Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Строительство душ
Просмотров: 226     Комментариев: 0

Лет десять-пятнадцать назад в православных СМИ кипели жаркие дискуссии о том, нужен ли христианину психолог. Совместимы ли христианское вероучение и психология? Не рискует ли христианин, увлекшийся психологией, отпасть от Бога? Сегодня психологи, работающие при храмах, уже не редкость, программы таких масштабных церковных форумов, как Рождественские чтения, зачастую включают блоки, посвященные психологии, а священники намного смелее предлагают пасомым обратиться за помощью к психологу, если видят в этом необходимость. В Саратовской епархии консультативная психологическая помощь оказывается на постоянной основе уже несколько лет. Ниже мы расскажем о том, на каких принципах строится психологическая работа в епархиальных структурах и на приходах, с какими запросами к специалистам обращаются люди, кто выбрал для себя это служение как исполнение заповеди о любви к ближним и как психология может помочь в духовном росте.

Ответственность перед Богом

«Мне Вас рекомендовали как православного психолога», — с такой фразы чаще всего начина­ется диалог с потенциальным клиентом. Хотя это словосочетание в профессиональной среде считает­ся не совсем корректным, оно закрепилось в оби­ходе, поэтому мы тоже будем его употреблять. Так кто же такой православный психолог? В чем его отличие от светского? С какими запросами к нему можно обратиться?

«Православный педагог, православный врач, православный продавец, православный плотник… Стоит ли придавать профессии религиозный отте­нок? — рассуждает Анастасия Мальцева, педагог-психолог Покровской православной классиче­ской гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова. — Ведь специа­лист, каким бы делом он ни занимался, может быть православным человеком. Однако на сегод­няшний день, когда в мире полным-полно различ­ных сомнительных течений, направлений в области психологии, словосочетание “православный психо­лог” в некотором смысле говорит о качестве оказы­ваемой помощи, о подходе к человеку, к его воле, к его душевному и духовному состоянию. На мой взгляд, не каждый верующий человек с психологическим образованием может именовать себя православным психологом. Православный психо­лог — это профессиональный психолог со зрелым православным мировоззрением, который видит взаимосвязь психологических и духовных проблем и подбирает соответствующие методы работы, опираясь на достижения современной психологии, христианскую философию и богословие, а также на богатейшее наследие святоотеческого аскетиче­ского опыта и православной антропологии».

Психолог Екатерина Стукалина, волонтер содружества православных психологов «Душепопечение», действующего в Саратовской епархии, считает, что для человека выбор психолога всег­да взаимосвязан с его собственными ценностями и ценностями специалиста. «Если они совпадают, то будет хороший контакт и дальнейшая совмест­ная продуктивная работа. Когда специалист обо­значает себя как православный психолог, это во многом облегчает клиенту выбор, потому что дает надежду, что он будет понят в его пережи­ваниях, в том числе и связанных с религиозностью.

И в этом смысле православный психолог — это человек со своими ценностями, с глубокой верой в Бога, с принципом медицинской этики “не навре­ди” и с пониманием того, что за каждое слово, сказанное клиенту, он отвечает перед Богом».

«Я избегаю термина “православный психо­лог”, — признаётся игумен Нектарий (Морозов), психолог, руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Саратовской епархии и председатель фонда социальной поддержки «Хорошие люди». — В начале 90-х годов прошлого века появилось такое явление, как православная поэзия. На мой взгляд, поэт может быть православным человеком, а вот поэзия православной быть не может. Поэзия может быть хорошей или плохой, а именуя ее пра­вославной, человек очень часто пытается компен­сировать недостаток поэтического таланта. Так и в психологии — психолог может пытаться ком­пенсировать “православностью” недостаток про­фессиональных знаний и опыта. Психологией нель­зя подменить аскетику — и наоборот. На сегод­няшний день христианская психология как отдель­ное направление в науке еще не сформировалась. Хотя сама по себе психология имеет христианские корни, сегодня это то, что находится вне конкретной религиозной практики, вне конфессий. И на мой взгляд, лучше бы так и оставалось, как не надо делать христианской биологию или физику».

