Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Таволожка: акафист надежды
Просмотров: 10771     Комментариев: 0

От Петровска до Таволожки 30 километров. Дорога среди полей и островков леса — со многими поворотами и весьма неопределенным покрытием. За рулем машины, на которой мы едем в это старинное село,— священник Павел Новичков, клирик Покровского храма в Петровске и настоятель храма Всех святых в Таволожке.

А еще с нами супруга отца Павла Людмила Николаевна и певчая из Покровского храма Ольга Григорьевна Осипова.

Батюшка немолод. Бывший замначальника цеха петровского градообразующего предприятия «Молот», он подошел к крутому повороту своей дороги в возрасте, когда иные говорят: «Мне уже поздно что­-либо менять». В 56 лет поступил в семинарию, в 61 закончил. В иерейском сане уже десять лет, из них девять служит в Таволожке.

— Кажется, глушитель оторвался!

Да тут что угодно оторвется, думаю я. А матушка рассказывает, как застревали они снежными зимами в селе, потому что не могли вернуться в Петровск — дорогу заметало; как крутило и разворачивало машину на этой дороге в гололед, как бросало в сугроб, как приходилось возвращаться с полдороги в Петровск из-за метели.

Но как же дорога она им, эта Таволожка, насколько близкими стали живущие в ней люди! Впрочем, это я увижу чуть позже, а сейчас, когда мы достигли, наконец, села, все мое внимание — на полуразрушенный храм Всех святых, выстроенный помещиком и поручиком Александром Языковым в 1825 году и закрытый безбожниками в 1937‑м. Храм кажется живым — он страдает, как страдают казнимые, и скорбит — не о себе, о людях, которые не ведали, что творили…

Рядом с этим храмом, в приспособленном помещении — домовый храм Всех святых. В нем нас встречает Надежда Васильевна Пензина — казначей прихода.

— А войти-то в старый храм можно? — спрашиваю я у нее.

— Можно, — вздыхает она, доставая ключ от амбарного замка, — но только, прошу вас, будьте осторожны. Не подходите к стенам — с них падают кирпичи.

Это далеко не первый поруганный храм, в который я вхожу, но каждый раз берет оторопь… Всматриваюсь в остатки росписи. Понять, кто изображен, уже невозможно. Видишь просто чьи-то глаза и контур лика. И не забыть тебе потом этого последнего взгляда…

Отец Павел показывал мне выписку из справочной книги Саратовской епархии за 1912 год. Церковь в Таволожке имела три престола: Всех святых, Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери. Приход составляли жители десятка близлежащих деревень, из этих деревень жива сегодня одна Таволожка.

За алтарной стеной храма — захоронение: Александра Ивановна Карпова, урожденная Языкова, 1758–1834. До недавнего времени здесь стоял чугунный памятник. В эпоху охоты за металлоломом памятник украли. Сейчас стоит крест с восстановленной надписью. Ведь Александра Ивановна принадлежала к древнему роду Языковых — основателей села.

Таволожка дала России одного революционера-террориста… и одного святого. Главный химик «Народной воли», создатель подпольных динамитных мастерских, член террористической группы «Свобода или смерть» Степан Ширяев, умерший, а по некоторым сведениям, покончивший с собой в Алексеевском равелине Петропавловской крепости в 1881 году, родился именно в Таволожке, в семье управляющего имением упомянутых выше помещиков Языковых, бывшего их крепостного.

А о священномученике Иоанне Миротворцеве, умершем в Ухтпечлаге (Коми) в 1938 году, сообщает новенькая мемориальная доска на двухвековой стене храма. Отец Иоанн служил здесь пятнадцать лет; он пользовался таким уважением среди крестьян, что власть, обвинившая его вместе с группой сельских прихожан в «антисоветской деятельности под видом религиозности», не решилась на открытый и показательный процесс: уполномоченный ГПУ решил, что такое слушание дела «не даст положительных результатов и должного эффекта, потому что проходящий по делу возглавляющий группировку священник Миротворцев И.Н. имеет значительный авторитет и религиозное влияние среди всех прослоек села, и особенно бедноты».

