Наступил светлый праздник Рождества, и самое время вспомнить старый добрый жанр святочного рассказа. Сегодня на нашей книжной полке — «Рождественские повести» классика английской и мировой литературы Чарльза Диккенса.
Над этим произведением Диккенс работал с 1843 по 1848 год. Цикл состоит из пяти повестей, каждая из которых выходила под Рождество. Но, как писал сам Диккенс, ему было не так важно, чтобы действие произведения разворачивалось под Рождество: он хотел написать такие истории, которые можно читать в семейном кругу в рождественский вечер. Поэтому собственно Рождеству посвящены лишь первая и последняя, во второй действие происходит на Святки, в третьей ни Рождество, ни Святки не упомянуты вовсе, в четвертой праздник дан лишь как эпизод. Но все повести пронизаны христианским духом, как и другие произведения Диккенса — одного из самых христианских писателей в мировой литературе.
* * *
Первая и наиболее знаменитая — «Рождественская песнь в прозе». Она стала самым популярным произведением о Рождестве как в Англии, так и за ее пределами. Действие начинается в сочельник. Главный герой повести — мрачный человеконенавистник и скряга Эбинизер Скрудж. Предстоящий праздник не вызывает у него радости; наоборот, он злобно ругает тех, кто намерен весело отпраздновать Рождество. Всё меняет рождественская ночь: Скрудж во сне встречается с призраком своего покойного компаньона Джейкоба Марли, и тот предупреждает Скруджа о ждущей его незавидной посмертной участи. Затем Скруджа посещают Святочный Дух Прошлых Лет, Дух Нынешних Святок и Дух Будущих Святок; последний предсказывает Скруджу, что если он не исправится, то на будущие Святки умрет. Впечатленный этими встречами и грозным предупреждением, Скрудж просыпается другим человеком, становится добрым, щедрым, отзывчивым.
В 2009 году американский режиссер Роберт Земекис снял по «Рождественской песни» анимационный фильм «Рождественская история», ставший очень популярным. Но просмотр фильма не заменит удовольствия от чтения текста самого английского классика: в экранизации, на мой взгляд, утрачена такая особенность прозы Диккенса, как его неподражаемый юмор, проявляющийся в основном в авторской речи.
* * *
Вторая повесть цикла — «Колокола. Рассказ о Духах церковных часов». Главные герои — бедняк Тоби Вэк, работающий рассыльным, его дочь красавица Мэг и жених Мэг кузнец Ричард. Рабочее место Тоби находится рядом с колокольней собора. Как и в «Рождественской песни», в «Колоколах» весьма значимы социальные мотивы: страдания бедных людей и бездушное отношение к ним богачей и власть имущих, изображенных в повести остро сатирически. Это самая трагичная повесть цикла. По-настоящему праздничной и веселой является лишь концовка. Накануне Нового года Тоби узнает, что на следующий день Мэг и Ричард обвенчаются. Но Тоби не до конца разделяет радость молодых людей, его терзают сомнения: он только что прочел в газете статью о том, что бедняки погрязли в пороках, мешают прогрессу и их следует упразднить; если так, то стоит ли им вообще вступать в брак и продолжать свой род?
Мэг и Ричард приносят Тоби обед. К ним подходят богатые бездельники, одному из которых, олдермену (судье) Кьюту, нужно отправить письмо с рассыльным; попутно он решает поупражняться в демагогии и от нечего делать пугает бедняков всякими ужасами: Ричарду внушает, что жена состарится намного раньше, чем он, и ему придется жить со старухой, Мэг — что муж ее либо бросит, либо безвременно умрет, и она самостоятельно не сможет прокормить детей. Тоби с ужасом слушает эти прогнозы и ночью уходит на колокольню, чтобы послушать, что предскажут колокола (он верит в то, что они с ним беседуют). Тоби срывается с колокольни и разбивается насмерть. Когда он вновь осознает себя, оказалось, прошло девять лет. Уже призраком он беседует с духами колоколов, которые упрекают его в грешных мыслях о бедняках и в недоверии к Богу. Тоби видит, как страшно складываются судьбы любимых им людей, поверивших обещаниям злого Кьюта, видит, как они гибнут в нищете и отчаянии. Он в ужасе плачет, но вдруг просыпается в своей постели: всё это было страшным сном, а веселые и счастливые молодые готовятся к свадьбе, которой и завершается повесть. Обнадеживающий финал — словно напоминание о том, что святочные дни особенные, это время чудес и исполнения желаний.
