Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Архиерейское подворье — Свято-Троицкий кафедральный собор г. Саратова
Просмотров: 28779     Комментариев: 0
Самый древний храм Саратовской митрополии.
Престолы: В верхнем храме — во имя Святой Живоначальной Троицы, в нижнем — в честь Успения Божией Матери, приставной — в честь благоверного великого князя Александра Невского.
Построен: 1698 – до 1710 гг..
Освящен:

Впервые собор был освящен при Митрополите Астраханском и Терском Сампсоне (†1714) в первое десятилетие XVIII века. 

Впоследствии — 7 октября 1942 года Высокопреосвященнейшим Андреем (Комаровым, †1955), Архиепископом Саратовским и Сталинградским (1941–1942).

По окончании реставрационных работ 10 декабря 2006 года Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл в сослужении Архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна и Епископа Саратовского и Вольского Лонгина совершил чин Великого освящения нижнего Успенского храма.

2 ноября 2014 года, по окончании масштабных ремонтно-восстановительных работ, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин Великого освящения верхнего храма во имя Живоначальной Троицы.

Настоятель: иерей Александр БОРОДОВИЦЫН

Ключарь: иерей Борис БУРЛАКОВ

Благочинный: иерей Алексий ГРАЧЕВ

Клирики:

протоиерей Михаил БЕЛИКОВ

иерей Андрей ФОМИН

протодиакон Александр ПУШКАРЕВ

иеродиакон ПАИСИЙ (Шурухин)

иерей Петр ПЧЕЛИНЦЕВ

диакон Артемий СТРУКАЧЁВ

диакон Иоанн НОВИКОВ

Святыни:

В храме находятся чтимые иконы - Спас Нерукотворный, Казанская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, икона преподобного Серафима Саровского с частицей его погребального облачения. Иконы с частицами мощей: святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, святителя Феодосия Черниговского, святителя Иннокентия Московского, святителя Филарета, митрополита Московского, Мощевик князя Голицына, содержащий 132 святыни; мощевик с частицей мощей сщмч. Гермогена, и мощевик святителя Иннокентия, еп. Саратовского и Пензенского.

Богослужения:

С понедельника по субботу: Литургия в 08.00. В воскресенья и праздники: ранняя Литургия в 07.00, поздняя Литургия в 09.00. Ежедневно: вечернее богослужение в 17.00. Дежурный священник находится в храме с 08.00 до 15.00. Читаются акафисты (во время вечернего богослужения): по средам - Спасителю, по воскресеньям - Божией Матери. Раз в месяц совершаются молебны для страждущих от зависимостей и их родственников перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Адрес: 410031, г. Саратов, ул. Московская, д. 6 (Музейная площадь)
Телефон: (8452) 28-23-82, 23-62-27 (факс)
Проезд: троллейбус №№ 1, 4, 5, автобус №№ 11, 33, маршрутное такси №№ 3, 32, 33, 82 (ост. «Музейная площадь»).
E-Mail: trsobor@bk.ru
Из истории:

Кафедра саратовских архиереев находилась в Свято-Троицком соборе с момента образования Саратовской епархии в 1799 году до 1826 года, когда был освящен новый Александро-Невский кафедральный собор. В ХХ веке, в период  гонений на Церковь, Троицкий собор был закрыт в 1936 году, последним из саратовских храмов, и вновь стал действующим (первым в епархии) в конце 1942 года. С этого времени он вновь становится кафедральным.

К концу 1990-х годов собор пришел в аварийное состояние: прогрессирующая деформация фундамента стала причиной отклонения колокольни от своей оси.

По благословению Архиепископа Александра (Тимофеева †2003), управлявшего в то время Саратовской и Вольской епархией, в соборе было ограничено количество богослужений, которые совершались только в нижнем, Успенском храме. В марте 2001 года Архиепископ Александр обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с прошением перенести архиерейскую кафедру во второй из сохранившихся старинных храмов  Саратова, также действовавший в советское время, ― Духосошественский собор ― «до восстановления разрушенного в 30-е годы кафедрального собора во имя святого благоверного князя Александра Невского или до полной реставрации Свято-Троицкого собора».

