Лет десять-пятнадцать назад в православных СМИ кипели жаркие дискуссии о том, нужен ли христианину психолог. Совместимы ли христианское вероучение и психология? Не рискует ли христианин, увлекшийся психологией, отпасть от Бога? Сегодня психологи, работающие при храмах, уже не редкость, программы таких масштабных церковных форумов, как Рождественские чтения, зачастую включают блоки, посвященные психологии, а священники намного смелее предлагают пасомым обратиться за помощью к психологу, если видят в этом необходимость. В Саратовской епархии консультативная психологическая помощь оказывается на постоянной основе уже несколько лет. Ниже мы расскажем о том, на каких принципах строится психологическая работа в епархиальных структурах и на приходах, с какими запросами к специалистам обращаются люди, кто выбрал для себя это служение как исполнение заповеди о любви к ближним и как психология может помочь в духовном росте.
Ответственность перед Богом
«Мне Вас рекомендовали как православного психолога», — с такой фразы чаще всего начинается диалог с потенциальным клиентом. Хотя это словосочетание в профессиональной среде считается не совсем корректным, оно закрепилось в обиходе, поэтому мы тоже будем его употреблять. Так кто же такой православный психолог? В чем его отличие от светского? С какими запросами к нему можно обратиться?
«Православный педагог, православный врач, православный продавец, православный плотник… Стоит ли придавать профессии религиозный оттенок? — рассуждает Анастасия Мальцева, педагог-психолог Покровской православной классической гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова. — Ведь специалист, каким бы делом он ни занимался, может быть православным человеком. Однако на сегодняшний день, когда в мире полным-полно различных сомнительных течений, направлений в области психологии, словосочетание “православный психолог” в некотором смысле говорит о качестве оказываемой помощи, о подходе к человеку, к его воле, к его душевному и духовному состоянию. На мой взгляд, не каждый верующий человек с психологическим образованием может именовать себя православным психологом. Православный психолог — это профессиональный психолог со зрелым православным мировоззрением, который видит взаимосвязь психологических и духовных проблем и подбирает соответствующие методы работы, опираясь на достижения современной психологии, христианскую философию и богословие, а также на богатейшее наследие святоотеческого аскетического опыта и православной антропологии».
Психолог Екатерина Стукалина, волонтер содружества православных психологов «Душепопечение», действующего в Саратовской епархии, считает, что для человека выбор психолога всегда взаимосвязан с его собственными ценностями и ценностями специалиста. «Если они совпадают, то будет хороший контакт и дальнейшая совместная продуктивная работа. Когда специалист обозначает себя как православный психолог, это во многом облегчает клиенту выбор, потому что дает надежду, что он будет понят в его переживаниях, в том числе и связанных с религиозностью.
И в этом смысле православный психолог — это человек со своими ценностями, с глубокой верой в Бога, с принципом медицинской этики “не навреди” и с пониманием того, что за каждое слово, сказанное клиенту, он отвечает перед Богом».
«Я избегаю термина “православный психолог”, — признаётся игумен Нектарий (Морозов), психолог, руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Саратовской епархии и председатель фонда социальной поддержки «Хорошие люди». — В начале 90-х годов прошлого века появилось такое явление, как православная поэзия. На мой взгляд, поэт может быть православным человеком, а вот поэзия православной быть не может. Поэзия может быть хорошей или плохой, а именуя ее православной, человек очень часто пытается компенсировать недостаток поэтического таланта. Так и в психологии — психолог может пытаться компенсировать “православностью” недостаток профессиональных знаний и опыта. Психологией нельзя подменить аскетику — и наоборот. На сегодняшний день христианская психология как отдельное направление в науке еще не сформировалась. Хотя сама по себе психология имеет христианские корни, сегодня это то, что находится вне конкретной религиозной практики, вне конфессий. И на мой взгляд, лучше бы так и оставалось, как не надо делать христианской биологию или физику».