Отец Нектарий рекомендует искать не школу, подход или направление в психологии, а специа­листа, у которого в центре внимания был бы сам человек: «Основная работа должна быть сопря­жена с определением цели, обретением свободы, с тем, чтобы разобраться в самом себе, убрав шаблоны. Это то, чего в психологии в первую очередь надо искать». Он считает, что огромную ошибку совершают те священники и миряне, кото­рые отрицают психологию как таковую, и в то же время предостерегает, что не меньшей ошибкой для верующего человека будет обращаться к пси­хологам, которые являются откровенными безбож­никами. «Если ты пытаешься жить по Евангелию и сталкиваешься с какими-то непреодолимы­ми трудностями, то не стоит искать их разрешения в советах людей, совершенно не принимаю­щих твоей системы ценностей, — ничего хорошего из этого не получится».

Священник Алексий Стрижов, клирик собор­ного храма святителя Спиридона Тримифунтского г. Саратова, психолог, волонтер содружества пра­вославных психологов «Душепопечение», тоже считает, что разница между психологом светским и православным — в подходе к человеку, в миро­воззрении и ценностях. «Например, светский психолог, далекий от Церкви, может советовать для достижения состояния душевного комфорта совершить то, что человек православный счита­ет грехом, недопустимым в своей картине мира. Православный психолог не рассматривает своего клиента как объект, биологическое существо, для него человек — в первую очередь образ и подобие Божие, существо, стоящее не выше всех животных, а совершенно отдельно от них. Соответственно, и высшие смыслы работы с клиентом совершенно другие: не решение сиюминутных психологических проблем, а восстановление целостности человека в гармонии духа, души и тела».

«Православный психолог отличается от обыч­ного тем, что имеет опыт общения с Богом в молит­ве, придерживается христианских заповедей, уча­ствует в таинствах Исповеди и Причастия, постит­ся и делает дела милосердия по мере своих сил, а значит, сам врачуется духовно», — добавляет психолог Татьяна Дубина, волонтер содружества православных психологов «Душепопечение».

С какими же запросами чаще всего приходят к православным психологам? Спектр их весьма велик. Тревожные расстройства, посттравматиче­ские стрессовые расстройства, проблемы в семье, в отношениях с родителями и детьми, в общении с другими людьми, депрессии, кризисы, занижен­ная самооценка, травмирующий опыт, трудности в профессиональном и жизненном самоопределе­нии, эмоциональное выгорание, отсутствие радо­сти — словом, все то, что не дает человеку жить в гармонии с собой и окружающими людьми.

«Каким бы ни был запрос, к психологу стоит приходить с желанием разобраться в самом себе и с решимостью себе помочь. Ведь у психолога, даже у православного, нет волшебной палочки, и одним взмахом руки вашу проблему не раз­решит даже самый титулованный специалист, — говорит Анастасия Мальцева. — Нужно быть внимательным к себе, готовым трудиться над собой. Самопознание трактуется святыми отцами как наука из наук. В сотворчестве с грамотным спе­циалистом человек может преодолеть многие трудности».

«Переживания верующих людей часто свя­заны с их представлениями о том, что правиль­но или неправильно, — добавляет Екатерина Стукалина. — Человека мучает, что он не соот­ветствует каким-то стереотипам — например, тому, что православный человек должен быть иде­альным. А если это не так, то это очень стыдно, и раскрывать свои теневые стороны очень страш­но. И человек загоняет себя в угол переживания­ми своего несовершенства, а православный пси­холог как никто другой их понимает, потому что сам, вполне возможно, прошел через это. У каж­дого из нас есть свои травмы и страхи, и психолог помогает прожить что-то, что не было прожи­то, и найти внутренние ресурсы для того, чтобы жить полноценной жизнью, найти в себе опору для изменений».

Довольно часто к православным психологам приходят люди по рекомендации священников. Те, кто работает с такими клиентами, говорят, что их радует доверие духовенства и то, что на психоло­гов в Церкви перестали смотреть как на чужерод­ный, а то и вредный элемент. Ведь это открывает возможности соработничества пастырей и психологов в деле душепопечения.