На основании Указа Святейшего Патриарха Алексия II от 16 марта 2001 года статус кафедрального  был временно присвоен Духосошественскому храму.

С 2004 года в Троицком соборе проводилась масштабная реконструкция, которая включала в себя укрепление стен, фундамента и колокольни, полную замену коммуникаций, производство внешних и внутренних отделочных работ, благоустройство территории. Была проведена также реставрация старинных храмовых икон, наиболее почитаемой из которых является образ Спаса Нерукотворного.

Нижний Успенский храм

С 2004 года в течение трех лет производилась реставрация нижнего Успенского храма Троицкого собора. Были сделаны новые полы, заменены коммуникации. Потемневшие и осыпавшиеся настенные изображения 60-х годов XX века, не имевшие художественной ценности, были полностью удалены. Мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» под руководством Олега Романовича Шуркуса были заново расписаны стены храма. Росписи, выполненные в стиле XVII столетия, приблизили интерьер храма к стилю его архитектуры. Артелью иконописцев из Палеха изготовлен новый иконостас, сохранивший основные художественные формы прежнего иконостаса, к которому привыкли прихожане.

За несколько лет была произведена полная реставрация фасадов собора, был воссоздан его исторический архитектурный облик. Был открыт цоколь собора, скрывавшийся под культурным слоем. Были отремонтированы  контрфорсы и основания стен, произведена вычинка кирпичной кладки, стены были вновь оштукатурены. Заново были выполнены утраченные элементы храмового декора: наличники, сандрики, карнизы. Архитекторами было предложено новое цветовое решение фасадов собора, учитывающее воссозданные элементы декора. Произведена замена стропильной конструкция кровли,  выполнено ее медное покрытие. Также были покрыты медью выступающие части фасада храма: карнизы, контрфорсы. С северной стороны  собора была изготовлена лестница, ведущая на галерею и колокольню.

10 декабря 2006 года, по окончании реставрационных работ в нижнем Успенском храме Свято-Троицкого собора, Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл в сослужении Архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна и Епископа Саратовского и Вольского Лонгина совершил чин Великого освящения нижнего Успенского храма.

В 2007 году на протяжении нескольких месяцев в соборе велась реставрация куполов. Были изготовлены позолоченные подзоры куполов и четверика.

После завершения реставрации фасадов, в 2007 году, начались работы по восстановлению открытой галереи. Осуществлена замена подшивки потолка, воссоздано мозаичное покрытие пола из керомогранита.

Параллельно с реставрацией фасадов проводились работы по благоустройству территории. Архитектором Еленой Ивановной Марченко был разработан подробный проект, который включал в себя не только наружное благоустройство, но и вертикальное планирование и водоотвод с территории. Были построены новая ограда храма и центральные ворота, ведущие на площадь перед собором. Благоустройство парка выполнено по проекту Нины Викторовны Фурман.

В 2009 году велась реставрации закрытого гульбища. Были заменены подшивка потолка, напольное покрытие, штукатурка стен, витражи, проведено отопление, выложены гранитные лестницы.

Верхний Свято-Троицкий храм

В 2013 году были начаты масштабные ремонтно-восстановительные работы в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы Свято-Троицкого кафедрального собора.

В 2014 году работы были полностью завершены.

26 октября 2014 года, во время Первосвятительского визита в Саратов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Троицкий собор и огласил свой Указ: «В связи с завершением реставрационных работ присвоить Свято-Троицкому храму г. Саратова статус кафедрального собора. Церкви Сошествия Святого Духа г. Саратова, временно имевшей статус кафедрального собора, официально именоваться «Храм Сошествия Святого Духа»».

2 ноября 2014 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в сослужении духовенства совершил чин Великого освящения верхнего храма Свято-Троицкого  кафедрального собора г.Саратова.

28 декабря 2020 года указом митрополита Саратовского и Вольского Игнатия собору был присвоен статус Архиерейского подворья.

