В нашей стране, пожалуй, каждый человек знает, что такое разрушительная страсть винопития, а по-простому — пьянство. Если «зеленый змий» не поражает нас самих, то одолевает кого-то из родных, друзей. Иногда от этого недуга в одном роду страдает несколько поколений, словно некий поврежденный ген передается по наследству. Почему так происходит? ответом могут послужить слова святителя Василия Великого: «Пьянство — это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу». Святые отцы единодушны в том, что болезнь эта хоть и поражает человека целиком, разрушая его тело и психику, все же имеет в своей основе духовную причину. Именно поэтому любые способы исцеления, которые воздействуют только на телесном и психологическом уровне, если и дают облегчение больному, то лишь временное. А раз так, то лечение следует начинать с души. в саратовской епархии уже несколько лет ведется разносторонняя работа, направленная на утверждение трезвого образа жизни. мы расскажем о том, где и как страждущие и их родные могут получить помощь в борьбе с алкогольной зависимостью.
Вражда на Бога
О масштабах этой беды в нашем регионе можно судить по тому, что через наркологическое отделение психиатрической больницы святой Софии ежегодно проходит более четырех тысяч человек, койки в этом отделении никогда не пустуют. Много лет страждущих в этом лечебном учреждении окормляет иерей Димитрий Никитин. По словам отца Димитрия, все пациенты, с кем он проводит пастырские беседы, охотно соглашаются с тем, что пьянство — это зло и что с ним необходимо покончить, но через какое-то время он снова встречает своих собеседников в больничных палатах. Лишь единицы исцеляются и приходят потом поблагодарить священника за вразумление, становятся прихожанами больничного храма или других городских церквей. Почему же так мало тех, кто освобождается от плена зависимости? Ведь оказавшись в психиатрической лечебнице, зачастую в состоянии алкогольного делирия — «белой горячки», человек уже не может не понимать, что он — на краю бездны.
— Люди возвращаются к алкоголю снова и снова из-за недостатка духовной жизни, — поясняет отец Димитрий. — Зависимость включает в себя и страсть — это духовно-нравственный аспект, и болезнь — психический и физический аспекты, и генетическую предрасположенность. Святые отцы объясняли страсть винопития тем, что человек неверно использует свою базовую потребность в радости — в искаженном грехом человеке она принимает форму сластолюбия. Сластолюбивый не хочет знать меры веселью, которое дает алкоголь, а несоблюдение меры поражает волю и порабощает ее диаволу. Диавол же еще и застит человеку глаза: люди даже не замечают, как спиваются. «Я свою меру знаю», — твердит человек, давно уже утративший чувство меры. Он перестает видеть свое истинное состояние, перестает замечать, как страдают от его пьянок близкие, и в конечном итоге вообще утрачивает связь с реальностью. Цель диавола — погубить душу, алкоголь — его инструмент. Попадая в больницу, человек проходит лечение и очищается на телесном уровне, у него нет алкоголя в крови, но страсти-то никуда не исчезают. А что такое страсть? Это то, что человек любит больше, чем Бога и ближних. «Пьянство — вражда на Бога», — говорил святитель Василий Великий. Страсть владеет человеком полностью, безраздельно, а значит, снова толкнет зависимого к рюмке. Единственный путь — это полное воздержание, но на такое решение нужна воля. Воля же у зависимого человека опять-таки направлена на удовлетворение его страсти. Получается замкнутый круг. Как его разорвать? Выход в трезвый образ жизни начинается тогда, когда человек отдает предпочтение не любви к алкоголю, а любви к Богу и ближним. Для этого бывает зачастую нужна комплексная и долговременная помощь, которая включает в себя не только пастырские беседы и участие в церковных таинствах, но и практическую, достаточно глубокую психологическую работу. А еще очень важна среда, в которой выздоравливающий человек не чувствовал бы себя белой вороной, в которой он мог бы получить поддержку.
«Лоза истинная»
Сегодня такую комплексную помощь можно получить в Свято-Троицком кафедральном соборе Саратова, где вот уже несколько лет действует православное согласие трезвости «Лоза истинная», объединяющее людей, заинтересованных в выздоровлении от зависимостей.
Название сообщества отсылает нас к образу Спасителя «Лоза истинная» — редкому иконографическому типу, изображающему Христа в соответствии с евангельскими словами: Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — виноградарь (Ин. 15, 1), Аз есмь Лоза, вы же гроз-дие (Ин. 15, 5). Цель согласия — помочь людям, отсеченным от Христа пагубной страстью, вернуться к Спасителю. В соборе регулярно совершаются молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», на которых можно помолиться об исцелении от зависимости.