Две смерти в неволе — два конца разных, очень разных жизней…

Однако отец Иоанн — не единственный в Таволожке пострадавший от гонителей. Список репрессированных православных — начиная со старосты прихода и псаломщика — в домовом храме на стене. Показывая мне этот список, отец Павел, который родом из Вольска, вспоминает о своем дедушке, Якове Васильевиче Корчагине:

— Когда в Вольске закрыли все храмы, верующие стали собираться по домам. И вот, когда за хозяевами одного такого дома пришли и начали делать обыск, Яков Васильевич узнал об этом, собрал узелок и пошел туда — как на Голгофу. Его там спросили: ты зачем сюда пришел? Он ответил: я знаю, зачем, а вот вы-­то зачем пришли сюда? Это произошло в 1940 году. Деду в то время было 66 лет. Он был арестован Вольским РО НКВД и осужден к высылке в Северный край сроком на пять лет. Но домой вернулся только через 11 лет и через два года скончался. Так мне рассказывали родители.

Сведения о Якове Васильевиче Корчагине можно найти в базе данных ПСТГУ; он был реабилитирован в 1989 году.

Александр и Светлана ЕрмолаевыПоявление отца Павла Новичкова в Таволожке положило начало сельской приходской общине — раньше верующие таволожцы ездили на службу в Петровск, а это весьма проблемно: автобус ходит лишь два раза в неделю. Домик, в котором сейчас совершается богослужение, до революции относился к церкви, возможно, это была церковная сторожка, а потом что только здесь не обитало: и почта, и баня, и пекарня. В итоге дом достался таволожской общине верующих в совершенно ужасном виде — отец Павел показывал мне фотографии — без отопления и электричества. Сейчас домик не узнать: скромная, конечно, обстановка, но с какой любовью и аккуратностью все сделано. Есть крохотная трапезная — общее чаепитие после службы, это здесь закон. У входа клумба… И все это — руками прихожан: петровчан Андрея Пиякина и Сергея Моросина, таволожских — Зинаиды Григорьевны Кузнецовой, Лидии Петровны Костиной, Раисы Сергеевны Елисеевой… А главный спонсор этого ремонта — местный фермер Александр Владимирович Ермолаев, он же по сей день платит за газ — и налоги, что для сельского прихода весьма существенно. Вся его семья — супруга Светлана, дочери, внуки — постоянные прихожане.

— У нас объединенное фермерское хозяйство, нас шесть человек, мы работаем вместе, — рассказывает Александр Владимирович, — 900 гектаров у нас, возделываем пшеницу, подсолнечник. Как нам, фермерам, живется? Средне. Не скажешь, что плохо совсем, но что хорошо — тоже не скажешь. Большой возможности помочь храму у нас нет, но то, что можем, мы делаем.

— А как случилось, что вы пришли к вере, осознали себя верующим человеком?

— Да Бог его знает… Наверное, внуки привели. Когда они у нас с женой появились, мы их крестили, стали причащать, и так постепенно сами в это втянулись.

Алтарник Вадим с дедушкойСтарший из внуков Александра Владимировича, Вадим — тоже здесь, он алтарник. Второй алтарник — Никита — внук упомянутой уже здесь Зинаиды Григорьевны, он помладше, перешел в пятый класс. Оба мальчика одеты торжественно, в белых рубашках, оба исповедуются и причащаются за Литургией. Очевидно, что это для них — дело самое серьезное.

Отец Павел с супругой (она, понятно, на клиросе) приезжают в Таволожку три раза в месяц. На последней Литургии месяца принято поздравлять всех, у кого в этом месяце случился день рождения или именины. Вот и сейчас, после службы и трапезы, поздравив июльских именинников, мы едем к Лидии Петровне, старой колхозной телятнице, великой труженице и ветерану таволожского прихода — она приболела и потому не смогла прийти в церковь.

— Лидия Петровна, у тебя ведь в июле день рождения? — спрашивает батюшка с сюрпризом в руках.

— Нет. В сентябре.

— Как в сентябре? У нас записано — в июле.

— Это по документам в июле. А родилась я в сентябре сорок третьего. Меня забыли зарегистрировать, не до того людям было. Только в июле сорок четвертого документ выдали.