«Проблемы, связанные с психикой человека — той ее частью, которая ближе к животному миру, — имеют все большее распространение в наше непростое время, — отмечает священник Алексий Стрижов. — И люди спешат с этим к священнику, в церковь. Может, от того, что не знают, куда еще с этим можно пойти, может — от того, что Церковь обладает авторитетом, ее видят лечебницей душ и телес, местом, где непременно выслушают, помо­гут, пожалеют, подскажут… И во многом это дей­ствительно так, но зачастую священник бывает крайне загружен, его основные задачи — богослужение, совершение таинств, духовное руковод­ство, научение основам веры, заповедям Божиим. Поэтому когда таинство Исповеди используют для того, чтобы поговорить о житейском, выгово­риться, пожаловаться и получить совет, не отно­сящийся к духовной жизни, или же если пастырь сам видит, что проблема человека носит характер прежде всего психологический, священник вправе направить человека к психологу. Но понятно, что не абы к какому, а к тому, которого знает и кото­рому доверяет лично. Точно так же священник может направить человека к врачу, если видит, что проблема медицинского характера. И хоро­шо, если для таких случаев на приходе есть свой психолог. В идеале этот психолог должен быть активным прихожанином данного храма, и оказа­ние помощи братьям и сестрам во Христе долж­но являться для него в первую очередь не методом обогащения, а способом служения людям, Церкви. Важно при этом разграничивать области ответ­ственности: каждый — психолог и пастырь — должен заниматься своим делом. И если к психо­логу со своими проблемами обращается человек не очень религиозный, далекий пока от регулярно­го и глубокого участия в жизни Церкви, то конеч­ная цель этих консультаций — поставить такого человека перед Богом, подготовить его к осознан­ному участию в церковных таинствах.

«В процессе терапии я стараюсь постоянно помнить, что в этот момент мы вместе с клиен­том находимся перед Богом, — говорит Светлана Попенко, волонтер содружества православных пси­хологов «Душепопечение». — И свою задачу вижу в том, чтобы в этот сложный для человека момент жизни идти рядом с ним, разделить с ним бремя его душевных переживаний, с которыми он в оди­ночку не справляется. Не редкость, что в процессе терапии у человека появляются вопросы о духов­ной жизни, и порой разговор приобретает отте­нок катехизаторской беседы. Я не избегаю этих тем, если у человека есть интерес. Зачастую невоцерковленные люди стесняются или даже боятся подойти с вопросом к священнику, и православный психолог может стать для такого человека в каком-то смысле проводником в церковную жизнь».

«Мы опираемся в работе на те направле­ния психологии, в которых учитывается духовная составляющая человека, а значит, не нарушается свобода, данная человеку Богом. Поэтому такие техники, как внушение, гипноз, для нас неприем­лемы, — добавляет Екатерина Стукалина. — Православный психолог при работе с клиентом всегда задает себе вопрос: куда и к кому могут направить человека его методы — к Богу или в противоположном направлении».

А может ли психолог увести человека от Бога, из Церкви? К сожалению, такое бывает, и людям, которые выбирают специалиста, желательно не терять бдительности, прислушиваться к внутреннему голосу разума, который подскажет, что психологические консультации перестали быть душеполезными.

«У меня был случай, когда я еще учился в семинарии. У знакомой была проблема психо­логического характера, — вспоминает священник Алексий Стрижов. — Я направил ее к психоло­гу, которую знал по учебе в университете (пер­вое образование у отца Алексия — психологиче­ский факультет СГУ. — Прим. авт.). Но я ничего не знал о методах ее работы. Так вот, эта женщина психолог начала вести мою знакомую в противо­положную от Церкви сторону, убеждая в том, что можно стать вполне счастливым и состоявшимся человеком без религиозной жизни, без таинств. Хорошо, что знакомая после первого посещения поняла, что дальше им не по пути. По сути вме­сто духовной жизни психолог предложила челове­ку некие психологические практики и даже боль­ше — свою картину мира. Это совершенно недо­пустимо с точки зрения профессиональной этики. Православный психолог никогда не предложит клиенту вместо молитвы — аффирмации, вместо покаяния — психоанализ».

«Сегодня в сфере практической психологии мы видим обилие практик и подходов, которые уводят человека не только от Бога, от Церкви, но даже от семьи и близких, — считает Анастасия Мальцева. — Амбициозные недоучки, считающие себя вправе вторгаться в душу другого человека, оказывать влияние на него, манипулировать им, своими действиями наносят порой непоправимый вред людям, которые доверяют им свои сокровен­ные переживания и денежные сбережения. В неко­торых случаях псевдопсихолог становится цен­тральной фигурой в жизни клиента и определяет все его последующие действия. Нужно быть очень вдумчивым при выборе специалиста, не снимать с себя ответственности за те решения, которые принимаются в ходе взаимодействия. Помнить, что это наша жизнь, и решения принимаем мы».