С 2020 года при соборе проводится еще и «Школа трезвости» — мотивационный курс из десяти занятий психотерапевтической и социально-педагогической направленности для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, и их родственников. Этот курс активно применяется на приходах епархий Русской Православной Церкви с начала 2000-х годов.
Лекции проводят священники и психологи. Слушатели «Школы трезвости» узнают о том, как формируется алкогольная или наркотическая зависимость, какие стадии она проходит, какими мифами в обществе поддерживается употребление алкоголя, какие существуют методы помощи страждущим и их родственникам, что представляют собой реабилитационные центры для зависимых и сообщества само- и взаимопомощи, как необходимо строить свою духовную жизнь, чтобы обрести свободу от зависимости. Участники курса также выполняют практические домашние задания, направленные на изучение человеком себя, на формирование негативного отношения к употреблению алкоголя и наркотиков. И это не менее значимая часть работы, чем лекционный курс.
Цель «Школы трезвости» — дать человеку необходимые знания и инструменты для борьбы с зависимостью. В числе инструментов и обет трезвости — церковный чин, во время которого человек дает Богу обещание полностью отказаться от употребления алкоголя и испрашивает помощи Божией на поддержание трезвого образа жизни. Эта практика была распространена в дореволюционных обществах трезвости, действовавших при храмах. Таких обществ в России было около двух тысяч. Всем, кто давал обет трезвости, выдавалось соответствующее удостоверение, и оно бывало полезным в практических бытовых ситуациях. Когда человек оказывался, например, за столом и его склоняли к употреблению спиртного, он доставал свое удостоверение и говорил собравшимся: не могу выпить, у меня обет трезвости. И вопросов к нему больше не было.
Опыт дореволюционных общин, усиленный наработками наркологов ХХ века и современных специалистов, стал методической основой курса «Школы трезвости». Проводят его протоиерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства трезвения Русской Православной Церкви (Екатеринбургская епархия), и диакон Иоанн Клименко, кандидат химических наук, ответственный за организацию работы по утверждению трезвого образа жизни на приходах Москвы и руководитель Замоскворецкого общества трезвости.
По словам отца Иоанна, существует два вида трезвости. Первый — когда человек не пьет, но хочет пить; он страдает, но все-таки держится на морально-волевых качествах. Второй — когда человек выбирает трезвость как образ жизни, и ему в этом состоянии хорошо. Задача «Школы» — подвести человека именно к восприятию трезвости как образа жизни.
В Саратовской епархии «Школа трезвости» впервые прошла в марте 2020 года, и итогом ее стало то, что несколько человек приняли обет трезвости. В их числе — и координатор православного согласия трезвости «Лоза истинная» Екатерина Уфимцева. Зачем пожизненный обет трезвости человеку, у которого нет проблем с алкоголем?
— Я читала в работах православных подвижников, которые трудились на этом поприще в XIX веке, что человек, который занимается этой деятельностью, должен не просто вести трезвый образ жизни, а быть убежденным трезвенником, — рассказывает Екатерина Игоревна. — И более того, все они солидарны в том, что принимать обет трезвости надо и в том случае, если для вас отказ от алкоголя не составляет проблемы. Обет трезвости — это церковный чин; совершая его, мы молитвенно просим, чтобы Господь благословил наше намерение, и верим, что получаем благословение и помощь Божию. Честно скажу, утверждение трезвости — трудное служение, не так много у нас сторонников и соратников, поэтому помощь Божия очень нужна: только Господь дает нам силы продолжать это дело.
В октябре 2021 года «Школа трезвости» прошла во второй раз. Лекции, которые проходили в очном и дистанционном формате, вели иерей Димитрий Никитин, диакон Иоанн Клименко, Екатерина Уфимцева, психолог Владимир Дементьев, консультант наркологического отделения Красноармейской областной психиатрической больницы Елена Тимофеева. В занятиях «Школы трезвости» приняли участие девять человек, половина из которых выразили желание продолжить работу над собой и над ситуацией, сложившейся в семье, в общине трезвости, сложившейся при соборе.
— Одна из задач «Школы трезвости» — настроить людей на регулярное посещение общины трезвости, — поясняет Екатерина Уфимцева — Это сообщество людей, которые добровольно объединились, чтобы создать трезвую среду, где можно было бы обмениваться опытом преодоления пристрастий. В еженедельных собраниях участвуют как страждущие, так и их родные или друзья, заинтересованные в освобождении своих близких от постигших их бед. На этих встречах участники обсуждают свои успехи и неудачи, вместе ищут выход из трудных жизненных ситуаций, поддерживают друг друга и тем самым предупреждают возможные срывы.