Отец Нектарий рекомендует искать не школу, подход или направление в психологии, а специалиста, у которого в центре внимания был бы сам человек: «Основная работа должна быть сопряжена с определением цели, обретением свободы, с тем, чтобы разобраться в самом себе, убрав шаблоны. Это то, чего в психологии в первую очередь надо искать». Он считает, что огромную ошибку совершают те священники и миряне, которые отрицают психологию как таковую, и в то же время предостерегает, что не меньшей ошибкой для верующего человека будет обращаться к психологам, которые являются откровенными безбожниками. «Если ты пытаешься жить по Евангелию и сталкиваешься с какими-то непреодолимыми трудностями, то не стоит искать их разрешения в советах людей, совершенно не принимающих твоей системы ценностей, — ничего хорошего из этого не получится».
Священник Алексий Стрижов, клирик соборного храма святителя Спиридона Тримифунтского г. Саратова, психолог, волонтер содружества православных психологов «Душепопечение», тоже считает, что разница между психологом светским и православным — в подходе к человеку, в мировоззрении и ценностях. «Например, светский психолог, далекий от Церкви, может советовать для достижения состояния душевного комфорта совершить то, что человек православный считает грехом, недопустимым в своей картине мира. Православный психолог не рассматривает своего клиента как объект, биологическое существо, для него человек — в первую очередь образ и подобие Божие, существо, стоящее не выше всех животных, а совершенно отдельно от них. Соответственно, и высшие смыслы работы с клиентом совершенно другие: не решение сиюминутных психологических проблем, а восстановление целостности человека в гармонии духа, души и тела».
«Православный психолог отличается от обычного тем, что имеет опыт общения с Богом в молитве, придерживается христианских заповедей, участвует в таинствах Исповеди и Причастия, постится и делает дела милосердия по мере своих сил, а значит, сам врачуется духовно», — добавляет психолог Татьяна Дубина, волонтер содружества православных психологов «Душепопечение».
С какими же запросами чаще всего приходят к православным психологам? Спектр их весьма велик. Тревожные расстройства, посттравматические стрессовые расстройства, проблемы в семье, в отношениях с родителями и детьми, в общении с другими людьми, депрессии, кризисы, заниженная самооценка, травмирующий опыт, трудности в профессиональном и жизненном самоопределении, эмоциональное выгорание, отсутствие радости — словом, все то, что не дает человеку жить в гармонии с собой и окружающими людьми.
«Каким бы ни был запрос, к психологу стоит приходить с желанием разобраться в самом себе и с решимостью себе помочь. Ведь у психолога, даже у православного, нет волшебной палочки, и одним взмахом руки вашу проблему не разрешит даже самый титулованный специалист, — говорит Анастасия Мальцева. — Нужно быть внимательным к себе, готовым трудиться над собой. Самопознание трактуется святыми отцами как наука из наук. В сотворчестве с грамотным специалистом человек может преодолеть многие трудности».
«Переживания верующих людей часто связаны с их представлениями о том, что правильно или неправильно, — добавляет Екатерина Стукалина. — Человека мучает, что он не соответствует каким-то стереотипам — например, тому, что православный человек должен быть идеальным. А если это не так, то это очень стыдно, и раскрывать свои теневые стороны очень страшно. И человек загоняет себя в угол переживаниями своего несовершенства, а православный психолог как никто другой их понимает, потому что сам, вполне возможно, прошел через это. У каждого из нас есть свои травмы и страхи, и психолог помогает прожить что-то, что не было прожито, и найти внутренние ресурсы для того, чтобы жить полноценной жизнью, найти в себе опору для изменений».
Довольно часто к православным психологам приходят люди по рекомендации священников. Те, кто работает с такими клиентами, говорят, что их радует доверие духовенства и то, что на психологов в Церкви перестали смотреть как на чужеродный, а то и вредный элемент. Ведь это открывает возможности соработничества пастырей и психологов в деле душепопечения.