Игумен Нектарий считает, что «увести от Бога» психолог может только того человека, который в Церкви искал не Самого Бога, а некое «место силы», где он получит желаемые блага.

«Если человек пришел к Богу не ради лично­го общения с Ним, жизни с Ним, а за какими-то мирскими благами, тогда, получив от психолога успокоение, он может сказать: мне этого довольно, зачем мне еще Церковь? Но если человек искрен­не искал именно Бога, испытывал жажду богообщения, нашел Его, испытал сладость жизни со Христом, никакие психологи его от этого не уве­дут. Наоборот, такому человеку психология помо­жет еще глубже познать Бога, ведь чем лучше человек узнает себя, тем больше он открывает Господа. И наоборот, чем меньше человек о себе знает, тем труднее и запутаннее его жизнь. Он словно путник, который бредет через какие-то дебри, постоянно спотыкаясь и падая».

Так чем же психология может помочь верующе­му человеку, который уже приобщился к такому богатейшему наследию, как труды святых отцов?

«У верующего, церковного человека тоже может быть масса психологических проблем, барьеров, блоков, мешающих ему и в обычной жизни, и на пути к Богу, — размышляет игумен Нектарий. — И это все не имеет прямого отно­шения к аскетике. Это, к примеру, могут быть последствия тяжелых отношений с родителями. Если у человека были карающие, жесткие роди­тели, которые его унижали, отвергали, обесцени­вали его достижения, не давали поддержки и чув­ства безопасности, то такому человеку, пришедше­му в Церковь, очень трудно будет поверить, что Бог — милостивый Отец. Ему совершенно невоз­можно представить и почувствовать, что Бог его любит просто так — безусловно, потому что в процессе его взросления значимыми взрослыми были сформированы определенные убеждения о мире, о людях вокруг, и он эту картину будет и в цер­ковной жизни видеть. И будет он себя в Церкви ощущать последним грешником, достойным только геенны огненной. А если к такому человеку подой­дет какой-нибудь псевдостарец и властно ска­жет: “Делай, как я говорю, и тогда спасешься”, он получит этого человека в полное подчинение. Поэтому психология очень нужна современному христианину, чтобы уйти от собственных ложных представлений.

Можно годами бороться со страстями, не пре­успеть в этом и впасть в тяжелейшее уныние — а можно задуматься над тем, как работает твой мозг, и понять, что греховный навык, который тебя изводит, — это некие устойчивые нейронные связи, которые заставляют тебя делать одно и то же, даже когда ты этого не хочешь. И справить­ся с этим можно, сформировав новый сценарий. И твой мрачный, депрессивный взгляд на жизнь тоже может быть убеждением, сформированным комплексом нейронных связей. И можно противо­поставить этому деструктивному убеждению дру­гое — позитивное, приложить усилия, чтобы оно проросло в тебе новыми нейронными связями, и тогда жить станет легче.

Святые отцы были превосходными психолога­ми, в их трудах мы найдем замечательные пси­хологические приемы, помогающие и в духовной жизни, и в житейских делах. Но, к сожалению, современные люди с трудом воспринимают тек­сты, написанные несколько веков назад, а сегод­ня в нашей Церкви нет того множества под­вижников, которые обладали бы таким уровнем духовной жизни, каким обладали древние святые, и при этом говорили бы с пасомыми на понятном им языке. И потому эту роль приходится отчасти брать на себя психологам».

Если психолог называет себя православным, это не значит, что он не будет работать с челове­ком, далеким от православия, или с представите­лем другой конфессии.

«Каждый человек во что-то верит. И каждый человек может нуждаться в помощи психоло­га, — поясняет Анастасия Мальцева. — Вне зави­симости от его сегодняшних взглядов, убеждений с ним нужно разговаривать. Нужно искать воз­можность оказать поддержку. Не стоит отвер­гать человека, если его представления отличны от наших. Важно искать то, что объединяет людей.