Проведение следующего курса «Школы трезвости» планируется на апрель 2022 года. До этого времени в Свято-Троицком соборе Екатерина Уфимцева будет проводить индивидуальные консультации для зависимых и их родственников.
— Я давно изучаю тему трезвости, — продолжает она. — В прошлом году прошла обучение у отца Иоанна Клименко в Замоскворецком обществе трезвости. Получила сертификат, что могу проводить подобные занятия. Эта программа уникальна: она соединяет в себе и наиболее действенные психологические методики, и духовную работу человека над собой.
«Школа трезвости» дает погружение в тему, сильную мотивацию, заряжает человека на борьбу со страстью, а еженедельные встречи в общине трезвости позволяют человеку держаться выбранного пути. Это сообщество, в котором выздоравливающий алкоголик чувствует безопасность — его не осудят, не обвинят. Здесь и поддержка, и совместный опыт преодоления трудностей, и совместная молитва, и главное — Господь посреди нас. По словам отца Иоанна Клименко, из тех, кто прошел курс и постоянно посещает собрания общины трезвости, 70 процентов живут трезвой жизнью.
— «Школа трезвости» не только дает людям знания о том, что такое зависимость, там подробно объясняют, как избежать срывов, — поясняет отец Димитрий Никитин. — На самом деле, отказаться от употребления алкоголя не так сложно — гораздо сложнее не начать употреблять снова. Человека, бросающего пить, мы предостерегаем: он снова может пасть, если, будучи в трезвости какое-то время, начнет осуждать других пьющих людей. Как говорится, в чем осудишь — в том сам пребудешь. Церковь как раз и помогает человеку проходить путь выздоровления правильно — не впадая в тщеславие, гордыню, уныние. Ведь многие «завязавшие» жалуются, что без алкоголя им жизнь не мила. «Все краски померкли», «никакой радости нет», «я как овощ» — такие признания часто можно услышать от этих людей. Что это, как не уныние, которое может доходить до отчаяния? В Церкви человек учится, как выходить из этого состояния: благодарить, что Бог дал еще один день, радоваться простым вещам, врачевать душу добрыми делами. Если выработать привычку делать добро людям, радость обязательно вернется — и именно та истинная радость, которую человек так отчаянно ищет. Нужно только терпение. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 28), — сказал Христос. И мы знаем случаи, когда люди, преодолев страсть винопития, становились счастливыми людьми, живущими полной жизнью.
«Школу трезвости» могут посещать не только сами зависимые, но и их родственники. Ведь в лечении нуждается вся семья. Как правильно взаимодействовать со страждущим? Как убедить его пройти курс для зависимых? Почему порой мы хотим помочь, но ничего не получается? Как помочь себе и не сойти с ума рядом с зависимым близким? Ответы на эти вопросы родственники страждущих от алкоголизма и наркомании могут получить на занятиях.
— Что происходит с родственниками пьющего человека? Они становятся созависимыми, — поясняет отец Иоанн. — Враг рода человеческого воздействует на всех членов семьи, ведь его цель — всю семью погубить. У одного из супругов он развивает страсть пьянства, а у другого — культивирует гнев, осуждение, самопревозношение, гордость: «Он такой слабак, а я такая сильная — всю семью на себе тащу». Супруги искренне хотят помочь своим страждущим «половинкам», но бесовская сила так извращает любовь, что близкие не только не помогают исцелению, но и нередко усугубляют зависимость пьющего. Мы объясняем созависимым: хочешь помочь близкому? Сначала со своими страстями надо совладать. — В православной среде, особенно среди женщин, распространено такое отношение к пьянству родных: «Это мой крест, и я должна его нести», — дополняет Екатерина Уфимцева. — Да, мы призваны носить тяготы друг друга, но это не значит, что надо просто сидеть и ждать, когда твой близкий умрет от алкоголя или наркотиков. Нужно бороться за его жизнь. Ведь умирают такие люди в состоянии очень далеком от Бога. Надо бороться за жизнь своих близких, в том числе и за жизнь вечную. Поэтому такой пассивный подход мне кажется неправильным. Наша задача — донести до людей, что сегодня существуют действенные методики для работы над собой, что накопленный опыт позволяет сказать: исцеление возможно, было бы только желание трудиться.
