Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Уготовить сердце к приходу Господа
Просмотров: 1182     Комментариев: 0

В Рождественский пост Церковь призывает к бодрствованию, вниманию и трезвению. Смысл поста — уготовить наше сердце к приходу Господа. А для этого мало поститься телесно, необходимо читать Священное Писание, питаться Словом Божиим, вкушать его, потому что оно, как говорится в Псалтири, «слаще, нежели мед, нежели капли из сот». О духовном смысле нескольких евангельских строк, которые мы слышим в эти дни на богослужениях, рассказал духовник Покровской епархии протоиерей Димитрий Шевченко.

Не заслоняйте Бога

— «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12, 34). О каком сокровище говорит Христос, как нам правильно расположить свое сердце?

— Эти слова были произнесены Господом после притчи о безумном богаче, который из-за привязанности к сокровищам земным погубил свою душу. В Евангелии от Матфея Господь противопоставляет сокровища земные — небесным, привязанность к миру — устремленности к Небу: Не собирайте себе сокровищ на земле… Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6, 19–20). Понятно, о каком сокровище здесь говорится, Господь прямо указывает Своим ученикам: Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк. 12, 31). Есть такое выражение — сердечная привязанность. Перефразируя евангельскую цитату, можно сказать так: где находится то, что ты считаешь своим сокровищем, на то будут направлены и твои помыслы, и твоя любовь, и сердечная привязанность. Люди ведь привязываются не только к живым существам, но и к вещам, к своему богатству, домам, машинам, чрезмерно обильной еде и т.д. Надо понимать, что сердце — это душа, с которой мы перейдем в иной мир, а в мире небесном мы не найдем того, к чему здесь, на земле привыкли. Представляете, как будет страдать душа человека, который лишится того, к чему был привязан здесь, на земле? Вот о чем предупреждает нас Господь, вот почему христианство призывает бороться со страстями. Надо чаще напоминать себе эти важные слова.

— Но мы — люди мирские, у нас много всяких обязанностей и привязанностей: семья, работа, наши увлечения и т.д.

— Речь не о том, что надо пренебречь своими обязанностями, а о чрезмерной привязанности к чему-то, что заслоняет от нас Бога. Задача человека — при земной жизни расставить правильные приоритеты и на первое место поставить отношения с Богом. Господь сказал: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37).

— Получается, что надо любить Бога всем сердцем, а всех остальных меньше? Но сердцу не прикажешь! Бога мы не видим, а наши родные всегда  рядом.

— Надо правильно понимать эту заповедь. Если я люблю своих ближних, и они в моем сердце, значит, я люблю Бога. Мы воспитываем в себе любовь к Богу через любовь к ближним, прежде всего, к своей семье, нашим родным. В семье мы учимся жертвовать собой, своим покоем, временем ради родного человека, а потом умение понимать, уступать, любить проявится и в отношении к другим людям. Семья — это школа, в которой воспитываются христианские добродетели. Христос говорит о другом: не делайте идолов из своих близких. Что мы видим сплошь и рядом, особенно по отношению к своим детям. Христос требует, чтобы Ему было отдано первое место в нашей любви.

Сердце должно быть чистым

— «Вот, я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10, 16). Глава десятая Евангелия от Матфея начинается с избрания апостолов. Господь посылает их к погибающим овцам дома Израилева с проповедью Евангелия: «Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10, 7). О чем Он предупреждает учеников и как нам правильно понимать это напутствие?

— Посылая учеников Своих на проповедь, Господь указывает им на опасности, которым они подвергнутся. Проповедь — это всегда видимая или невидимая борьба с дьяволом. Враг действует через людей, ставит разные препоны, и Господь заранее приготовляет апостолов к этой брани. Мы знаем из Священного Писания, как гнали апостолов, как их избивали, сажали в темницы. Поэтому Господь и говорит, что они будут, как овцы среди волков, и призывает их быть благоразумными, осторожными и мудрыми, как змеи. Нужно понимать, кто стоит перед тобой, можно ли этому человеку доверять. Змея всегда уходит от столкновения с другими животными и людьми, она не нападает, если ее не трогать. Вот и проповедь наша не должна быть агрессивной, навязчивой, здесь требуется гибкость, неспешность, осторожность, о чем и говорит Господь. Нельзя надоедать человеку, требуя от него немедленно встать в ряды Христовых воинов, это может вызвать отторжение, даже ненависть. Проповедовать Христа надо, прежде всего, своей христианской жизнью. Тогда люди посмотрят на тебя и скажут: «Этот человек действительно православный христианин».

— А что значит «просты, как голуби»? О какой простоте идет речь?

— Голубь и змея — два противоположных образа, но их повадки Иисус использовал для того, чтобы показать, как верующему человеку вести себя в мире, полном зла и агрессии. Имея мудрость змеи, мы должны оставаться открытыми в общении с другими, то есть «простыми, как голуби». В переводе, близком к оригиналу, речь идет, конечно, не о той простоте, которая хуже воровства, а о сердечной чистоте. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). В христианском понимании чистыми сердцем считают людей, которые не только не делают зла, но и душу свою берегут от дурных помыслов и желаний. Чтобы дьявол не мог укорениться в сердце, оно должно быть чистым. Так и идущий на проповедь человек должен быть чист, как голубь, чтобы дьявол не смог исказить его слова.

Мы тоже отчасти фарисеи

— «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место» (Лк. 14, 8–9). О чем предупреждает нас Господь?

— Это было сказано Господом, когда Он был приглашен в субботу к начальнику фарисеев. Хозяин дома был не рядовым человеком, он был ревностным блюстителем Закона. И вот в его доме Господь, исцелив прикосновением больного водянкой, в очередной раз посрамил фарисеев, спросив их: Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? (Лк. 14, 5) Но они промолчали. Ответа нет, потому что, конечно, вытаскивают, конечно, спасают, и получается, что человек, исцеленный в субботу, хуже скотины.

И когда в доме начинают все рассаживаться, и гости стараются занять места попочетнее, Христос и произносит эти слова, обращенные к фарисеям, которые, как сказано в Евангелии, любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах (Мф. 23, 6). То есть они уже в этом земном обществе старались выделиться, они превозносились над остальными людьми, считая их грешниками, не соблюдающими Закон, а себя святыми. Точно так же они были уверены, что и в Царствии Божием им предназначены почетные места. Но Господь предупреждает: Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14, 11). Это и для нас сказано, мы тоже отчасти фарисеи. Те, кто соблюдают посты, читают Священное Писание, что-то понимают в духовной жизни в отличие от тех, кто ничего этого не делает, часто уподобляются фарисеям и смотрят свысока на своих ближних. Читая эту евангельскую притчу, надо обратить внимание на себя: не гордимся ли мы своей «духовностью», не считаем ли себя лучше, достойнее других? Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании говорит о том, что всякий человек, который пользуется в миру большими почестями, жалок и низок перед Богом. «И всякий недостойный высокого места, но присвояющий оное себе, будет унижен и пред Богом во время последнего суда, хотя бы в сей жизни был и выше всех. По природе же всякий человек недостоин возвышения. Поэтому пусть никто не возвышает себя, чтобы не быть униженным до крайности».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский призывает нас строго следовать этим евангельским строкам: «Ты призван от рождения в христианство; смотри, не смей считать себя выше и не садись выше никого из христиан, но считай себя последним из всех. Призвавший тебя по милости Своей Господь знает, какого места ты достоин».

 «Православное Заволжье»