находит для этого время.
Волонтеры службы помогают одиноким пожилым людям: убирают у них дома, готовят еду, совершают покупки; опекают нуждающихся инвалидов. Большое и важное направление деятельности службы — помощь бездомным. Добровольцы регулярно навещают подопечных в саратовском центре «БОМЖ»: привозят предметы первой необходимости, беседуют о православных праздниках и жизненных проблемах, проводят творческие занятия.
В практике Екатерины были случаи, когда приходилось помогать тем, кто сам в свое время протянул руку помощи. Однажды в службу обратилась женщина, которая по собственному желанию забрала из больницы бездомного со сломанным позвоночником и целый год ухаживала за ним — а потом поняла, что силы ее покинули. Волонтеры помогли лежачему мужчине пройти необходимые обследования и устроиться в дом-интернат для инвалидов.
Рабочие будни Екатерины Уфимцевой проходят в постоянном напряжении. Справляться с нагрузками ей помогают волевой характер и умение налаживать контакт с людьми. Однако она признаётся, что без помощи Божией со всем этим просто не справилась бы.
— Мы совершенно явно ощущаем Божию помощь: часто возникают трудно решаемые вопросы, и всетаки выход находится, — делится она. — Например, два года назад к нам обратились погорельцы. Женщина очень сильно пострадала, ей частично отняли руки, сгорели все документы. Наша задача была их восстановить, оформить ей инвалидность и пенсию. Казалось бы, задача понятная, но сам процесс застопорился. Далеко не всегда организации, в которые мы обращаемся, идут навстречу. В таких ситуациях приходится уповать только на Господа, и Он действительно все устраивает.
Подобных историй Екатерина Уфимцева может рассказать множество. Говорит, что за четыре года работы научилась правильно к ним относиться.
— Сначала у меня было теоретическое, розово-иллюзорное представление о том, что есть много несчастных людей, к которым мы придем и сделаем их счастливыми, — рассказывает она. — За эти годы иллюзии испарились. Несчастные люди — разные. Часто встречаются мошенники, я уже научилась их определять. Сразу отсеиваем тех, кто рассказывает страшные и неправдоподобные истории, сгущая краски, чтобы что-то выпросить. И остается достаточно небольшое количество людей, которым действительно нужна помощь.
По словам Екатерины, справиться с той ношей, которая ложится на плечи организатора добровольческого движения, помогают только исповедь и Причастие.
— Это необходимо, чтобы душевное бремя не разрослось настолько, чтобы лишить тебя сил. А такое бывает нередко. Вроде делаешь дело — и все хорошо. А потом приходишь в такое состояние, что уже ничего не хочешь.
Участие в таинствах помогает выйти из деструктивного русла и с новыми силами продолжать свое дело. А также — постоянная забота, взвешенный совет и духовная поддержка руководителя нашей волонтерской службы — ключаря Свято-Троицкого собора иерея Николая Генсицкого. Без его благословения наших инициатив, духовного укрепления в трудностях, постоянного обсуждения, как что лучше сделать и как правильнее поступить, ничего бы не получилось.
Наша работа требует интеллектуальных усилий: нужно трезво оценивать ситуации, принимать взвешенные решения. И нельзя надеяться только на свои знания: сколько бы жизненного опыта ни было, его все равно не хватит. Каждый раз — новый уникальный случай, каждый раз — новая задача. И, конечно, просишь Господа в молитве, чтобы Он тебя просветил, умудрил, вразумил.
Ответственность перед приходом
Во Всехсвятском храме Саратова за социальную работу отвечает Елена Данилина. Многодетная мама, согревающая окружающих своей солнечной улыбкой, она успевает дарить заботу не только своим детям, но и воспитанникам областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также социального реабилитационного центра «Возвращение». Сотрудничество с ними — основное направление социальной деятельности в храме, помимо индивидуальной помощи обратившимся.
Моя собеседница говорит, что привыкла к многозадачности. В храме она совмещает сразу несколько должностей — социального работника, библиотекаря и директора воскресной школы.
— Это совмещение скорее помогает мне в работе, чем мешает, — говорит Елена. — Когда мы проводим мероприятия с реабилитационными центрами, там идет и просветительская, и миссионерская, и социальная работа одновременно. И когда у тебя есть возможность к этому подключить ресурсы и воскресной школы, и библиотеки, это очень удобно.
К организации занятий с подопечными Елена подходит творчески и старается не только обогатить ребят знаниями о православной вере, но и научить их видеть прекрасное. И это не случайно: по образованию женщина — художник. Так, для детей из центра «Возвращение» создан и успешно действует социокультурный проект «Встреча с мастерами» (подробно об этом на стр. 3).
Прихожане часто обращаются к Елене с самыми разными просьбами. Порой в храме приходится объявлять денежный сбор и помогать, что называется, всем миром — например, когда в семье, которая и так еле сводила концы с концами, кто-то внезапно заболел. Не так давно собирали средства для беженцев, помогая им приобрести билеты на родину. Часто в храм обращаются многодетные семьи, которым элементарно не хватает денег на еду. Кроме того, на территории храма действует склад с одеждой — и этот бесплатный «секонд-хенд» действительно выручает многих.
Чутко откликаться на чужие жизненные трудности Елену Данилину научил собственный опыт. Она когда-то также оказалась в сложной ситуации, которая и привела ее в храм.
— После развода я осталась одна с ребенком, одно время даже без крыши над головой, — делится своей историей Елена. — Пришлось вернуться из другого города в Саратов. Ни работы, ни денег не было, ребенка не с кем было оставить. Подруга поехала к своему духовнику, опытному священнику, и я написала ему письмо с вопросом. Он посоветовал мне идти трудиться в церковь, пока не найду постоянную работу. Так я оказалась в храме и почти 18 лет уже здесь работаю.
Свой путь в храме Елена начала с уборщицы. Вскоре ее пригласили на место библиотекаря. Потом стала учителем воскресной школы, а затем и ее директором. Через некоторое время по благословению настоятеля пошла на курсы социальных работников и начала развивать социальное служение в храме. Чтобы повысить эффективность работы, пришлось освоить социальные сети, где теперь действует группа храма. Именно через нее идут основные пожертвования. Елена говорит, что люди сейчас охотнее жертвуют деньги, нежели свое время, поскольку его сейчас всем не хватает.
Главной трудностью в социальной работе Елена Сергеевна называет необходимость отличать человека с реальной бедой от искателя бесплатных услуг.
— У тебя в руках чужие средства, собранные на доброе дело, и на тебе огромная ответственность, — говорит она. — Если отдашь деньги не нуждающемуся человеку, а следом придет тот, кому они действительно были нужны, то отвечать перед Богом и перед приходом будешь ты. Но даже не это самое сложное. Тяжело, когда человек пришел один раз — ему помогли, второй раз — помогли, и он начинает ходить регулярно. Ты понимаешь, что он благодаря этой помощи продолжает жить, но развиваться не хочет и не собирается учиться жить самостоятельно. И ты ничего не можешь сделать, чтобы он изменился. Он должен сам захотеть, а он не хочет — ему уже неплохо и в таком положении.
* * *
Это только три истории о совершенно разных людях, которые живут среди нас и свою веру подтверждают делами. Каждый день в круговороте дел они делают выбор — оставить время для своих нужд или протянуть руку помощи другим — и останавливаются на том, что сложнее. Просто потому, что привыкли быть, а не казаться. А сколько еще таких высокообразованных, глубоко мыслящих, неравнодушных людей в Церкви? Чтобы это понять, нужно всего лишь оглянуться…
Газета «Православная вера» № 05 (649)