— Значит, сейчас мы тебя поздравляем по документам, а в сентябре будем поздравлять по факту.

— Погодите-погодите!

Сияющая Лидия Петровна спешит с ответным даром — ведерком деревенских яичек. Вообще, таволожские никого не отпускают из села без гостинцев… и без того, что дороже деревенской снеди: теплого света в сердце.

Но вернемся к старому Всехсвятскому. В нем уже дважды совершалось соборное богослужение — разумеется, с соблюдением техники безопасности: на престольный праздник, на день всех святых в 2019 и 2020 годах. Служили благочинный, отец Сергий Протасов, отец Павел и диакон Михаил Дыбошин. Но пока это, скорее, исключение из правила — регулярное богослужение в этих стенах невозможно. Есть ли у таволожской Всехсвятской церкви будущее?

Прошлой осенью, как раз на Покров, Таволожку посетил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (ныне Митрополит Симбирский и Новоспасский.— Ред.). Он совершил молебен в стенах старого храма, а затем состоялся разговор — с прихожанами, фермерами, местной властью — о перспективах его возрождения. Владыка показывал фотографии церкви в Ивановке Базарно-Карабулакского района — она находилась в таком же примерно состоянии, как Всехсвятская, а теперь это великолепный храм, подворье Сергиевского женского монастыря в соседней Алексеевке. Может ли такое чудо совершиться и здесь, в Таволожке?

К сожалению, пока отцу Павлу удалось лишь заказать проект реставрации, его оплатил петровский предприниматель Сергей Хайров. У местных фермеров двадцати миллионов на восстановление храма нет, это понятно.

— Законсервировать бы его хотя бы, чтоб дальше не разваливался, и крышу сделать, — говорит отец Павел.

Меж тем Таволожку не назовешь умирающим селом. Здесь немало фермерских хозяйств, то и дело видишь дорогую импортную сельхозтехнику. Действует школа, хотя детей немного, в старших классах по два человека.

А главное — в 2024 году этому русскому селу исполнится 250 лет! До юбилея есть еще время — можно что-­то изменить. Не зря же упомянутая выше Надежда Пензина каждый день читает в поруганном храме акафист всем святым.

Газета «Православная вера» № 13-14 (657-658), август 2020 г.

Материалы по теме

Мы в осеннем Аткарске: он пламенеет рябинами и звенит золотыми кленами. Перед нами — небольшой старый дом с забором и заросшим травою двориком. На стене — временная табличка: «Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии». Память этих ранних — II век по Рождестве Христовом — страдалиц и исповедниц Церковь совершает 30 сентября. В этот день в стенах бывшего жилого дома, а ныне храма совершается первая Божественная литургия.

Просмотров: 2113
Комментариев: 0

Противоположного берега Волги не видно. Волны шумят, как морские, и лижут прибрежные камни. Купола белоснежного монастырского храма на утреннем солнце горят золотом. Березы шепчутся с волжским ветерком, молодые липы набирают силу, можжевельник выставил лиловые шишки — свечи, желтые ирисы отражаются в воде пруда, в его глубине мельтешат красно-золотые рыбки. Я навожу объектив на парящую в воде лягушку и прошу ее: «Улыбнись!». Матушка Еликонида смеется. Но нет, конечно, это не просто «райский уголок». Это место, где все — и местные жители, и паломники, и, конечно, сестры обители — ощущают живое присутствие святого праведного Иоанна, пастыря Кронштадтского и всея Руси

Просмотров: 3824
Комментариев: 0

Еще не рассвело. Мокрая метель разбивается о лобовое стекло, вдоль дороги громоздятся сугробы, призраками возникают деревья. В свете фар появляется вдруг заяц­-беляк и, вместо того чтобы убежать, скачет впереди машины по самой дороге: батюшке приходится тормозить, чтоб ушастый не попал под колеса. Мы едем в село Иваново‑Языковка Аткарского района; по субботам священник Георгий Полушкин совершает Божественную литургию там, по воскресеньям — в Ершовке, а в седмичные дни — в Аткарске, в храме Архангела Михаила

