«Белые платочки» спасли Церковь – эти известные слова принадлежат Патриарху Алексию I. Они родились во времена гонений на Церковь, когда верующие женщины, в основном бабушки, тайно крестили своих внуков, хранили дома иконы из разрушенных храмов, и, конечно, молились за страну, за возрождение Православия. Они восстанавливали из руин порушенные храмы, налаживали церковную жизнь, на их плечах держалась вера.
Одна из таких ревностных христианок — Мария Семеновна Екантеринчева. По состоянию здоровья Мария Семеновна уже не может посещать богослужения, но часто ее дома исповедует и причащает священник Вячеслав Москалев. Этот день для нее настоящий праздник. Во время одного из таких визитов мы записали воспоминания Марии Семеновны о том времени, когда шла борьба за возвращение храма верующим. Она была одной из тех женщин, которым мы должны быть благодарны за то, что Троицкий храм Покровска, как спасительный корабль, сегодня продолжает свое плавание по житейскому морю.
— Очень долго Энгельсский городской исполком не отдавал храм верующим, особенно сопротивлялись чиновники из отдела культуры, ведь много лет здесь располагалась библиотека, и всех это устраивало. Хотя заниматься в библиотеке было не уютно, зимой холодно, освещение плохое. А на месте бывшего иконостаса читателей встречали огромные портреты вождей. Мы ходили по разным инстанциям, писали письма, просили, требовали и верили, что главная святыня Покровска будет возвращена верующим. И вот 11 декабря 1990 года первый настоятель протоиерей Александр Керимов получил ключи от здания. Как только храм вернули, искаженный до неузнаваемости, в аварийном состоянии, мы не побоялись взять на себя труд по его восстановлению, хотя труд был тяжелейший, а нас поначалу было всего шесть человек. И у каждой семья, дети, работа, но в то время для нас главным было возрождение храма. Начали с крыши, лезли на высоту, сгребали птичий помет, десятки мешков ежедневно вывозили машинами. Среди нас была Евгения Ивановна Михайлова, настоящая мироносица. Она была готова на любой подвиг ради Церкви, ради Христа. Именно она принимала самое активное участие в строительстве Покровской церкви и в 50-ые годы даже ездила в Москву к Патриарху Алексию I хлопотать о её открытии. Мы часто собирались в ее доме, молились, отмечали большие праздники -Рождество, Пасху. Это было время, когда явного запрета на веру вроде бы не существовало, но посещение богослужений, участие в Таинствах крещения, венчания не приветствовалось. Помню, у Евгении Ивановны в комнате висел большой портрет царицы Александры Федоровны, и я как-то спросила, не боится ли она держать в доме портрет императрицы? А она в ответ: «Я ничего не боюсь!» Так оно и было. Под конец жизни Евгения Ивановна приняла монашеский постриг с именем Ксения.
Все женщины были настоящими подвижницами, мы знали, что храм должен стоять, чего бы нам это ни стоило. Я тоже ничего не боялась, хотя работала на руководящих должностях. Наоборот, пользовалась своим положением, чтобы достать технику, людей, привлечь руководителей предприятий, кому не безразлична была судьба храма. Никто не считался с усталостью, со временем, все силы отдавали нашему храму. У нас был сторож Александр, он вместе с женой Марфой жил здесь же, при церкви. Так они днем и ночью вывозили на тележке строительный мусор, а мы разбирали перекрытия, скоблили стены, таскали кирпичи, доски. Стены все были загажены, купол закопчен, фрески, иконы замазаны краской, плитки на полу не видно под слоем грязи и цемента. Я, как и все, выходные дни проводила здесь, а в рабочие дни успевала в обеденный перерыв наготовить еды, принести, накормить людей. Батюшка всегда был с нами, мы старались ему помочь, знали, что семья его нуждается, но он все отдавал храму. Многие горожане приходили и спрашивали: «Чем помочь?»
Но были и противники храма, даже пустили слух, будто мы нашли в храме золото, потому так за него держимся. А мы продолжали трудится и молиться. А как молились? Отмоем стену, показалась икона, возле неё и молимся: «Святой угодник, помоги нам!»
Первые службы были в Екатерининском пределе, народу собиралось столько, что негде было ногу поставить. Службы были прекрасные, хор пел замечательно, а батюшку просто боготворили. Он всю душу отдавал прихожанам. Это была сама любовь! И когда пришла новость, что его от нас забирают, я написала письмо Саратовскому архиепископу Александру (Тимофееву), собрала сотни подписей, умоляла вернуть нашего батюшку. Какое-то время отец Александр служил в Саратовских храмах, потом его перевели в нашу Покровскую церковь, но в свой родной храм, за который боролся, восстановил из руин, наш батюшка так и не вернулся. Он скончался 19 февраля 2003 года и похоронен у Екатерининского предела, над возрождением которого так самоотверженно трудился.
Так все начиналось. А с апреля 2003 года открылся новый этап в жизни Свято-Троицкого собора. Он связан с именем протоиерея Василия Стрелкова, опытного церковного труженика, который потрудился над восстановлением многих храмов, разрушенных в советское время. Наш Троицкий храм стал одним из них.