Здание административно-хозяйственного и культурно-просветительского назначения

В 2010 году на территории Троицкого кафедрального собора завершено строительство нового корпуса, в котором размещается воскресная школа, просветительский центр, службы административно-хозяйственного назначения. 

Службы, действующие при храме:

Воскресная школа для трех возрастных групп: младшей (с 6 до 10 лет), средней (с 10 до 13 лет), старшей (с 14 до 18 лет). Занятия проходят по воскресным дням. Изучаются Закон Божий, Ветхий и Новый завет, литургика, пение, рисование, рукоделие и ряд других предметов. Действует воскресная школа для взрослых. С 2014 года действует школа звонарей. С 2016 года действует молодежное общество «Ковчег».

Церковно-социальная деятельность:

Православная волонтерская служба «Добро» Свято-Троицкого собора г. Саратова окормляет Саратовский центр социальной адаптации для лиц определенного места жительства «БОМЖ», помогает обращающимся бездомным.

При воскресной школе создана группа для детей из школы-интерната № 5 г. Саратова. С ними проводятся занятия по Основам Православия. Свято-Троицкий собор оказывает помощь в организации факультатива «Основы Православной культуры» интернату № 4 г. Саратова. На приходе организована помощь престарелым пенсионерам. Организовано бесплатное питание для людей, попавших в сложную жизненную ситуацию.

Просветительская и катехизаторская деятельность:

В 2012 году при  Свято-Троицком соборе был создан Музей истории Троицкого собора, в котором собраны церковные предметы, представляющие историческую и художественную ценность, а также архивные документы, связанные с историей старейшего храма в контексте истории Саратова.

С 2007 года издается газета «Троицкий листок». В настоящее время выходит в электронном виде четыре раза в год.

Группа собора ВК:  https://vk.com/trosobor

История Свято-Троицкого собора

Троицкий собор – самый древний храм Саратовской митрополии, живой памятник русской культуры и истории, духовный символ нашего города.

Впервые в документах Троицкий собор в левобережном Саратове упоминается под 1621 годом. Можно предположить, что Троицкий собор второго (левобережного) Саратова был заложен одновременно с крепостью в 1615 году (1). После переноса Саратова в 1674 г. на правый берег Волги на единственной площади нового города по благословению митрополита Парфения был поставлен деревянный Троицкий собор, впоследствии сгоревший (2). В 1685 году митрополит Савватий разрешает возобновить Троицкий собор и выдает храмозданную грамоту, после чего храм вновь отстраивается в виде деревянного строения. В 1694 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к митрополиту Савватию с прошением о разрешении собирать «всякие припасы» для строительства каменного двухэтажного Троицкого собора и владыка Савватий дает на это свое благословение (3). Следует отметить, что царь Петр 1 в ответ на челобитную соборного протопопа Данилова в 1696 году одарил Троицкую церковь земельными угодьями, по его же указу была приписана к Троицкой церкви и часовня за Московскими воротами. Доходы от земли, умета и двух часовен позволили собрать средства на строительство каменного Троицкого собора, заменившего собой деревянный. В 1697 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к новопоставленному Астраханскому митрополиту Сампсону с прошением о разрешении начать строительство каменного собора. Митрополит дает свое благословение, и в том же году закладывается и отстраивается фундамент собора. В 1698 году было завершено строительство нижнего, Успенского храма. Полностью собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 года (4).

Таким образом, саратовский Троицкий собор является единственным архитектурным памятником Саратова рубежа XVII–XVIII вв. и единственным сохранившимся храмом в Саратовской митрополии, построенным в стиле московского барокко.

Имя архитектора Троицкого собора остается неизвестным.