Просмотров: 2548
Комментариев: 0

Ранним воскресным утром, то есть именно тогда, когда в храмах готовятся к совершению Божественной литургии, волонтеры миссионерского отдела Саратовской епархии совершенно безвозмездно на личном транспорте в любую погоду едут туда, где Евхаристию, к сожалению, совершить некому: храм (хотя бы приспособленное помещение) есть, и верующие люди есть, но нет постоянного священника

 

Просмотров: 4103
Комментариев: 0

Молочно-желтый с небесно-синими куполами, этот маленький сельский храм всем светит издалека — особенно когда кругом снег. Напротив него — большой деревянный крест: это место старого Покровского храма, многострадального и, в конце концов, сгоревшего. А в новом Покровском храме села Максимовка удивительно чисто, тепло и уютно. Он очень домашний, этот храм — в добром, совершенно не принижающим его предназначения смысле слова. Для максимовских прихожан это действительно второй дом — дом их душ

Просмотров: 4539
Комментариев: 0

«Эй султи Аттемер, санан яту хисеплентер; санан патшалаху килтер санан иреку сер синче те султи пекех пултар…». Это «Отче наш». В храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в селе Калмантай богослужение совершается на двух языках: церковнославянском и чувашском. Почему это важно? Певчая Нина Ивановна Сараева, повар местного детского сада, отвечает: «Потому что мы должны знать свой язык»

Просмотров: 5722
Комментариев: 0

С Ольгой Лебедевой мы познакомились, когда приехали в село Воскресенское снимать репортаж в рамках проекта «Некраеведы». В тот день именно Ольга приняла нас в местном Свято-Троицком храме. В каждом ее слове чувствовались необыкновенная любовь к Богу и людям. С ней рядом настолько тепло и уютно, что не хотелось расставаться. Мы попросили Ольгу рассказать о своей жизни. Ведь она — настоящий хранитель прихода

Просмотров: 7920
Комментариев: 1

Для чего возрождать старинный храм в селе, казалось бы, умирающем, в селе, в котором не то что школы или детского сада нет, а даже магазина, в котором буханку хлеба можно купить? Увы, этот вопрос мы слышим нередко. Но он задается в земной плоскости: зачем, если не целесообразно. Верующий человек живет не на плоскости, а в трехмерном пространстве. Опыт возрождения храмов, уже имеющийся в нашей епархии и митрополии, подтверждает: ни один из тех храмов, которые подняты из руин, не остался пустым и никому не нужным

Просмотров: 12113
Комментариев: 0

Храм во имя святителя Николая Чудотворца села Стригай Базарно-Карабулакского района был построен тщанием прихожан в 1907 году. После революции 1917 года он был закрыт, а потом осквернен. Было утрачено внутреннее убранство церкви, и, что самое страшное, полностью обрушилась крыша. От святыни остались практически одни стены. Увы, мы можем сказать, что это типичная история для сельских храмов нашей епархии. То, что возводилось с любовью и верой в Бога, было разрушено в одночасье злой волей людей. Удастся ли восстановить храм в прежнем виде? Пока об этом нельзя сказать с уверенностью. Но можно, по крайней мере, попробовать привести в порядок то, что от него осталось. Это и делают волонтеры — прихожане саратовского храма во имя святого пророка Илии. Наш корреспондент присоединилась к ним, чтобы узнать, как идет восстановление старинной церкви силами добровольцев

Просмотров: 11156
Комментариев: 0

Поселок в Пугачевском районе, где расположен Свято-Никольский женский монастырь, так и называется — Монастырский. В его истории, начавшейся более двух с половиной веков назад, были разные времена: подъема и падений, разрухи и восстановления. Мы приехали в монастырь в благодатный его период. Для меня это была служебная поездка, для моих детей, никогда не бывавших в монастырских стенах,— паломническая

Просмотров: 11472
Комментариев: 0

«Ведь все события, происходившие в нашей стране, коснулись и села Липовки. Нет уже сел Биклея, Бурцовки, Абалихи (можно продолжить: нет Надеждина, умирают Малая и Большая Гусихи, Белый Ключ…). Мы сделали все, чтобы нашу Липовку не постигла та же участь. И главное – всем миром построили церковь в нашем селе. Без веры в Господа движения вперед нет. Любить Родину – значит изучать ее прошлое, быть ей опорой в настоящем и – главное – верить в ее будущее»