У современного человека в сознании бывает нарушена иерархия ценностей. Нет представления о связи духа, души и тела, и свои телесные, психо­логические тяготы он никак не связывает с нару­шениями в духовной жизни. Мысли и чувства им не осознаются в должной степени, не говоря уже о духовной сфере. Православный психолог стре­мится выстроить эти взаимосвязи».

 

Быть рядом, когда страшно

Содружество православных психологов «Душепопечение» было создано в Саратовской епархии в декабре 2022 года по благословению митропо­лита Саратовского и Вольского Игнатия. В тот момент участники содружества видели своей зада­чей оказание психологической помощи семьям мобилизованных — женам, матерям, детям. Именно родственники военнослужащих, прини­мающих участие в специальной военной опера­ции, стали первыми посетителями еженедель­ных встреч, проводимых содружеством. Два года члены «Душе попечения» проводили групповые занятия для родственников воинов и индивидуаль­ные консультации по запросу.

«Люди, которые к нам приходили, были оглу­шены и деморализованы внезапностью случившегося, их съедало беспокойство за любимых, мучили кошмары, — вспоминает волонтер содру­жества Светлана Попенко. — Мы работали с тре­вожностью, страхами, депрессией, учили приемам быстрой самопомощи при острых эмоциональных всплесках, разбирали, как правильно поддержи­вать своих родных, ушедших на СВО, как нала­дить свою жизнь в резко изменившихся условиях. Родственники мобилизованных сетовали, что после того, как их близких призвали на службу, они слов­но оказались в изоляции, далеко не всё окружение оказалось способным их поддержать, признать их право на переживания. Они часто сталкивались с тем, что коллеги, друзья и даже члены семьи предпочитали не обсуждать тему СВО, старались жить так, словно их это не касается. “Я все время плачу”, — такие признания в те первые месяцы нашей работы были, увы, не редкостью. Наши собрания в «Душепопечении» оказались для этих женщин и мужчин пространством, где они могли в безопасной обстановке выразить свои чувства и переживания, получить поддержку. Радостно, что и спустя время, когда их психологическое состояние стабилизировалось, они продолжают посещать занятия, объясняя, что приходят к нам как в семью, где их принимают и любят».

Но не только родственники воинов при­ходили в уютную комнату «Душепопечения» в Епархиальном образовательном духовно-про­светительском центре на улице Радищева, 24. В 2024 году волонтеры содружества провели цикл лекций для сестер милосердия, которые несут служение в лечебных учреждениях. Были под­робно разобраны особенности психологических состояний участников боевых действий, которые находятся в госпиталях, чтобы сестры милосер­дия знали, с чем могут столкнуться в ходе своего служения.

Чтобы подготовить эти материалы, члены содружества прошли обучение в Институте допол­нительного профессионального образования для психологов и психотерапевтов (г. Санкт-Петер­бург) по программе повышения квалификации «Психологическая помощь прямым и косвенным участникам боевых действий и их родственникам. Основы работы с посттравматическим стрессовым расстройством».

На лекциях сестры милосердия узнали, по каким признакам можно предположить, что у человека развилось ПТСР, как отличать его от других состояний, как понять, в какой именно помощи нуждается пострадавший, когда необхо­димо привлечь психиатра.

— Мы объясняли, как работает психика чело­века в ситуациях стресса и после него, что про­исходит с организмом на физическом уровне, — рассказывает психолог Светлана Попенко. — Познакомили сестер с правилами коммуникации с комбатантами: чего говорить категорически нельзя, а что — желательно и даже необходимо. Рассказали о том, как помочь пришедшему домой воину социализироваться и вернуться к мирной жизни, какие трудности при этом возникают чаще всего и как их преодолевать. Также мы научили сестер милосердия базовым приемам выведения человека из острого приступа тревожности».

С сентября 2024 года волонтеры содруже­ства приступили к реализации просветительского проекта «Азбука психологии». Это цикл лекций для всех желающих, посвященный раскрытию психологических терминов, знание которых может помочь любому человеку в разрешении его психо­логических проблем.

«На каждом занятии рассматривается один-два термина из области психологии, разбирает­ся, как эти явления психической жизни влияют на самочувствие человека, его взаимодействие с людьми, его профессиональную и личную реали­зацию, — поясняет Светлана Попенко. — В конце занятия проводится практика, помогающая слу­шателям закрепить материал. Уроки вызывают большой интерес. Этот проект рассчитан и на весь 2025 год. Групповые занятия в “Душепопечении” бесплатные».