В течение XVIII века архитектура собора претерпела значительные изменения, которые сделали его облик уникальным. Были проведены две значительные реконструкции – пристройка к западной стороне собора поздней (2-й) трапезной и «устиновская» реконструкция, после чего храм в целом приобрел тот вид, в котором существует и поныне. Чтобы понять, как выглядел собор первоначально, нужно мысленно убрать 2-ю, пристроенную позже, трапезную и крытую галерею, тогда мы будем иметь типичный, ярусный, стремящийся вверх, памятник стиля московского, или нарышкинского, барокко: алтарная часть, восьмерик на четверике, трапезная. Отличался этот стиль и великолепным праздничным декором и характерным двуцветием, что также нашло свое воплощение в облике Троицкого собора. Однако при этом собор имеет шатровую колокольню, отнести которую исключительно к нарышкинскому стилю нельзя. Шатровая форма колокольни Троицкого собора — это исконно русская форма, выработанная деревянным русским зодчеством. Установить точное время ее постройки на сегодняшний день не представляется возможным. Есть основания утверждать, что одновременно с собором была построена лишь нижняя часть колокольни, четверик (5).

Поздняя трапезная пристроена к собору предположительно в 50-60-х гг. XVIII столетия (6) .

Собор вместе с городом неоднократно страдал от пожаров. Наиболее разрушительные последствия для храма имел пожар 1774 года – в его стенах появились трещины. Примечателен тот факт, что через несколько лет после пожара 1774 года по распоряжению Екатерины II из «отнятого от мятежников (пугачевцев) имущества», которого в Астраханской губернской канцелярии хранилось 81 руб. 91/2 коп., была выделена половина суммы для «исправления» погоревшего в Саратове собора. В 1786 году Астраханский митрополит Антоний прислал грамоту, предписывающую даже разобрать храм по причине ветхости и выстроить новый. Но саратовцы тогда лишь временно закрыли храм, особенно любимый горожанами. За трещинами наблюдал специальный комитет из почетных прихожан. В частности, в него входили известные купцы М.А. Устинов, Г.Я. Волков и И.М. Пулькин. В 1798 – 1799 гг. на средства Михаила Андрияновича Устинова под стены собора были подведены контрофорсы, укрепившие здание, и возведена над ними крытая галерея (в связи с чем собор утратил часть своего декора), на западной стороне над галереей была устроена двухэтажная паперть, которую венчал треугольный фронтон.

Перестройки храма существенно изменили его первоначальный облик, собор потерял часть своего внешнего декора и присущую этому архитектурному стилю динамику, но приобрел яркую индивидуальность, а своим силуэтом стал больше походить на корабль – «ковчег спасения».

Поскольку Троицкий собор был кафедральным, то именно в нем зачитывались манифесты, провозглашались указы Синода и Сената. Собор посещали многие приезжие исторические личности, а также царственные особы.

Точно известно о посещении Троицкого собора императором Петром I в июне 1722 г., во время его Персидского (или Каспийского) похода в Закавказье. Остановка царского каравана, плывшего по Волге, была сделана в Саратове ради встречи с калмыцким ханом Аюкой – правителем и владыкой калмыцких племен, кочевавших в междуречье Волги и Урала. Запись в «Походном журнале» о пребывании Петра I в Саратове гласит: «с утра Его Величество был у тамошнего управителя, оттуда был в соборной церкви у обедни» (Походный журнал 1722 г. СПб, 1855) (7) . В 1809 г. императором Александром I в саратовский Троицкий собор была «всемилостивейше пожалована» новая «крещатая» ризница, состоявшая из нескольких дорогих облачений и наделавшая «много шуму в городе, ибо столь счастливого происшествия он от бытия своего не видел!» – так повествует об этом событии в своем дневнике служивший в Троицком соборе протоиерей Н. Скопин (8). В 1863 г. храм посетил наследник Всероссийского престола великий князь Николай Александрович, брат будущего императора Александра III. В целях ознакомления будущего императора со страной в июле 1863 г. было предпринято путешествие цесаревича со свитой по Волге. Великий князь отстоял Литургию в соборе и приложился к особо чтимой иконе – Спаса Нерукотворного. В июне 1913 г. Саратов посетили великие княгини Мария Александровна (дочь императора Александра II) и Мария Павловна, вдова великого князя Владимира Александровича, третьего сына Александра II, президент Императорской Академии художеств. Хроника «Саратовского листка» за июнь 1913 г. повествует о пышной встрече царственных особ и посещении ими «старого собора».