«Проблемы, связанные с психикой человека — той ее частью, которая ближе к животному миру, — имеют все большее распространение в наше непростое время, — отмечает священник Алексий Стрижов. — И люди спешат с этим к священнику, в церковь. Может, от того, что не знают, куда еще с этим можно пойти, может — от того, что Церковь обладает авторитетом, ее видят лечебницей душ и телес, местом, где непременно выслушают, помогут, пожалеют, подскажут… И во многом это действительно так, но зачастую священник бывает крайне загружен, его основные задачи — богослужение, совершение таинств, духовное руководство, научение основам веры, заповедям Божиим. Поэтому когда таинство Исповеди используют для того, чтобы поговорить о житейском, выговориться, пожаловаться и получить совет, не относящийся к духовной жизни, или же если пастырь сам видит, что проблема человека носит характер прежде всего психологический, священник вправе направить человека к психологу. Но понятно, что не абы к какому, а к тому, которого знает и которому доверяет лично. Точно так же священник может направить человека к врачу, если видит, что проблема медицинского характера. И хорошо, если для таких случаев на приходе есть свой психолог. В идеале этот психолог должен быть активным прихожанином данного храма, и оказание помощи братьям и сестрам во Христе должно являться для него в первую очередь не методом обогащения, а способом служения людям, Церкви. Важно при этом разграничивать области ответственности: каждый — психолог и пастырь — должен заниматься своим делом. И если к психологу со своими проблемами обращается человек не очень религиозный, далекий пока от регулярного и глубокого участия в жизни Церкви, то конечная цель этих консультаций — поставить такого человека перед Богом, подготовить его к осознанному участию в церковных таинствах.
«В процессе терапии я стараюсь постоянно помнить, что в этот момент мы вместе с клиентом находимся перед Богом, — говорит Светлана Попенко, волонтер содружества православных психологов «Душепопечение». — И свою задачу вижу в том, чтобы в этот сложный для человека момент жизни идти рядом с ним, разделить с ним бремя его душевных переживаний, с которыми он в одиночку не справляется. Не редкость, что в процессе терапии у человека появляются вопросы о духовной жизни, и порой разговор приобретает оттенок катехизаторской беседы. Я не избегаю этих тем, если у человека есть интерес. Зачастую невоцерковленные люди стесняются или даже боятся подойти с вопросом к священнику, и православный психолог может стать для такого человека в каком-то смысле проводником в церковную жизнь».
«Мы опираемся в работе на те направления психологии, в которых учитывается духовная составляющая человека, а значит, не нарушается свобода, данная человеку Богом. Поэтому такие техники, как внушение, гипноз, для нас неприемлемы, — добавляет Екатерина Стукалина. — Православный психолог при работе с клиентом всегда задает себе вопрос: куда и к кому могут направить человека его методы — к Богу или в противоположном направлении».
А может ли психолог увести человека от Бога, из Церкви? К сожалению, такое бывает, и людям, которые выбирают специалиста, желательно не терять бдительности, прислушиваться к внутреннему голосу разума, который подскажет, что психологические консультации перестали быть душеполезными.
«У меня был случай, когда я еще учился в семинарии. У знакомой была проблема психологического характера, — вспоминает священник Алексий Стрижов. — Я направил ее к психологу, которую знал по учебе в университете (первое образование у отца Алексия — психологический факультет СГУ. — Прим. авт.). Но я ничего не знал о методах ее работы. Так вот, эта женщина психолог начала вести мою знакомую в противоположную от Церкви сторону, убеждая в том, что можно стать вполне счастливым и состоявшимся человеком без религиозной жизни, без таинств. Хорошо, что знакомая после первого посещения поняла, что дальше им не по пути. По сути вместо духовной жизни психолог предложила человеку некие психологические практики и даже больше — свою картину мира. Это совершенно недопустимо с точки зрения профессиональной этики. Православный психолог никогда не предложит клиенту вместо молитвы — аффирмации, вместо покаяния — психоанализ».
«Сегодня в сфере практической психологии мы видим обилие практик и подходов, которые уводят человека не только от Бога, от Церкви, но даже от семьи и близких, — считает Анастасия Мальцева. — Амбициозные недоучки, считающие себя вправе вторгаться в душу другого человека, оказывать влияние на него, манипулировать им, своими действиями наносят порой непоправимый вред людям, которые доверяют им свои сокровенные переживания и денежные сбережения. В некоторых случаях псевдопсихолог становится центральной фигурой в жизни клиента и определяет все его последующие действия. Нужно быть очень вдумчивым при выборе специалиста, не снимать с себя ответственности за те решения, которые принимаются в ходе взаимодействия. Помнить, что это наша жизнь, и решения принимаем мы».