Подарок от Бога измученному человечеству
Кроме согласия трезвости «Лоза истинная», при Свято-Троицком соборе уже несколько лет действует группа Анонимных алкоголиков (АА). Хотя это объединение не связано ни с одной из религиозных конфессий, в последние годы при православных храмах по всей стране появляется все больше таких групп. Опыт сотрудничества храмов и монастырей Русской Православной Церкви с группами Анонимных алкоголиков изложен, в частности, в труде «Православная Церковь и программа “12 шагов”», размещенном на сайте московского Данилова монастыря. Небольшая выдержка из этого труда позволяет понять, что в этой программе нет ничего «неправославного»:
«Образно и поэтично, но необычайно верно отражая суть действий сообщества Анонимных алкоголиков, говорит дьякон Анатолий Зелов, клирик Феодоровского Государева собора г. Пушкино под Санкт-Петербургом, сотрудник реабилитационного центра для алкоголиков и наркоманов “Дом надежды на горе”: “Программа АА открывает человеку путь к Богу. Можно представить высокую гору, а на вершине — Бог. Если с одной стороны забираться на эту вершину, то надо карабкаться с большими усилиями, которые под силу лишь крепкому спортсмену. Так вот, содружество АА создано специально для людей, расслабленных болезнью, оно вырубило ступеньки в этой горе, чтобы по ним мог легко и свободно забраться измученный болезнью человек. И эти ступеньки, я абсолютно уверен, Сам Бог помог создать для того, чтобы люди смогли вылезти из этой ужасной трясины. Как говорят сами алкоголики, это “не человеческое изобретение”. “Двенадцать шагов” всегда были. Алкоголики просто их нашли. Это и есть евангельское учение, только оно как бы приспособлено для таких немощных в своей болезни людей. Как апостол Павел говорит: молоко для младенцев (см.: 1 Кор. 3, 2; Евр. 5, 12)».
И еще одна цитата: «Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский, говоря о положительной роли АА в реабилитации зависимых людей, отмечает тот факт, что программа “Двенадцать шагов” несет в себе некоторую начальную религиозность и способствует не только телесному исцелению страждущего человека, но и его обращению к Богу. “Я увидел, что это промыслительная программа для многих и многих людей. Именно благодаря программе и движению АА любой человек: атеист, неверующий, маловерующий — может познать Бога и обрести мать — Церковь. Это удивительный подарок Бога измученным людям”».
— Прежде чем начать сотрудничество с АА, мы изучили опыт взаимодействия с ними в других храмах, в том числе и в Даниловом монастыре, где действует реабилитационный центр «Метанойя», его возглавляет игумен Иона (Займовский), — поясняет Екатерина Уфимцева. — Основная мысль АА: помочь обрести трезвость алкоголику может только алкоголик, который уже живет в трезвости, потому что он знает, как это происходит и какие трудности на этом пути предстоит преодолеть. По мнению Анонимных алкоголиков, человеку, который сам не был зависимым, трудно понять зависимого. Только тот, кто сам был искушаем, может искушаемому помочь. Хотя я раньше уже бывала на собраниях групп АА, видела, что это эффективная методика, мне нужно было понять, можно ли заниматься по их программе на территории православного храма. И вот я приезжаю в Данилов монастырь, встречаюсь с психологом и главным врачом наркологического центра, и они мне в два голоса говорят: «Вы не бойтесь. Ничего плохого не будет. Приютите их на территории храма, и через какое-то время они станут прихожанами». Так и получилось. Не со всеми, конечно, но немалая часть тех, кто посещает собрания АА, в нашу приходскую общину влилась.
По словам моей собеседницы, важно не смешивать религиозность и занятия в группе. У Анонимных алкоголиков есть свои непреложные законы и правила, главное из которых — АА вне политики и религии. Но жизнь человека не исчерпывается только существованием в группе АА, так что вне этого объединения люди вполне могут проявлять свою религиозность. То есть если кто-то начнет на встрече группы АА агитировать всех отправиться в какое-нибудь паломничество, его вежливо попросят прекратить. Но при этом многие члены АА ходят на молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», участвуют в церковных таинствах и ведут полноценную церковную жизнь.
Опыт Свято-Троицкого собора по сотрудничеству с группами АА перенял Петропавловский храм Саратова. Сейчас при нем тоже регулярно проходят встречи Анонимных алкоголиков.
Итак, сегодня человеку, который устал от своей зависимости, есть куда обратиться за помощью. Но есть и понимание того, что эта работа — только начало. И дай Бог, чтобы находились люди, желающие и готовые к ней подключиться. Возможно, со временем «Школы трезвости», общины трезвости, группы АА будут созданы при каждом храме, чтобы этот вид помощи страждущим стал еще более доступным.
Журнал «Православное Поволжье», № 1, апрель 2022 г.