+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Святой праведный Иоанн Кронштадтский – один из основателей Саратовского дома трудолюбия
Просмотров: 510     Комментариев: 0

Одной из актуальных проблем современного российского общества является проблема бездомности. По данным  Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН), на  начало 2000-х годов численность бездомных в России составила более 3 миллионов человек. Поэтому сегодня в нашей стране создаются специализированные социальные учреждения помощи бездомным. Однако опыт организации таких учреждений сложился в России уже на рубеже XIXXX веков в рамках социальной деятельности Русской Православной Церкви.

Дом трудолюбия в Кронштадте, начало ХХ в.Одной из форм помощи бездомным в России на рубеже XIX– XX вв. были дома трудолюбия. Первые дома трудолюбия возникли в России в первой половине XIX в. Так назывались женские учебные заведения, в которых на полном содержании жили и обучались девушки из бедных семей. К концу XIX в.  домами трудолюбия стали называть учреждения, которые предоставляли бездомным, нищим людям возможность проживания, питания и получения оплачиваемой работы.

Первый новый тип дома трудолюбия был создан в 1882 г. святым  праведным Иоанном Кронштадтским при Андреевском соборе г. Кронштадта. В Кронштадте было большое количество нищих, не имеющих ни жилья, ни работы. В состав Кронштадтского дома трудолюбия входили пенькощипательная мастерская, женская мастерская модного платья, сапожная мастерская с обучением мальчиков и народная столовая с недорогими обедами. Учреждение помогало 25 тысячам человек в год. Здание первого в России дома трудолюбия, организованного святым Иоанном Кронштадтским, сохранилось до настоящего времени.

Дом трудолюбия в Саратове, располагался на углу улиц Камышинской (Рахова) и Московской. Здание не сохранилось.Появился дом трудолюбия и в Саратове. Он начал свою деятельность в 1889 г. Организован он был по образцу Кронштадтского дома трудолюбия. Его открытию предшествовало создание общества «Дом трудолюбия». Членский взнос для вступления в это общество составлял всего один рубль, но многие его члены сдавали гораздо большие суммы. Энтузиастам удалось собрать пять с половиной тысяч рублей добровольных взносов. К тому же жительница Саратова Елизавета Алексеевна Берлиндер-Родионова предоставила для будущего дома трудолюбия свой дом, находившийся на углу улиц Московской и Камышинской (ныне Рахова), сроком на десять лет.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский стал почетным председателем попечительного общества «Саратовский дом трудолюбия». Это не было только данью уважения к священнику. Он являлся настоящим попечителем. В отчете общества за 1892 г. отдельным абзацем выделено: «Главнейшим жертвователем в отчетном, как и в прошлом году, был отец Иоанн, рассыпающий широкой рукой милости “Саратовскому дому трудолюбия”. Всего в отчетном году отцом Иоанном пожертвовано две тысячи рублей». Помощь поступала от него и в последующие годы.

Летом 1894 г. Иоанн Кронштадтский на пароходе «Отважный» совершил поездку по Волге. Слух о его скором прибытии в Саратов разнесся по городу. 29 июня (11 июля по новому стилю) на берегу собралась большая толпа жаждущих увидеть легендарного священника. В Саратове Иоанн Кронштадтский пробыл два дня, остановившись у преосвященного владыки Николая. Провел богослужения в двух церквях, которые были «запружены народом». В его честь прошли приемы в доме губернатора и городской думе. И, конечно, он посетил опекаемый им дом трудолюбия. 

Здание бывшего детского корпуса в наши дниУже в первый год своей работы Саратовский дом трудолюбия предоставил заработок 1241 человеку, в том числе 110 детям. В дальнейшем число обеспечиваемых работой возросло до четырех тысяч человек в год. 1891 год выдался неурожайным, в Поволжье начались голод и эпидемии. В связи с этим в доме трудолюбия стало не хватать мест, пришлось снять дополнительные помещения и открыть в них два отделения – взрослое и детское.