Игумен Нектарий считает, что «увести от Бога» психолог может только того человека, который в Церкви искал не Самого Бога, а некое «место силы», где он получит желаемые блага.
«Если человек пришел к Богу не ради личного общения с Ним, жизни с Ним, а за какими-то мирскими благами, тогда, получив от психолога успокоение, он может сказать: мне этого довольно, зачем мне еще Церковь? Но если человек искренне искал именно Бога, испытывал жажду богообщения, нашел Его, испытал сладость жизни со Христом, никакие психологи его от этого не уведут. Наоборот, такому человеку психология поможет еще глубже познать Бога, ведь чем лучше человек узнает себя, тем больше он открывает Господа. И наоборот, чем меньше человек о себе знает, тем труднее и запутаннее его жизнь. Он словно путник, который бредет через какие-то дебри, постоянно спотыкаясь и падая».
Так чем же психология может помочь верующему человеку, который уже приобщился к такому богатейшему наследию, как труды святых отцов?
«У верующего, церковного человека тоже может быть масса психологических проблем, барьеров, блоков, мешающих ему и в обычной жизни, и на пути к Богу, — размышляет игумен Нектарий. — И это все не имеет прямого отношения к аскетике. Это, к примеру, могут быть последствия тяжелых отношений с родителями. Если у человека были карающие, жесткие родители, которые его унижали, отвергали, обесценивали его достижения, не давали поддержки и чувства безопасности, то такому человеку, пришедшему в Церковь, очень трудно будет поверить, что Бог — милостивый Отец. Ему совершенно невозможно представить и почувствовать, что Бог его любит просто так — безусловно, потому что в процессе его взросления значимыми взрослыми были сформированы определенные убеждения о мире, о людях вокруг, и он эту картину будет и в церковной жизни видеть. И будет он себя в Церкви ощущать последним грешником, достойным только геенны огненной. А если к такому человеку подойдет какой-нибудь псевдостарец и властно скажет: “Делай, как я говорю, и тогда спасешься”, он получит этого человека в полное подчинение. Поэтому психология очень нужна современному христианину, чтобы уйти от собственных ложных представлений.
Можно годами бороться со страстями, не преуспеть в этом и впасть в тяжелейшее уныние — а можно задуматься над тем, как работает твой мозг, и понять, что греховный навык, который тебя изводит, — это некие устойчивые нейронные связи, которые заставляют тебя делать одно и то же, даже когда ты этого не хочешь. И справиться с этим можно, сформировав новый сценарий. И твой мрачный, депрессивный взгляд на жизнь тоже может быть убеждением, сформированным комплексом нейронных связей. И можно противопоставить этому деструктивному убеждению другое — позитивное, приложить усилия, чтобы оно проросло в тебе новыми нейронными связями, и тогда жить станет легче.
Святые отцы были превосходными психологами, в их трудах мы найдем замечательные психологические приемы, помогающие и в духовной жизни, и в житейских делах. Но, к сожалению, современные люди с трудом воспринимают тексты, написанные несколько веков назад, а сегодня в нашей Церкви нет того множества подвижников, которые обладали бы таким уровнем духовной жизни, каким обладали древние святые, и при этом говорили бы с пасомыми на понятном им языке. И потому эту роль приходится отчасти брать на себя психологам».
Если психолог называет себя православным, это не значит, что он не будет работать с человеком, далеким от православия, или с представителем другой конфессии.
«Каждый человек во что-то верит. И каждый человек может нуждаться в помощи психолога, — поясняет Анастасия Мальцева. — Вне зависимости от его сегодняшних взглядов, убеждений с ним нужно разговаривать. Нужно искать возможность оказать поддержку. Не стоит отвергать человека, если его представления отличны от наших. Важно искать то, что объединяет людей.
