Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Священномученик Михаил Твердовский, пресвитер (†1937)
Просмотров: 67     Комментариев: 0

Братья-священники Твердовские — Петр (1879–1937), Михаил (1881–1937) и Николай (1884–1937) — родились в семье священника Константина Николаевича Твердовского, а их предки, принадлежавшие к духовному сословию, служили Церкви на протяжении по крайней мере двух с половиной веков.

Священномученик Михаил родился 20 октября 1881 года в Саратове и был крещен в Спасо-Преображенской церкви, в которой служил его отец. Через три года вся семья переехала в Сердобский уезд Саратовской губернии (ныне Пензенская область). Отец Константин стал служить в храме Пановского Свято-Троицкого женского монастыря. Жили Твердовские по соседству с монастырем, в селе Давыдовка.

С 1891 по 1898 год Михаил учился в Петровском духовном училище, затем, в 1904 году, окончил Саратовскую духовную семинарию по второму разряду. Супругу его звали Ольга Порфирьевна. В сан диакона, а затем и в иерейский сан Михаила Твердовского рукоположил священномученик Гермоген (Долганёв), на тот момент епископ Саратовский и Царицынский. Отец Михаил служил сначала в Михаило-Архангельской церкви села Веденяпино Кузнецкого уезда (сейчас — Городищенского района Пензенской области, этот храм разрушен), затем — в Казанской церкви села Андреевское (Шиловка) Сердобского уезда (ныне — Екатериновского района Саратовской области).

С 1927 года семья отца Михаила Твердовского жила в селе Даниловка Аткарского уезда; там еще действовалаСмертный приговор священномученику Михаилу Твердовскому Покровская церковь (ее закрыли в 1934 году и разрушили). В 1930 году семья священника переехала в село Колено Екатериновского района, где отец Михаил и его супруга оказались в числе так называемых лишенцев. Последний адрес их проживания в наших краях — село Белгаза Екатериновского района. Затем семье пришлось уехать из Поволжья. Сам священномученик Михаил говорил об этом так: «В декабре месяце 1932 года я приехал в Коломенский район Московской губернии из села Белгаза Нижне-Волжского края. Уехал я оттуда ввиду тяжелого материального положения, так как сидел почти голодный… Нам, духовенству, совершенно не дают спокойно жить, нас как морально, так и физически преследуют, накладывают непосильные налоги, ссылают в ссылку. <…> В январе месяце 1933 года после богослужения… стали спрашивать, почему я уехал с родины и как живет народ на моей родине… у нас на родине страшный голод, народ так обнищал, что даже страшно смотреть на него…».

С декабря 1932 года отец Михаил служил в Успенской церкви села Андреевское Коломенского района Московской области. 25 апреля 1933 года он был арестован и помещен в Коломенский дом заключения. Ему было предъявлено обвинение по статье 58–10 УК РСФСР. Священника обвиняли в том, что он «ведет среди населения систематическую антисоветскую и пораженческую агитацию, предсказывая о скорой гибели советской власти».

27 мая 1933 года тройкой ПП ОГПУ Московской области священник был приговорен к трем годам лишения свободы с высылкой в Казахстан, в Убаганский район Актюбинской области. Нужно отметить, что в графе «данные о состоянии здоровья» при аресте священника было отмечено, что он здоров. А согласно врачебной справке Убаганской больницы, 1 января 1934 года у него уже была «инвалидность 3–2 группы, хроническое воспаление почек с отеками, артериосклероз, миокардит». В этом документе отмечалось, что к тяжелому физическому труду он не способен. Чуть более чем за два месяца до окончания срока ссылки — 12 февраля 1936 года — постановлением Убаганского РО НКВД отец Михаил был освобожден.

Успенская церковь в селе Андреевское Коломенского района Московской областиС февраля 1937 года пастырь проживал в деревне Загородье Максатихинского района Калининской области и служил в местном Спасо-Преображенском храме. Известно, что у них супругой было трое детей: Константин (1908 г. р.), Ольга (1917 г. р.) и Александра (1919 г. р.). Сын служил в звании младшего лейтенанта и погиб в феврале 1942 года в районе Ладожского озера, о судьбе дочерей ничего не известно. Еще до ссылки отца Михаила супруги оформили развод, возможно, фиктивный — чтобы младшие дочери могли получить образование, не числясь «детьми служители культа», это была распространенная практика среди тогдашнего духовенства. На момент своего последнего ареста отец Михаил был уже вдовцом.

8 сентября 1937 года Максатихинским РО УНКВД по Калининской области отец Михаил вновь был заключен под стражу и обвинен в антисоветской агитации — в рамках исполнения оперативного приказа НКВД СССР № 00447 от 30 июля 1937 года, по которому в Калининской области предписывалось расстрелять не менее тысячи человек.

На вопрос следователя: «Скажите, какую проводил к[онтрреволюционную] деятельность среди населения, подтвердите следствию» — священномученик ответил: «Я, Твердовский, среди населения к[онтрреволюционную] деятельность не проводил. Больше дополнить ничего не могу». Отец Михаил, невзирая на показания трех «свидетелей», написанные как под копирку, и в дальнейшем продолжал стоять на своей невиновности перед законом.

Тем не менее в тот же день было составлено обвинительное заключение, в котором говорилось: «следствием установлено, что Твердовский Михаил Константинович среди крестьян проводит контрреволюционную деятельность, что подтверждается свидетельскими показаниями. Допрошенный в качестве обвиняемого… в предъявленном ему обвинении виновным себя не признал, но свидетельскими показаниями его к[онтрреволюционная] деятельность подтверждена». Следственное дело было направлено на рассмотрение тройки УГБ УНКВД по Калининской области.

15 октября 1937 года тройкой при УНКВД по Калининской области священник Михаил Твердовский был приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 17 октября 1937 года в поселке Максатиха. Приговор был приведен в исполнение в час ночи.

Священномученик Михаил реабилитирован 1 июня 1989 года Тверской областной прокуратурой.

20 августа 2000 года, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, иерей Михаил Твердовский был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Память священномученика было определено совершать в день его мученической кончины — 4/17 октября — и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В завершение скажем несколько слов о судьбе родных братьев священномученика. Старший брат Петр Константинович окончил Саратовскую семинарию, принял священный сан и всю жизнь служил в глубинке, на сельских приходах. В 1929 году был осужден и отправлен в ссылку в Северный край. По возвращении из ссылки работал на Саратовской селекционной опытной станции. Вторично был арестован в ноябре 1937 года. Расстрелян 4 декабря того же года на территории Воскресенского кладбища, точное место неизвестно. Вдова отца Петра Анна Николаевна, в девичестве Волконская, осталась с шестью детьми. Священник Петр Твердовский был реабилитирован по обоим делам в 1989 году.

Младший из братьев — Николай Константинович Твердовский — также окончил Петровское духовное училище и Саратовскую духовную семинарию. Служил надзирателем в Вольском духовном училище, затем, по рукоположении, — священником на сельских приходах и законоучителем в школах. Был арестован в сентябре 1937 года в селе Сосновка Сердобского района Саратовской области (ныне Пензенской области). Его обвинили в антисоветской агитации, в «организации из числа церковников антисоветской группы, проведении нелегальных сборищ». Священник Николай Твердовский был расстрелян 25 декабря (по другим данным — 19 октября) 1937 года. Реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР от 16 января 1989 года.

Судьба трех братьев-мучеников — неопровержимое свидетельство и тех жертв, которые понесла наша Церковь в страшные годы безбожной тирании, и того невиданного преступления, которое было совершено властью.