+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Святой из Золотой Орды
Просмотров: 329     Комментариев: 0

На иконе этого святого всегда изображают очень пожилым человеком, однако его история восхождения к святости началась в юном возрасте. Царевич Даир Кайдагул, рожденный в языческой Золотой Орде, племянник могущественного хана Берке, должен был стать воином, но встреча с русским проповедником — святителем Кириллом, епископом Ростовским — круто изменила жизнь отрока, принявшего во Святом Крещении имя Петр. Память преподобного Петра, царевича Ордынского, Церковь празднует 13 июля.

Христианство в Золотой Орде

Из сегодняшнего дня Золотая Орда — государство кочевников, подчинившее себе Древнюю Русь и на долгие годы лишившее нашу Родину независимости — представляется многим из нас государством типично исламским. Однако религиозная политика ханов Орды была намного сложнее. Ее правители взаимодействовали не только со странами исламского Востока, но и с христианскими государствами Западной и Восточной Европы, что накладывало свой отпечаток на духовную жизнь ордынцев: языческие традиции соседствовали с исламом и хрис­тианством. Наибольший вес в ставке золотоордынских ханов приобрело несторианство — христианская ересь, согласно которой Дева Мария родила не Богочеловека, а человека, который особым образом воспринял Божественную природу. Учение Нестория было осуждено на III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 году. Несторианство было широко распространено среди ирано­ и тюркоязычного населения Средней Азии в VI–XII веках.

Следствием влияния несториан стало то, что правители Золотой Орды относились к христианам со сдержанным уважением и любопытством. Известно, что один из внуков язычника Чингисхана — Сартак — исповедовал христианство несторианского толка.

Миссия святителя Кирилла Ростовского

Святитель Кирилл РостовскийНа плечи Ростовского епископа Кирилла легла тяжелая ноша — восстанавливать церковную жизнь в Ростове после татарского нашествия. Он руководил реконструкцией разрушенных церквей, устраивал быт духовенства, примирял враждующих князей. В Орду, к хану Берке, святой ездил дважды — в 1253 году. Большое впечатление на ханское семейство произвел рассказ архипастыря о святителе Леонтии Ростовском, который, будучи греком по рождению, посвятил свою жизнь хрис­тианскому просвещению Ростовской земли. Особенно заинтересовало слушателей описание многочисленных чудес и исцелений, которые исходили от нетленных мощей святого Леонтия.

Случилось так, что через некоторые время тяжело заболел сын хана Берке, и хотя хан к тому времени уже принял ислам, он вспомнил рассказ святителя Кирилла о чудесных исцелениях и во время второго приезда владыки обратился к нему за помощью. Владыка Кирилл велел служить молебны об исцелении царевича, и по соборным молитвам Церкви наследник хана стал здоров. В знак благодарности хан пообещал, что он не будет взимать дань с Церкви, которая даровала исцеление его сыну.

Святитель уже выехал обратно в Ростов, когда его остановил юноша, почти мальчик, который некогда услышал в его рассказе об исцелениях нечто большее, чем историю о чудесах. Юный племянник хана Берке — Даир Кайдагул — задумался не о пользе для бренного тела, но о душе, о том, как устроено мироздание, об истине. «Наши предки передали нам завет поклоняться солнцу и луне, звездам и огню, — размышлял мальчик, — но не таков Бог, о котором рассказал нам пришелец из Русской земли».

Мальчик загорелся мечтою увидеть прекрасные храмы и чудесные иконы, услышать, как звучат православные молитвы, пройтись по земле, где ходил святой Леонтий. Чудесное исцеление двоюродного брата окончательно убедило юношу в том, что он должен круто изменить свою жизнь. Он раздал свое имущество бедным и последовал за владыкой Кириллом.

«Новая луна в сердце»

В Ростове юноша первым делом вошел в величественный храм Успения Божией Матери. В этот момент, как говорится в жизнеописании, «новая луна взошла в сердце царевича» — вместо той, которой он раньше поклонялся как божеству. Даир тут же обратился к епископу Кириллу с просьбой окрестить его, но сделать это сразу не удалось: святитель боялся дипломатических осложнений с ханом Берке, который без восторга воспринял весть о пропаже одного из царевичей. Для молодого человека началось время оглашения: он изучал русский язык, знакомился с основами православной веры, усердно посещал храм, вникал в особенности богослужения. Тогда в кафедральном храме Ростова на левом клиросе пели по-гречески, а на правом — по-славянски.

Юноша принял крещение с именем Петр после смерти хана Берке, когда на родине стали понемногу забывать об его исчезновении. Все это время царевич жил в доме епископа Кирилла, а после его смерти — в доме епископа Игнатия.

Встреча с апостолом

Однажды Петр забавлялся соколиной охотой в окрестностях озера Неро. Утомившись, он заснул на берегу и увидел во сне святых апостолов Петра и Павла: они были высокого роста, явно превышающего человеческий, от них исходил свет, далеко вокруг рассеивающий окрестный мрак. В великом страхе юноша упал перед святыми апостолами на колени, но они ласково сказали ему: «Не бойся, друг Петр, мы посланы к тебе Богом, в Которого ты уверовал, и желаем, чтобы здесь, где заснул ты, создана была церковь в наше имя».