Принимал у себя Саратов и цесаревичей Александра Николаевича (будущего императора Александра II), и будущего императора Александра III с супругой. Однако не все царственные особы во время своих визитов в Саратов посещали Троицкий собор, так как с 1826 г. он перестал быть кафедральным. Гостей встречал «новый» собор – святого благоверного князя Александра Невского. Интересен тот факт, что уже в «перестроечные» времена саратовский Троицкий собор вновь принимал у себя представителей Дома Романовых. До 1992 года династической главой семейства Романовых являлся великий князь Владимир Кириллович (правнук Александра II, 1917–1992). В год 380-летия дома Романовых Саратов посетили приехавшие из Франции супруга великого князя Леонида Георгиевича, его единственная дочь Мария Владимировна, которая унаследовала положение главы династии, и ее сын и наследник великий князь Георгий Михайлович. В сопровождении Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) высокие гости посетили Троицкий собор.

В ХХ веке собор уцелел чудом. 13 сентября 1934 г. прозвучал приговор Свято-Троицкому собору – президиум Саратовского горсовета постановил: «Ввиду бесхозяйственности в церкви, разрушения кирпичной кладки стен, оград и наличия трещины в арках колонн, невыполнении обязательства о произведении ремонта – договор с коллективом верующих расторгнуть и церковь передать Краевому Музею для научных целей». В течение 1934 г. община верующих пыталась опротестовать это решение. Обращались в краевую прокуратуру, в крайисполком, писали в Святейший Синод, митрополиту Сергию и даже в канцелярию председателя ВЦИК М.И. Калинина. Давление на православную общину Свято-Троицкого собора было столь сильным, что в 1935 г. «коллектив верующих» попросил горсовет расторгнуть с ними договор, т.к. они не имели средств для выплаты причитающихся с них платежей ренты и налога со строений, «ввиду того, что не имели в церкви службы с июля 1934 г.»

Президиум ВЦИК 20 февраля 1936 г. вынес окончательное решение о закрытии собора.

С 20 февраля 1936 г. собор стал собственностью государства, которое передало реквизированное здание Краевому музею. Именно этот собственник фактически спас старейший в Поволжье храм от уничтожения, приспособив здание храма под фондохранилище. В 1942 г. при «уплотнении» в соборе размещалось и ГАУ НКВД СССР (Главное архивное управление НКВД СССР). Намеченное в 1939 г. размещение в соборе самостоятельного музея Истории религии и атеизма не состоялось. В тяжелый для страны и города 1942 год собор вновь стал духовной опорой для прихожан и одним из центров сбора материальных средств для воинов, сражающихся с фашистской Германией. Подготовка «старого» собора к открытию, комплектование причта и приходской «двадцатки», а также назначение настоятеля было осуществлено архиепископом Саратовским Андреем (Комаровым). Решением исполкома Саратовского горсовета депутатов трудящихся 3 октября 1942 г. Свято-Троицкий собор был передан общине верующих в арендное пользование.

Через три дня – 6 октября — назначенный архиепископом Андреем настоятель храма иеромонах Борис (Вик, будущий епископ Саратовский и Вольский) подписал договор о передаче собора в арендное пользование с областным отделом народного образования в лице директора Областного музея краеведения М.А. Голубевой.

Уже вечером 7 октября, в праздник преподобного Сергия Радонежского, в храме состоялось первое богослужение. 8 октября на утренней Литургии свою первую проповедь произнес отец Борис (Вик). И в тот же день был подписан договор между «группой верующих, в числе 20 чел.» и заместителем председателя горсовета Андреем Фроловичем Железняковым о передаче собора «группе верующих православного вероисповедания в бессрочное бесплатное пользование». В это время собор вновь стал кафедральным, т.к. «новый» собор был уже разрушен. 

