«Все начинается с ожидания. Молитвенного ожидания чуда. […] А затем из алтаря до благоговейно притихшей перед лицом наступающего чуда вселенной доносится пение. Напев поначалу звучит очень тихо, потом все яснее и настойчивей: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". И вот уже мягко и торжественно отверзаются царские врата, из полутьмы алтаря выступает мерцающий свет свечей и выплывает клубящийся туман кадильного дыма: начинается крестный ход — путешествие навстречу пасхальной радости». С этих трогательных и волнующих строк начинается сборник-антология святоотеческих проповедей «Пасха — Воскресение Христово» из серии «Святые отцы. Богословие церковных праздников».
Автором-составителем этого сборника, как и всей серии, является Петр Юрьевич Малков — кандидат богословия, член Синодальной библейско-богословской комиссии, патролог, заведующий кафедрой теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия включает в себя гомилии — слова и проповеди на двунадесятые праздники, принадлежащие святым отцам разных традиций и эпох — византийским, латинским и русским. Среди них — святители Иоанн Златоуст, Лев Великий, Григорий Богослов, Кирилл Туровский, Лука (Войно-Ясенецкий), праведный Иоанн Кронштадтский.
Каждый сборник открывает вводная статья П.?Ю.?Малкова, в которой он раскрывает «богословские и нравственные особенности святоотеческого учения о праздниках», приводит сведения из биографий святых отцов и дает краткий исторический экскурс.
В сборнике, посвященном Пасхе, во вводной статье автор-составитель останавливается на следующих вопросах: христианская Пасха — ее связь с событиями священной истории Ветхого Завета; святые отцы о величии Пасхи; Ветхий и Новый Завет: от Пасхи к Пасхе; Боговоплощение как начало Спасения и путь к Пасхе — в святоотеческом учении; Пасха Христова — духовное воскресение христианина. В понятной и доступной форме, опираясь на святоотеческие труды, Петр Юрьевич раскрывает порой сложные для понимания догматические вопросы. В каждом его слове чувствуется любовь к Воскресшему Спасителю и та самая пасхальная радость, о которой ликуют святые отцы Церкви.
Но все это лишь подготовка к главному — к пониманию святоотеческой духовной мудрости, собранной в этом издании. Последуем призыву святителя Игнатия (Брянчанинова), который писал: «Пройдем к Богу по стезе узкой послушания Церкви и святым отцам». Ныне благодаря собранным в этой книге словам и проповедям у нас, христиан XXI века, есть замечательная возможность сверить свои переживания праздника Пасхи с многовековым опытом Церкви.
В аннотации к серии справедливо замечено, что «хорошо начинать знакомство с наследием святых отцов через их слова и мысли о праздниках — ведь это настоящее живое богословие, обращенное к каждому из нас». Обратимся же к фрагментам слов и проповедей святых отцов, посвященных Светлому Христову Воскресению, и разделим вместе с ними великую пасхальную радость.
Святитель Епифаний Кипрский (ок. 310–403): «Ныне прекращен плач смертных и воссиял свет Воскресения — знак высшей Божией любви к нам. Ныне смерть, которой должен был подвергнуться человек, Христос разрушил Своей смертью, представив в цену искупления: за душу — душу Свою, за тело — Тело Свое, за человека — Человека, за смерть — смерть. Какой праведник когда-либо умирал добровольно за неправедных, или отец за сына, или сын за отца? Но Господь сделал это за нас. Он не только создал нас во Адаме, но еще возродил духом в Своем страдании».
Святитель Амвросий Медиоланский (ок. 340–397): «Молю же и я вас, братие, да празднуете Пасху достойно ее значения, совершая сообразное прехождение: грешники да празднуют Пасху, преходя от греховной жизни к добродетельной; мнящиися же быти праведники совершенни (см.: Флп.? 3, 15) да празднуют ее, преходя от праведности своей к большей праведности, от совершенства к совершенству,?— так чтобы никто из вас не оставался без прехождения на лучшее и от лучшего еще и еще к лучшему…».
Святитель Прокл Константинопольский (ок. 390–446): «Неизреченно к нам Христово человеколюбие и обогатило многими дарами Его Церковь. Великий в совете и сильный в делах (Иер. 32, 19) искупил нас от клятвы закона (Гал. 3, 13), избавил природу от древнего рукописания. Восторжествовал на древе над тем, кто запял через древо. Притупил жало страшной смерти. Обветшавших от греха обновил не огнем, а водой. Показал вратами Воскресения тридневный гроб. Отчужденных жительства Израильского согражданами святых и домочадцами показал. С чуждыми заветов обетования вступил в теснейшее общение посредством небесных таинств. Не имеющим надежды залог спасения — Духа даровал. Безбожных в мире (ср.: Еф. 2, 12) соделал храмами Троицы. Бывших некогда далече, не местом, но нравом, не расстоянием, но волею, не страною (местом), но богопочитанием, вблизи сотворил, через спасительный Крест убивающих обнял, поистине по слову пророка: Кто слыша сицевое, и кто виде сице? (Ис. 66, 8)».
Преподобный Симеон Новый Богослов (ок. 949–1022): «Пришла Пасха, радостный день Воскресения Христова, вина всякого радования, посещающая нас однажды в год, а для тех, которые понимают таинство Воскресения, бывающая каждодневно и даже непрерывно,?— пришла и исполнила сердца наши всяким веселием и неизъяснимым утешением не тем только, что прекратила труд всечестного поста, но паче тем, что явила души наши усовершившимися тем трудом, и призвала всех верных к упокоению и благодарению…».
Святитель Кирилл Туровский (1130–1182): «А мы, братие, видев Воскресение Христово, поклонимся Ему и воскликнем: "Ты Бог наш, и кроме Тебя иного не знаем. Человече видимый и Боже разумеваемый!" Вся земля да поклонится и да поет Тебе: "Помилуй нас, Господи, верующих в Тебя! Тебе молимся и умиляемся. Очисти грехи наши, отпусти долги душам нашим, славящим Тебя! Ныне Тебе, за нас пострадавшему и смерть принявшему, раболепно служим. Вчера с разбойником мы сраспинались Тебе, а ныне совоскресли с Тобою! Вчера с Лонгином взывали: 'Воистину Сын Божий еси Ты!' А ныне со ангелами говорим: 'Воистину Христос воскресе!' Вчера с Никодимом со креста снимали Тебя, ныне с Магдалиною видим Тебя воскресшего. Вчера с Иосифом полагали Тебя во гроб, ныне же, подобно Марии, слышим от Тебя радостные слова: Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28,?10). И вот ныне, как в Галилею, собравшись в сию святую церковь, мы веселимся и говорим: 'Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь'. Яко твое есть Царство, Христе, и слава, со Отцем и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков"».
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский (1877–1961): «Что может лучше убедить людей в этом изумительном чуде — Воскресении Господа Иисуса Христа,?— как не смерть Его? Неужели кто-нибудь смеет думать, что Святейший святых, Величайший Чудотворец и Учитель, Какого никогда не видел мир, стоявший неизмеримо выше прочих учителей, в Котором, по словам апостола, не было никакого греха (1 Пет.?2, 22),?— Сын Божий мог быть навеки поглощен темной смертью? Если бы Он не воскрес, то в душах наших умерла бы вера в святую любовь и вечную правду».
Святитель Филарет Московский (1782–1867): «Радость же о Воскресении Господа нашего да введет во всех нас и силу Воскресения Его живоносную и спасительную. Ибо радость Господня, сия есть сила наша (Неем. 8, 10)».
Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 5 (16), май 2024 г.