Всю оставшуюся ночь Петр провел в усердной молитве, а утром отправился исполнять указание святых апостолов: выкупил для будущей церкви иконы — Пречистой Богоматери с Предвечным Младенцем и некоторых святых — и пошел на поклон к епископу Игнатию. Владыка уже ждал молодого человека. Оказалось, что он тоже удостоился встречи со святыми апостолами и получил от них строгое повеление помочь неофиту в его богоугодном деле.

Так было положено начало храму первоверховных апостолов Петра и Павла, при котором вскоре устроилась обитель иноков.

Многая и благая лета

Владетельный князь Ростовский и епископ Игнатий с огромным уважением относились к святому Петру и всячески старались привязать его в земле Ростовской. Они выбрали для него жену — дочь владетельного ростовского вельможи, и вскоре молодые сочетались законным браком. Бог послал Петру и его супруге многочисленное потомство и долгие годы жизни. Петр Ордынский навсегда остался на Русской земле и до самой смерти находился в Ростове, пережив и святителя Игнатия, и князя Ростовского Бориса Васильковича, с которым он стал побратимом.

В глубокой старости, после кончины супруги, Петр принял монашеский постриг в том самом монастыре на берегу озера Неро, где он сподобился чудесного видения. Скончался святой в 1290 году, и почти сразу по кончине началось его церковное почитание как святого. Официально он был причислен к лику святых на Соборе 1547 года при митрополите Макарии.

О жизни преподобного Петра Ордынского мы знаем из «Повести о Петре, царевиче Ордынском», которая является одним из самых ярких текстов древнерусской словесности.

Газета «Православная вера» № 11 (655), июль 2020 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

У истоков христианства на Руси стоят двое равноапостольных святых: святой великий князь Владимир и его бабушка — святая Ольга. Без сомнения, семя христианства, взошедшее благодаря усилиям князя Владимира, не проросло бы, если бы княгиня Ольга не подготовила своей политикой «мягкой христианизации» для этого плодородную почву. Память святой Ольги Православная Церковь отмечает 24 июля

Просмотров: 276
Комментариев: 0

Святые братья Борис и Глеб — младшие сыновья святого равноапостольного князя Владимира, воспитанные в христианском благочестии. Их удивительный подвиг — подвиг непротивления — показывает, что креститель земли Русской смог привести к вере не только вверенный  ему народ, но и своих сыновей. Святые братья стали первыми канонизированными святыми новокрещеного народа, первыми чудотворцами  и небесными молитвенниками «за новые люди христианские». И до сегодняшнего дня они очень близки нам. Русская Православная Церковь вспоминает об их подвиге несколько раз в году. 15 мая мы отмечаем перенесение святых мощей этих угодников Божиих

Просмотров: 946
Комментариев: 0

Однажды этот человек надел одежды простолюдина и отправился в далекий путь. Дорога странника привела его сначала в Соловецкий монастырь, потом — на митрополичью кафедру, затем — в заточение и закончилась, когда он принял смерть от руки слуги царя Иоанна Грозного. Речь идет о святителе Филиппе, митрополите Московском. Он всю жизнь искал правды Божией и не мог мириться с беззаконием, за что и был убит, а впоследствии прославлен Православной Церковью. Память этого святого мы отмечаем 22 января

Просмотров: 975
Комментариев: 0

Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — один из людей, определявших в свою эпоху духовный облик России. Без него, как и без Пушкина, Достоевского, русская цивилизация была бы в чем­то иной. Он был и богословом, и педагогом, и философом, и филологом, под его руководством был создан Синодальный перевод Священного Писания, которым мы пользуемся до сих пор. Он был мудрым пастырем и главное — настоящим христианином. Память святителя Филарета Церковь празднует 2 декабря

Просмотров: 876
Комментариев: 1

22 ноября — день памяти святителя Нектария Эгинского. Предлагаем вашему вниманию одну из самых полных и проникновенных биографических статей о святителе — предисловие к книге С. Димитракопулоса «Нектарий Эгинский. Святой наших дней» (Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012)

Просмотров: 1380
Комментариев: 0

Все мы так или иначе можем найти свое место у Его Креста: кто-то плачет, кто-то кается в грехах, кто-то творит неправый суд… Сотнику Лонгину из римской провинции Каппадокия досталась самая страшная роль: быть непосредственным участником страшной казни Богочеловека. Но где бы и в каком бы положении ни находился человек, Бог не отнимает у него свободы. И этот римский воин использовал свою свободу наилучшим образом

Просмотров: 1279
Комментариев: 0

17–18 сентября прибывший в Россию ковчег с десницей святителя Спиридона Тримифунтского будет принесен в Саратов. В православном мире этот святой известен своей помощью в самых различных сложностях не меньше, чем святитель Николай Чудотворец. О жизни святителя Спиридона и о том, с какими нуждами к нему прибегают, расскажем в нашем материале

Просмотров: 1523
Комментариев: 0

Святитель Николай Сербский — великий святой, подобный святым отцам древности. И вместе с тем он — наш современник. Это человек, судьбу которого пересекли все кровавые пути жестокого XX века: обе мировые войны, оккультный фашизм и безбожный коммунизм. Это человек, который был гоним всеми тоталитарными системами, но смог состояться как писатель и богослов. Он разделил все скорби многострадального сербского народа, к которому принадлежал по крови, и горячо молился за народ русский, который любил всем сердцем

Просмотров: 1301
Комментариев: 0