Окончательно решением Арбитражного суда Саратовской области собор был передан в собственность прихода в сентябре 2004 года. До 50-х гг. прошлого века Троицкий собор не был расписан. 22 июня 1949 г. Свято-Троицкий собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, путешествовавший по Волге. Осмотрев храм, он благословил произвести в нем ремонт и расписать стены собора. Настоятель собора протоиерей Иоанн Цветков привлек к написанию фресок артель иконописцев из Палеха. Росписи были сделаны в обоих храмах Троицкого собора.

С 1972 по 1976 годы под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова купола собора были покрыты медью и позолочены.

В 1988 году весь православный народ торжественно отмечал 1000-летие Крещения Руси. Основные торжества по этому поводу в Саратовской епархии проходили в стенах Троицкого собора. В этом юбилейном году храм посетили многочисленные зарубежные делегации.

Свято-Троицкий собор хранит память о многих поколениях верующих, возносивших в нем молитвы, просящих милости и заступления Господа в тяжелые дни, которых было много в истории России. Собор был местом служения множества архипастырей и пастырей, некоторые из которых прославлены в лике святых. Святитель Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский, незадолго до своей кончины побывал в Саратове. Последнее свое богослужение он совершил именно в Свято-Троицком соборе. Епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганев), по чьей инициативе в начале XX века был создан «Строительный комитет по ремонту и благоукрашению Троицкого собора», и настоятель храма протоиерей Геннадий Махровский закончили свое служение Церкви подвигом мученичества. В нижнем, Успенском, храме Троицкого собора хранится частица мощей священномученика Гермогена (Долганева), переданная в Саратов из Тобольской епархии. 62-летнего заслуженного протоиерея Геннадия Махровского, прослужившего в Троицком соборе 37 лет, продержав почти два месяца в концентрационном лагере, расстреляли 30 сентября 1919 года в рамках объявленного ЧК «красного террора». Похоронен отец Геннадий в общей могиле на Воскресенском кладбище г. Саратова. 

Служили в соборе и другие известные и любимые саратовцами владыки, в том числе первый епископ вновь учрежденной в 1799 году Саратовской епархии Гаий Такаов, епископ (впоследствии архиепископ) Иаков (Вечерков) епископ Вениамин (Милов), архиепископ (затем митрополит) Григорий (Чуков), епископ (впоследствии митрополит) Борис (Вик), митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Пимен (Хмелевской).

В июне 1993 года Саратовскую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Впервые за всю историю города Предстоятель Русской Православной Церкви совершил богослужение в Саратове, и состоялось оно в Свято-Троицком соборе.

На рубеже ХХ–ХХI вв. собор вновь остро нуждался в ремонте. С конца 1990-х гг. начались серьезные работы по укреплению фундамента собора и колокольни, которая к тому времени приобрела опасный наклон. В марте 2001 года ввиду аварийного состояния Троицкого собора статус кафедрального был временно перенесен на саратовский Духосошественский храм. В 2000-х гг. была произведена самая масштабная реконструкция в истории Троицкого собора. Инициатором и организатором процесса восстановления, а вернее — спасения саратовской святыни являлся Высокопреосвященнейший Лонгин, Епископ (ныне — Митрополит) Саратовский и Вольский. Нижний, Успенский, храм был отреставрирован в ходе работ 2004–2007 годов, освящен 10 декабря 2006 года. Все работы по реставрации Успенского храма велись под руководством настоятеля Свято-Троицкого собора игумена Пахомия (Брускова), ныне Преосвященнейшего Пахомия, Епископа Покровского и Николаевского. В октябре 2014 года была полностью окончена реставрация верхнего храма Троицкого собора. Все работы с высоким качеством, профессионализмом и добросовестностью были произведены бригадой строителей-реставраторов под руководством М.Д. Фунта. В ходе реставрационных работ не представлялось возможным сохранить прежние палехские росписи собора, т.к. со стен полностью снимался штукатурный слой, производились вычинки поврежденной кирпичной кладки, укреплялись в проблемных местах своды и устанавливались новые потолочные перекрытия, монтировалась новая система отопления и вентиляции, устанавливались утраченные железные связи. Однако была сохранена преемственность стилистического оформления интерьеров храма. Новые росписи собора были выполнены мастерами палехской иконописной мастерской «Лик» под руководством О.Р. Шуркуса.