* * *
Третья повесть — «Сверчок за очагом. Сказка о семейном счастье». Возчик Джон Пирибингл живет с женой Мэри, которую он ласково называет Крошка, и младенцем сыном в своем доме, который охраняет сверчок, добрый «дух» домашнего очага. Их семейному счастью не мешает даже большая разница в возрасте между супругами. Но однажды всё изменится: Джон привозит в дом странного старика, которого подобрал на дороге. Старик оказывается вовсе не стариком, а загримированным красивым молодым человеком, и Джон застает свою жену за какимто секретным разговором с ним. Неужели Крошка изменила любимому мужу? Напряжение нарастает…
Параллельно развиваются другие сюжетные линии: жизнь Калеба Пламмера — бедного ремесленника, его слепой дочери Берты и подруги Берты Мэй. Красавицу Мэй, вопреки ее воле, мать хочет выдать замуж за старого злобного богача, мизантропа Теклтона, чемто напоминающего Скруджа из первой повести, но в дело вмешивается третья подруга — та самая Крошка. В итоге всё будет хорошо, даже Теклтон, подобно Скруджу, переменится к лучшему. А счастливый финал — неизбежный атрибут самого жанра, о котором идет речь.
* * *
Четвертая повесть — «Битва жизни. Повесть о любви». У вдовца доктора Джедлера две очаровательные дочери, Грейс и Мэрьон. В доме живет также его подопечный, молодой человек по имени Элфред. Когда приходит время, Элфред, по завещанию своего покойного отца, должен на три года уехать за границу, чтобы завершить образование. Он уезжает, помолвленный с Мэрьон. Но три года спустя, в день его возвращения, во время рождественского бала невеста Элфреда убегает из дома с красавцем соседом Майклом Уордном. Как такое могло случиться, как добрая и порядочная девушка могла опозорить свою семью и причинить такую боль жениху, которого знала с детства? Финал, как всегда у Диккенса, будет неожиданным.
* * *
Пятая, заключительная повесть цикла — «Одержимый, или Сделка с призраком». Известный ученый-химик по фамилии Редлоу живет при колледже, в котором преподает. Его жизнь одинока и безрадостна: когдато была любимая сестра, была невеста, с которой он собирался прожить жизнь, но все планы рухнули, всё было потеряно из-за предательства ближайшего друга. Боль утрат с тех пор не оставляет Редлоу, он постоянно вспоминает прошлое…
К Редлоу является призрак — его двойник, который предлагает сделку: сохранив в памяти все свои научные познания, измученный печальными воспоминаниями страдалец утратит только их. Редлоу соглашается, и вскоре с ужасом понимает, в какую страшную ловушку он попал: утратив память, он утратил способность сочувствовать и сопереживать несчастьям других людей, утратил важнейшие качества человеческой души. Более того — все те, с кем он соприкасается, словно заражаются от него этим свойством, он буквально плодит вокруг себя нравственных монстров. Но в рождественские дни всё должно кончиться хорошо: Редлоу сумеет возвратить призраку его страшный дар, снова станет человеком, обретет способность страдать и любить.
Жанр рождественского рассказа… Пусть немного наивный по нынешним временам, он всё же никогда не выйдет из моды: ведь, глядя на сияющую елку и вспоминая о главном чуде мировой истории, мы все, независимо от возраста, хоть чуточку на время становимся благодарными и доверчивыми детьми.
Газета «Православная вера», № 24, 2020 г.