В 1894 г. детское отделение было переведено в здание на углу улиц Вознесенской и Московской (здание сохранилось). Оно опекало в год около пятисот приходящих и 35–50 постоянно живущих в доме детей, большинство из которых были сиротами.

Все дети, достигшие восьмилетнего возраста, обязательно учились. Чтобы обеспечить своих подопечных работой, попечители дома оборудовали в нем мастерские – столярную, токарную, тюфячную, портняжную, белошвейную, одеяльную, сапожную и футлярную. Дети, которые по состоянию здоровья, уровню развития не могли  трудиться в мастерских, занимались простейшими работами – клеили спичечные коробочки и бумажные мешочки. Поделки воспитанников  дома трудолюбия продавались в лавке на Верхнем базаре.

В выходные и праздничные дни в доме трудолюбия устраивались лекции, беседы, чтения, привлекавшие не только воспитанников этого заведения, но и жителей окрестных улиц. Деятельность Саратовского дома трудолюбия продолжалась до 1917 г. и стала одной из ярких страниц истории социального служения в Саратовской епархии.

«Троицкий листок»

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Легкие, воздушные фото гимназисток с посвящениями на обороте; лица будущих исповедников веры; старинный особняк, бывший тогда просто чьим-то родным домом... В дореволюционных семейных фотографиях ощущается словно что-то нездешнее — может быть, потому, что все эти люди сейчас, когда мы смотрим на эти снимки, уже перешли в мир иной и знают тайну вечности?.. Истории саратовских священнических родов раскрывались на презентации диска «Образы и судьбы», которая прошла 28 сентября в информационно-просветительском центре Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова

Просмотров: 669
Комментариев: 1

«Замечательно, как русский народ склонен и способен более к классической музыке…» — писал Николай Иванович Бахметев (Бахметьев), 1807–1891, представитель старинного дворянского рода, конногвардеец, участник Русско-турецкой кампании 1827 года, саратовский помещик, предводитель губернского дворянства, музыкант, композитор, автор духовной музыки, создатель уникального симфонического оркестра из крепостных крестьян, а затем директор Придворной певческой капеллы.

Просмотров: 1043
Комментариев: 0

Есть экспонаты, которые представляют для нас ценность особого рода, поскольку отражают приметы и атмосферу времен, знакомых нам лишь по литературе и рассказам предков. 20-й век еще не далеко ушел от нас; мы привыкли ценить артефакты, отстоящие от нас на несколько веков: чем предмет древнее, тем он ценнее… Но для Православной Церкви именно ХХ век стал чуть ли не самым драматическим в истории нашей страны. Поэтому так дороги нам обычные, казалось бы, предметы, имеющие свою ценность не сами по себе, а в связи с тем, что являются свидетельствами конркетных событий своего времени

Просмотров: 721
Комментариев: 0

«На Воскресенском кладбище как нигде чувствуется, как история переходит в вечность — мы перед началом экскурсии пели тропарь Воскресения Христова, и слова «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» отзывались в сердце как-то по­особенному, — говорит настоятель храма Новомучеников и исповедников Саратовских священник Андрей Солодко. — Мы во многом утратили духовную связь со своими предками во времена безбожия, но сейчас люди вновь обращаются к своей истории. Мы не должны быть Иванами, родства не помнящими,— для нашего будущего важно то, как мы примем уроки прошлого»

Просмотров: 785
Комментариев: 0

Более семисот лет назад на южной окраине современного Саратова располагался золотоордынский город Укек. В 2010 году экспедиция Саратовского областного музея краеведения под руководством Дмитрия Александровича Кубанкина начала проводить раскопки. Археологи установили, что в Укеке существовала крупная христианская община, которая сформировалась практически с момента основания города и продолжала существовать после принятия большей частью населения в XIV веке ислама. Результаты этих раскопок легли в основу выставки «Христианский квартал Укека. Погружение в прошлое», открывшейся в краеведческом музее

Просмотров: 1208
Комментариев: 0