У современного человека в сознании бывает нарушена иерархия ценностей. Нет представления о связи духа, души и тела, и свои телесные, психологические тяготы он никак не связывает с нарушениями в духовной жизни. Мысли и чувства им не осознаются в должной степени, не говоря уже о духовной сфере. Православный психолог стремится выстроить эти взаимосвязи».
Быть рядом, когда страшно
Содружество православных психологов «Душепопечение» было создано в Саратовской епархии в декабре 2022 года по благословению митрополита Саратовского и Вольского Игнатия. В тот момент участники содружества видели своей задачей оказание психологической помощи семьям мобилизованных — женам, матерям, детям. Именно родственники военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции, стали первыми посетителями еженедельных встреч, проводимых содружеством. Два года члены «Душе попечения» проводили групповые занятия для родственников воинов и индивидуальные консультации по запросу.
«Люди, которые к нам приходили, были оглушены и деморализованы внезапностью случившегося, их съедало беспокойство за любимых, мучили кошмары, — вспоминает волонтер содружества Светлана Попенко. — Мы работали с тревожностью, страхами, депрессией, учили приемам быстрой самопомощи при острых эмоциональных всплесках, разбирали, как правильно поддерживать своих родных, ушедших на СВО, как наладить свою жизнь в резко изменившихся условиях. Родственники мобилизованных сетовали, что после того, как их близких призвали на службу, они словно оказались в изоляции, далеко не всё окружение оказалось способным их поддержать, признать их право на переживания. Они часто сталкивались с тем, что коллеги, друзья и даже члены семьи предпочитали не обсуждать тему СВО, старались жить так, словно их это не касается. “Я все время плачу”, — такие признания в те первые месяцы нашей работы были, увы, не редкостью. Наши собрания в «Душепопечении» оказались для этих женщин и мужчин пространством, где они могли в безопасной обстановке выразить свои чувства и переживания, получить поддержку. Радостно, что и спустя время, когда их психологическое состояние стабилизировалось, они продолжают посещать занятия, объясняя, что приходят к нам как в семью, где их принимают и любят».
Но не только родственники воинов приходили в уютную комнату «Душепопечения» в Епархиальном образовательном духовно-просветительском центре на улице Радищева, 24. В 2024 году волонтеры содружества провели цикл лекций для сестер милосердия, которые несут служение в лечебных учреждениях. Были подробно разобраны особенности психологических состояний участников боевых действий, которые находятся в госпиталях, чтобы сестры милосердия знали, с чем могут столкнуться в ходе своего служения.
Чтобы подготовить эти материалы, члены содружества прошли обучение в Институте дополнительного профессионального образования для психологов и психотерапевтов (г. Санкт-Петербург) по программе повышения квалификации «Психологическая помощь прямым и косвенным участникам боевых действий и их родственникам. Основы работы с посттравматическим стрессовым расстройством».
На лекциях сестры милосердия узнали, по каким признакам можно предположить, что у человека развилось ПТСР, как отличать его от других состояний, как понять, в какой именно помощи нуждается пострадавший, когда необходимо привлечь психиатра.
— Мы объясняли, как работает психика человека в ситуациях стресса и после него, что происходит с организмом на физическом уровне, — рассказывает психолог Светлана Попенко. — Познакомили сестер с правилами коммуникации с комбатантами: чего говорить категорически нельзя, а что — желательно и даже необходимо. Рассказали о том, как помочь пришедшему домой воину социализироваться и вернуться к мирной жизни, какие трудности при этом возникают чаще всего и как их преодолевать. Также мы научили сестер милосердия базовым приемам выведения человека из острого приступа тревожности».
С сентября 2024 года волонтеры содружества приступили к реализации просветительского проекта «Азбука психологии». Это цикл лекций для всех желающих, посвященный раскрытию психологических терминов, знание которых может помочь любому человеку в разрешении его психологических проблем.
«На каждом занятии рассматривается один-два термина из области психологии, разбирается, как эти явления психической жизни влияют на самочувствие человека, его взаимодействие с людьми, его профессиональную и личную реализацию, — поясняет Светлана Попенко. — В конце занятия проводится практика, помогающая слушателям закрепить материал. Уроки вызывают большой интерес. Этот проект рассчитан и на весь 2025 год. Групповые занятия в “Душепопечении” бесплатные».