Просмотров: 4441
Комментариев: 1

В Базарно-Карабулакском районе есть два старинных села — Алексеевка и Ивановка. В обоих — большие прекрасные храмы: соответственно, Сергия Радонежского и Иоанна Златоуста. Трудно поверить, что совсем недавно они являли собой руины; что на усеянный битым кирпичом и мусором пол Златоустовского храма в Ивановке падал снег и лил дождь, а в Алексеевском храме полвека кряду хранили зерно. Однако это так, и любой местный житель вам это подтвердит

Просмотров: 3271
Комментариев: 0

Это был один из самых коротких и самых пасмурных дней уходящего года; в половине восьмого утра казалось, что на этом свете никогда уже не рассветет. Но к восьми мы стали видеть прикрытые ненадежным снежком поля и темные леса по сторонам дороги. Позади остались Тепловка, Базарный Карабулак, Адоевщина… И вот он, новый белый храм Иоанна Богослова, прекрасно вписавшийся в пейзаж. Казанла! Старинное чувашское село, в котором я не впервые, из которого я снова уеду со смешанным чувством — радости и печали, тревоги и надежды

Просмотров: 3662
Комментариев: 0

В самом дальнем уголке Саратовского района, на границе с районом Красноармейским, вдоль берегов великой Волги раскинулось старинное село Синенькие (ранее — Рождественское). Здесь идет активная работа по обустройству храма Рождества Христова и по крупицам восстанавливается духовная жизнь мирян. Прихожанка храма Вера Карамышева поделилась своими наблюдениями о том, как в село возвращается православная вера

Просмотров: 3286
Комментариев: 0

Людей в храме не так много, меньше трех десятков. Поет приходской хор — три женщины и один мужчина, молодой еще человек, Владимир. Апостол читает Александр Мурыгин — алтарник, тоже местный житель, пенсионер. А совершает Евхаристию настоятель — иерей Иоанн Лошкарев. Все его дети — 11-летний Иван, 7-летний Серафим, Елисавета, которой пять лет, и трехлетняя Ксюша — здесь же: мальчики прислуживают в алтаре, девочки среди прихожан, под их неусыпным и нежным надзором. Беда в том, что у этих детей нет мамы: 36-летний отец Иоанн мужественно несет тяжкий крест раннего священнического вдовства

Просмотров: 4243
Комментариев: 2

Приход этого небольшого села не сказать чтобы знаменит, но довольно известен в нашей епархии. Люди в нем удивляют и душевностью, и самостоятельностью, и, главное, своей верностью — молитве, храму, Христу. Речь идет о селе Максимовка Базарно-Карабулакского района

Просмотров: 3320
Комментариев: 0

Поруганный храм все равно остается храмом... В селе Таволожка, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается, местные фермеры задались целью восстановить старинный полуразрушенный храм во имя Всех святых

Просмотров: 3372
Комментариев: 0

Великомученицу Параскеву можно с уверенностью назвать святой села Елшанка. Когда другие села и деревни исчезают с карты Саратовской области, Елшанка, напротив, быстрыми темпами развивается. Население растет и молодеет. Недавно в нем даже возвели второй детский сад — такое большое количество детей в Елшанке. Местные жители чтят свои корни, интересуются историей села и, как могут, поддерживают памятники архитектуры. И во всем этом им помогает ставшая для них родной святая Параскева Пятница.

Просмотров: 4494
Комментариев: 0

«Село было — вон оттуда и до прудов. Триста двадцать дворов, это сколько же народу…». Народ вымер и разъехался, дворы запустели и разрушились. Сосновки как села давно не существует. Но в низинке на месте бывшего села белеют новые кирпичные домики: с недавних пор здесь обитают рабочие местного фермера Владимира Мочкина. И именно руками этих рабочих на средства хозяина сейчас понемногу восстанавливается многострадальная, почти двухсотлетняя Покровская церковь — кстати, памятник архитектуры областного значения. Мой собеседник Саша гордится своей работой — голубыми, в звездочках, куполами — и показывает ее всем: «Нравятся звездочки?..»

Просмотров: 3767
Комментариев: 0