Пост позади, Страстная седмица зовет нас к созерцанию Крестной жертвы Спасителя, а грядущий праздник Пасхи заставляет замирать от осознания величия любви Божией к нам. В такие минуты невольно думаешь о том, насколько естественно в свете этой Христовой любви, которую Он явил миру, быть милосердным, насколько естественно постараться согреть своим вниманием и любовью тех, кто страждет, кто чем-то обделен. Самое простое, что можно сделать — подать милостыню просящему на улице. А вдруг он обманщик, или алкоголик? Может лучше не потакать его греху, давая на него деньги? Искала ответы на эти вопросы наш автор Евгения Новосельцева.
Каждый из нас не раз попадал в ситуацию сомнения, проходя мимо просящих милостыню людей. У меня в такие минуты в голове проходят мучительные внутренние конфликты: «подать — не подать?». И столько раз уже все мы слышали о таком бизнесе «профессиональных» нищих… Но все равно, когда я прохожу мимо этих несчастных людей, кто бы ни был просящий, сердце сжимается от жалости… Сама ситуация, что они просят что-то, ненормальна. Так не должно быть. И просят-то они наверняка не от хорошей жизни, не так ли?
Вопрос о том, подавать или нет всякому просящему, в определенный момент стал очень важным в моей жизни. Каждый, конечно, сам ищет ответы на подобные вопросы, я не навязываю свою точку зрения, но хочу поделиться своими размышлениями на эту тему: вдруг кому-то покажется полезным.
Многие верующие считают, что подавать нужно с рассуждением, чтобы не причинить человеку вред. И это верно. Как говорится в книге Дидахе (раннехристианском памятнике, содержащем уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи), «милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь». Важно, на что ты даешь эти деньги, чтобы не соучаствовать в грехе человека (случаи, когда человек просит на алкоголь, наркотики и т.д.). С другой стороны — а как ты узнаешь, человек просит на пользу или во вред себе? Как шутил один священник в ответ на мое вопрошание: «и пропойки кушать хотят».
Очень правильно также поступают те, кто дает милостыню не деньгами, а едой. Но не всякий просящий радуется такому варианту, некоторые начинают даже озлобляться. И это тоже верный критерий понимания того, кто и на что у нас просит. В следующий раз можно спокойно пройти мимо…
Хорошо тем, кто имеет силы и способности на служение ближнему и может милостыню давать не деньгами, а добрыми делами, заниматься социальным служением: приходить в детские дома и уделять время детям, ухаживать за пенсионерами, за больными, немощными… Жаль, что я объективно сейчас не имею такой возможности, потому и ищу способы совершить добрые дела материальными способами. И еще очень важный момент — совершать добрые дела не из страха «не спастись», не из желания «искупить грехи», а из потребности чистого сердца… Порой честно ловлю себя на том, что мое добро неискренне и фальшиво… И как же хочется быть не рабом, не наемником, а дочерью Бога, которая творит добро потому, что иначе не может, как не может птица не летать!
Для моей совести определяющими стали слова: «просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5, 41-42). Если ты не знаешь наверняка, что человек просит во зло, то, думаю, есть смысл подать. Моя нецерковная, но интересующаяся Православием подруга рассказывала, что дает всегда: человеку нужнее, от тебя не уйдет, а рассуждать, на добро или нет — это уже суд. И я полностью согласна! Для меня это стало некоторым ориентиром, когда я искала ответ на вопрос о милостыне. Потому что как бы ни казался мне непривлекательным человек, как бы я ни думала: «а вдруг во зло?» — все равно, когда проходила мимо, в душе поднималась волна протеста против своего поступка: «не должно быть так, неправильно поступаю, нужно быть милосерднее».
В Священном Писании есть такие страшные слова: «суд без милости не оказавшему милости», ведь «милость превозносится над судом» (Иак.2:13). В Евангелии яркой иллюстрацией на эту тему для меня стала беседа Иисуса Христа с женщиной, которую обвиняли в прелюбодеянии и та милость, с которой относится Господь к грешникам: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин.8:7).
Помню, как Святейший Патриарх Кирилл рассказывал, что очень часто люди, которые просили во грех себе, видя сострадание и милосердие подающих, каялись и больше не возвращались к такому способу приобретения денег.
Я часто вспоминаю о красоте милосердия, но, увы, не так часто живу в соответствии с этой добродетелью. Но, по крайней мере, знаю направление своего движения. Пост, готовящий нас к празднику Пасхи, подходит к концу, а я вновь и вновь прибегаю к словам пророка Исаии о постном труде, которые подойдут на всякое время жизни христианина, если он желает уподобиться своему Божественному Учителю: «разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис.58: 6-11).
***
По данным нашего опроса на улицах города, не все, стоящие с протянутой рукой, являются в полном смысле этого слова нищими. То есть у них есть дом, есть пенсия (возрастная или по нетрудоспособности), есть даже родственники. Но очевидно, раз они выходят на улицу просить подаяния, то значит, этот их доход находится за пределами необходимого прожиточного минимума. Одна бабушка собирает таким образом средства, чтобы оплатить счета за ЖКУ, другая копит внучкам на сапожки. Могли бы они пойти работать вместо того, чтобы сидеть целый день на холодном ветру, морозе или зное? Наверное, устроиться вахтером, уборщицей, билетершей, гардеробщицей не так сложно — то и дело натыкаешься на подобные вакансии. Но то ли у них не хватает догадки, то ли здоровья, то ли чего еще, только выбирают они местом дохода улицу и стоят в любую погоду, скромно протягивая ладонь к прохожим. Наше ли дело рассуждать? А может просто стоит вспомнить евангельскую притчу о Страшном суде: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Ев. от Матфея: 25, 41-46).