На занятии, посвященном детско-родительским отношениям, которое проводила Анастасия Мальцева, был аншлаг.
«Увидев в новостях на епархиальном сайте сообщение о создании такого сообщества, я удивилась и порадовалась, что такая структура появилась в епархии, и решила узнать, могу ли быть полезна, — вспоминает Анастасия Юрьевна. — Считаю, что очень важно, с Божией помощью, находить в себе силы для тех, кому ты можешь помочь. Было интересно также познакомиться с коллегами, которые разделяют те же ценности. Общение в таком профессиональном содружестве позволяет расширить свои знания, обменяться опытом, приобрести новые практические наработки».
Много положительных отзывов после занятий по арт-терапии, которые проводит Екатерина Стукалина.
«Я выбрала профессию помогающего специалиста, и я вижу, как меняется человек и его жизнь в результате совместной работы — мне от этого радостно, — отмечает она. — Почему я присоединилась к содружеству? Мне сложно об этом рассказывать, потому что это очень личное, скажу лишь, что это то малое, что я могу сделать в благодарность Богу за его Промысл в отношении меня».
Содружество «Душепопечение» продолжает работу, впереди еще много интересных и полезных занятий, на которые может прийти любой желающий.
Встречи проходят во второй и четвертый вторник каждого месяца по адресу: ул. Радищева, 24, 2-й этаж, кабинет 24. Анонсы занятий размещаются в мессенджере Telegram в группе «Гости отдела “Душепопечение”» и в группе сообщества в социальной сети «ВКонтакте» «Душепопечение. Православные психологи».
Спасательный круг
Более трех лет регулярная бесплатная психологическая помощь оказывается саратовцам и в благотворительном центре фонда социальной поддержки «Хорошие люди». Подопечные фонда — это люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Среди них — малоимущие, многодетные, пенсионеры, бездомные, беженцы и погорельцы. Здесь не спрашивают, какого человек вероисповедания: если ему нужна помощь — вещевая, продуктовая, юридическая, психологическая, — ее оказывают.
«Ежегодно в фонде “Хорошие люди” мы в сотрудничестве с отделом социального служения Саратовской епархии проводим для нуждающихся не менее четырехсот бесплатных психологических консультаций, — рассказывает исполнительный директор фонда Мария Ковалева. — Психологические сессии ведут два профессиональных психолога: один из них сейчас — сотрудник фонда, второй — волонтер. Скорее всего, в ближайшее время нам потребуются в команду еще психологи — для оказания психологической помощи нуждающимся, живущим в районах области: планируются выезды и проведение психологических сессий по телефону. Также мы планируем развивать направление кризисной помощи женщинам и детям, столкнувшимся с насилием. Хотим со временем открыть и группы психологической взаимопомощи.
Количество уникальных получателей нашей психологической помощи сейчас — не менее пятидесяти человек в год. В практике фонда консультации направлены на выведение человека из кризисного состояния, на активизацию его жизненных сил, поиск и использование внутренних опор. Мы стараемся, чтобы по итогам психологических сессий у человека было понимание того, куда и как двигаться дальше.
Достичь положительного результата иногда удается за три-четыре встречи с психологом, но порой требуется длительная терапия: регулярные встречи не реже, чем раз в месяц. Длительную терапию мы согласовываем при соблюдении двух условий: если человек готов работать над собой и действительно работает и если мы видим, что встречи с психологом сейчас для него — единственный спасательный круг. В таком случае целью становится постепенное снижение значимости психологической помощи при параллельном создании системы опор. Постепенно человек перестает ощущать себя в одиночестве среди бушующего моря проблем и страхов, и спасательный круг ему больше не требуется, он уже что-то может сам, хотя бы немногое. А еще через некоторое время человек чувствует в себе силы, чтобы двигаться по жизни самостоятельно. Но мы всегда даем нуждающимся понять, что если что-то пойдет не так — мы здесь, мы ждем, мы готовы помочь.