На занятии, посвященном детско-родительским отношениям, которое проводила Анастасия Мальцева, был аншлаг.

«Увидев в новостях на епархиальном сайте сообщение о создании такого сообщества, я уди­вилась и порадовалась, что такая структура поя­вилась в епархии, и решила узнать, могу ли быть полезна, — вспоминает Анастасия Юрьевна. — Считаю, что очень важно, с Божией помощью, находить в себе силы для тех, кому ты можешь помочь. Было интересно также познакомиться с коллегами, которые разделяют те же ценности. Общение в таком профессиональном содружестве позволяет расширить свои знания, обменяться опы­том, приобрести новые практические наработки».

Много положительных отзывов после заня­тий по арт-терапии, которые проводит Екатерина Стукалина.

«Я выбрала профессию помогающего специа­листа, и я вижу, как меняется человек и его жизнь в результате совместной работы — мне от этого радостно, — отмечает она. — Почему я присоеди­нилась к содружеству? Мне сложно об этом рас­сказывать, потому что это очень личное, скажу лишь, что это то малое, что я могу сделать в благо­дарность Богу за его Промысл в отношении меня».

Содружество «Душепопечение» продолжает работу, впереди еще много интересных и полезных занятий, на которые может прийти любой желающий.

Встречи проходят во второй и четвертый вторник каждого месяца по адресу: ул. Радищева, 24, 2-й этаж, кабинет 24. Анонсы занятий размещаются в мессенджере Telegram в группе «Гости отдела “Душепопечение”» и в группе сообщества в социальной сети «ВКонтакте» «Душепопечение. Православные психологи».

 

Спасательный круг

Более трех лет регулярная бесплатная пси­хологическая помощь оказывается саратовцам и в благотворительном центре фонда социаль­ной поддержки «Хорошие люди». Подопечные фонда — это люди, оказавшиеся в сложной жиз­ненной ситуации. Среди них — малоимущие, многодетные, пенсионеры, бездомные, беженцы и погорельцы. Здесь не спрашивают, какого чело­век вероисповедания: если ему нужна помощь — вещевая, продуктовая, юридическая, психологи­ческая, — ее оказывают.

«Ежегодно в фонде “Хорошие люди” мы в сотрудничестве с отделом социального служе­ния Саратовской епархии проводим для нужда­ющихся не менее четырехсот бесплатных психо­логических консультаций, — рассказывает испол­нительный директор фонда Мария Ковалева. — Психологические сессии ведут два профессио­нальных психолога: один из них сейчас — сотруд­ник фонда, второй — волонтер. Скорее всего, в ближайшее время нам потребуются в коман­ду еще психологи — для оказания психологиче­ской помощи нуждающимся, живущим в районах области: планируются выезды и проведение пси­хологических сессий по телефону. Также мы пла­нируем развивать направление кризисной помо­щи женщинам и детям, столкнувшимся с насили­ем. Хотим со временем открыть и группы психо­логической взаимопомощи.

Количество уникальных получателей нашей психологической помощи сейчас — не менее пяти­десяти человек в год. В практике фонда консуль­тации направлены на выведение человека из кри­зисного состояния, на активизацию его жизнен­ных сил, поиск и использование внутренних опор. Мы стараемся, чтобы по итогам психологических сессий у человека было понимание того, куда и как двигаться дальше.

Достичь положительного результата ино­гда удается за три-четыре встречи с психоло­гом, но порой требуется длительная терапия: регулярные встречи не реже, чем раз в месяц. Длительную терапию мы согласовываем при соблюдении двух условий: если человек готов работать над собой и действительно работа­ет и если мы видим, что встречи с психологом сейчас для него — единственный спасательный круг. В таком случае целью становится посте­пенное снижение значимости психологической помощи при параллельном создании системы опор. Постепенно человек перестает ощущать себя в одиночестве среди бушующего моря про­блем и страхов, и спасательный круг ему больше не требуется, он уже что-то может сам, хотя бы немногое. А еще через некоторое время человек чувствует в себе силы, чтобы двигаться по жизни самостоятельно. Но мы всегда даем нуждающим­ся понять, что если что-то пойдет не так — мы здесь, мы ждем, мы готовы помочь.