24–25 октября 2014 года во время первосвятительского визита в Саратов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по окончании Великого освящения семинарского храма огласил указ о возвращении Свято-Троицкому храму г. Саратова статуса кафедрального собора. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл с Митрополитом Лонгином и Епископом Пахомием посетил и осмотрел Троицкий собор. Святейший Патриарх передал в дар храму образ Покрова Пресвятой Богородицы и дарохранительницу.

2 ноября 2014 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин с собором духовенства совершил чин Великого освящения верхнего храма Троицкого собора и первую после освящения Божественную литургию.  Новые росписи верхнего, Троицкого, храма собора также были выполнены мастерами палехской иконописной мастерской «Лик».

В настоящее время клирики собора, певчие и все прихожане стремятся, чтобы Свято-Троицкий собор сохранил значение средоточия церковной традиции. Здесь находятся старинные иконы, многие из которых не только являются святыней, но и представляют историко-культурную ценность. Икона Спаса Нерукотворного – самая древняя почитаемая святыня Саратовской митрополии. В соборе пребывают чтимые иконы Божией Матери «Казанская», Ветхозаветной Троицы, образы святителей Феодосия Черниговского и Иннокентия Московского с частицами святых мощей. В январе 2004 года в соборе была обретена икона преподобного Серафима Саровского с фрагментами его одежды. В январе 2005 года состоялась торжественная передача Саратовской епархии святыни, многие годы хранившейся в Саратовском музее краеведения: уникального мощевика, который содержит 132 частицы мощей святых. Хранится он в нижнем храме Троицкого собора. В соборе также находится несколько икон, принесенных с Афонской горы в XIX веке. Это иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Взыскание погибших», образ святого великомученика Пантелеимона. В 2010 году в Свято-Троицкий собор была доставлена Иверская икона Божией Матери, специально написанная и освященная на Святой Горе Афон по заказу прихожан собора — копия с той самой иконы, которая за свою более чем тысячелетнюю историю прославилась по всему миру многими чудесами.

Для сохранения и изучения церковных древностей и исторических сведений о клириках, прихожанах и событиях многовековой истории собора при нем был создан в 2012 году первый в Саратовской митрополии церковный музей.

В 2012 году на территории Свято-Троицкого собора завершилось строительство нового административного корпуса, в котором располагаются воскресная школа, просветительский центр, службы административно-хозяйственного назначения.

Итак, на рубеже третьего тысячелетия саратовцы снова сохранили и восстановили свой старый собор, по-прежнему в нем возносится молитва к Богу, в Троице Единосущному, по-прежнему собор служит людям и является украшением нашего города.

(1) Беликов М.П. Старый собор и Старый город: История Свято-Троицкого кафедрального собора и города Саратова в свете новых данных.- Саратов, 2015. С. 24.

(2) Там же. С. 110.

(3) Там же. С. 190.

(4) Там же. С. 277.

(5) Там же. С. 309.

(6) Там же. С. 332.

(7) См.: Максимов Е.К., Мезин С.А. Города Саратовского Поволжья петровского времени. СПб, 2010. С. 162.

(8) См.: Скопин Н., прот. Записки дневные о делах и вещах достопамятных // Саратовский исторический сборник. Т. 1. Саратов, 1891. С. 378.

Свято-Троицкий кафедральный собор г.Саратова

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Саратова

Свято-Троицкий кафедральный собор г.Саратова

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Саратов

Интерьер Верхнего храма во имя Живоначальной Троицы

Интерьер Верхнего храма во имя Живоначальной Троицы

Иконостас Верхнего храма во имя Живоначальной Троицы

Интерьер Верхнего храма во имя Живоначальной Троицы

Интерьер нижнего храма в честь Успения Пресвятой Богородицы Свято-троицкого кафедрального собора