Один из наиболее ярких лично для меня примеров эффективности психологической помощи — это история Елены Макеевой, одной из первых наших подопечных. Елена тяжело болела, у нее были трофические язвы на ногах, часто поднималась высокая температура, а выживать ей приходилось на восемь тысяч пенсии по инвалидности. Благодаря психологическим консультациям она поняла, что имеет право на ошибки, что не может все контролировать, что может изменить себя к лучшему с помощью маленьких, посильных шагов. Около года Елена также была нашим волонтером — хотела быть полезной и находила в этом радость: звонила обратившимся за помощью людям, опрашивала их по вопроснику, фиксировала собранную информацию и делала это очень качественно. Она умерла три года назад и незадолго до смерти написала мне, что несмотря на физические страдания, пожалуй, впервые в жизни чувствует себя счастливой».
Таким образом, психологическая помощь — это не что-то для богатых или для тех, кому нечем заняться, — она для тех, кто решился начать справляться с проблемами стать сильнее, но ощущает необходимость в поддержке. Если говорить о фонде, бесплатные консультации там проводятся именно для людей малоимущих, тех, кто не может самостоятельно оплатить услуги психолога. Осознать нужду в такой помощи и обратиться за ней — не стыдно, а правильно.
Прием психолога «Хороших людей» проходит в Благотворительном центре фонда по адресу ул. Пугачева, 72. Запись по телефону: 8–800– 101–71–09 или через сайт horoshieludi.com, кнопка «Нужна помощь».
Несущие мир
Где верующему человеку найти психолога? Проще всего — в своем храме. Если психолог является прихожанином храма, хорошо знаком настоятелю и духовенству, прихожанин может безбоязненно обратиться к такому специалисту.
Сегодня подобный пример служения приходского психолога можно найти в Георгиевском и Спасском храмах Саратова, где уже несколько лет действует сообщество «Несущие мир», которым руководит психолог Анастасия Грунина. Она же оказывает консультативную помощь прихожанам.
«Сообществу “Несущие мир” — три года, — рассказывает Анастасия. — Изначально оно задумывалось как чисто женское сообщество. Ведь именно женщина несет в семью мир, эмоционально наполняет мужа и детей. От нее зависит “погода в доме”. Но когда к нам стали приходить и мужчины, мы им тоже были рады. На встречах мы разбирали темы, связанные с семейными проблемами. Главная мысль этого курса: если женщина сама по себе счастлива, то счастливы будут и ее близкие. Если же женщина несчастна, то ни замужество, ни рождение ребенка этого не исправят. Напротив, все вокруг нее тоже станут несчастными.
Мы разбирали, чем отличается мужская и женская психика. Эти знания очень важны, потому что женщина иногда требует от мужчины поведения, как от подружки, и удивляется, почему он ее не понимает. От этого в семьях возникают конфликты. Разбирали темы взаимоотношений со старшими родственниками — например, что делать, если свекровь или теща вмешиваются в жизнь молодой семьи. Поднимали темы семейных конфликтов. Почему нельзя кричать на мужчину? Почему мужчины не понимают намеков? Как обсудить спорный вопрос и не поссориться?
В 2025 году у нас появилась новая тема — “Наши дети”. Лекции посвящены половому воспитанию мальчиков и девочек в рамках православного мировоззрения, киберзависимости, подростковому кризису».
Встречи сообщества «Несущие мир» проходят при храме великомученика Георгия Победоносца в поселке Солнечный и при храме Нерукотворного Образа Спасителя в поселке Солнечный-2. Справки по телефону: 8–951–883–99–94.
***
Подведем итог нашему исследованию. Психология в Церкви сегодня является дополнением к пастырским инструментам, если она не вступает в конфликт с аскетикой, с нравственным учением Церкви. Православный психолог помогает верующему человеку понять, чего он на самом деле хочет и как этого достичь, не предавая свои христианские ценности, совершенствуя и развивая таланты, которыми наделил его Создатель.
Историко-публицистический альманах
«Православное Поволжье. Саратовские епархиальные ведомости». 2025 г.