Один из наиболее ярких лично для меня при­меров эффективности психологической помощи — это история Елены Макеевой, одной из первых наших подопечных. Елена тяжело болела, у нее были трофические язвы на ногах, часто поднима­лась высокая температура, а выживать ей прихо­дилось на восемь тысяч пенсии по инвалидности. Благодаря психологическим консультациям она поняла, что имеет право на ошибки, что не может все контролировать, что может изменить себя к лучшему с помощью маленьких, посильных шагов. Около года Елена также была нашим волонтером — хотела быть полезной и находила в этом радость: звонила обратившимся за помо­щью людям, опрашивала их по вопроснику, фик­сировала собранную информацию и делала это очень качественно. Она умерла три года назад и незадолго до смерти написала мне, что несмотря на физические страдания, пожалуй, впервые в жизни чувствует себя счастливой».

Таким образом, психологическая помощь — это не что-то для богатых или для тех, кому нечем заняться, — она для тех, кто решился начать справляться с проблемами стать сильнее, но ощу­щает необходимость в поддержке. Если говорить о фонде, бесплатные консультации там прово­дятся именно для людей малоимущих, тех, кто не может самостоятельно оплатить услуги пси­холога. Осознать нужду в такой помощи и обра­титься за ней — не стыдно, а правильно.

Прием психолога «Хороших людей» проходит в Благотворительном центре фонда по адресу ул. Пугачева, 72. Запись по телефону: 8–800– 101–71–09 или через сайт horoshieludi.com, кнопка «Нужна помощь».

 

Несущие мир

Где верующему человеку найти психолога? Проще всего — в своем храме. Если психолог является прихожанином храма, хорошо знаком настоятелю и духовенству, прихожанин может безбоязненно обратиться к такому специалисту.

Сегодня подобный пример служения приход­ского психолога можно найти в Георгиевском и Спасском храмах Саратова, где уже несколько лет действует сообщество «Несущие мир», кото­рым руководит психолог Анастасия Грунина. Она же оказывает консультативную помощь прихожанам.

«Сообществу “Несущие мир” — три года, — рассказывает Анастасия. — Изначально оно заду­мывалось как чисто женское сообщество. Ведь именно женщина несет в семью мир, эмоционально наполняет мужа и детей. От нее зависит “погода в доме”. Но когда к нам стали приходить и мужчи­ны, мы им тоже были рады. На встречах мы раз­бирали темы, связанные с семейными проблемами. Главная мысль этого курса: если женщина сама по себе счастлива, то счастливы будут и ее близкие. Если же женщина несчастна, то ни замужество, ни рождение ребенка этого не исправят. Напротив, все вокруг нее тоже станут несчастными.

Мы разбирали, чем отличается мужская и женская психика. Эти знания очень важны, потому что женщина иногда требует от мужчины поведения, как от подружки, и удивляется, поче­му он ее не понимает. От этого в семьях возника­ют конфликты. Разбирали темы взаимоотноше­ний со старшими родственниками — например, что делать, если свекровь или теща вмешиваются в жизнь молодой семьи. Поднимали темы семей­ных конфликтов. Почему нельзя кричать на муж­чину? Почему мужчины не понимают намеков? Как обсудить спорный вопрос и не поссориться?

В 2025 году у нас появилась новая тема — “Наши дети”. Лекции посвящены половому воспи­танию мальчиков и девочек в рамках православ­ного мировоззрения, киберзависимости, подростко­вому кризису».

Встречи сообщества «Несущие мир» проходят при храме великомученика Георгия Победоносца в поселке Солнечный и при храме Нерукотворного Образа Спасителя в поселке Солнечный-2. Справ­ки по телефону: 8–951–883–99–94.

***

Подведем итог нашему исследованию. Психо­логия в Церкви сегодня является дополнением к пастырским инструментам, если она не вступает в конфликт с аскетикой, с нравственным учением Церкви. Православный психолог помогает верую­щему человеку понять, чего он на самом деле хочет и как этого достичь, не предавая свои христиан­ские ценности, совершенствуя и развивая таланты, которыми наделил его Создатель.

Историко-публицистический альманах

«Православное Поволжье. Саратовские епархиальные ведомости». 2025 г.