Светлое Христово Воскресение! Велика и непостижима тайна этого события. Сколько радости, ликования! Это великое торжество победы жизни над смертью звучит и в праздничных церковных песнопениях. Известно много текстов, прославляющих Спасителя и Его славное Восстание. К числу таких текстов относится хорошо известный православным христианам цикл пасхальных стихир.
Стихира – это стих, иначе говоря, стихотворная строка. Обычно слово «стихира» употребляется во множественном числе, потому что это не одна строка, а достаточно объёмное православное богослужебное песнопение. Оно поётся после коротких отрывков из псалмов.
Стихиры Пасхи первый раз исполняются в пасхальную ночь, а потом ежедневно на Светлой седмице (на первой неделе после праздника) и на каждой воскресной службе до отдания Пасхи.
Автором Пасхального канона и стихир считается философ, богослов, гимнограф преподобный Иоанн Дамаскин, живший на рубеже VII-VIII веков.
Иоанн Дамаскин перед каждой стихирой Пасхи использует строки из 67 псалма царя Давида. И это неслучайно. В 67 псалме царь Давид изложил главное пророчество о Воскресении Христа.
Задать тон праздника
Стихиры Пасхи очень эмоциональны. В первой стихире автор торжественно возглашает: «Пасха священная нам днесь показася» (ныне явилась), Па́сха но́вая свята́я, Па́сха та́инственная, Па́сха всечестна́я. Па́сха Христо́с Изба́витель, Па́сха непоро́чная, Па́сха вели́кая, Па́сха ве́рных. Па́сха две́ри ра́йския нам отверза́ющая. Па́сха всех освяща́ющая ве́рных.
В начальных словах песнопения задается торжественный тон праздника, перечисляются все определения, которыми автор выражает свое отношение к этому святому дню: священная, новая, святая, таинственная, чтимая, непорочная, великая. Десятикратно радостно повторяется слово «Пасха».
Это слово имеет древний смысл и отсылает нас к истории Ветхого Завета. Ветхозаветная Пасха является прообразом Пасхи Новозаветной. Пасха отмечалась с древнейших времён как память исхода евреев из Египта, а со времени Светлого Воскресения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Пасха - это величайший христианский праздник, символизирующий обновление и спасение мира и человека, торжество жизни над смертью, добра и света над злом и тьмой.. Святитель Григорий Богослов называет Пасху «царицей дней, праздником праздников и торжеством торжеств…», поэтому вполне объяснимо, почему слово «Пасха» так часто повторяется в первой стихире.
Пасха становится «новой»
Пасха становится «новой» после Воскресения Иисуса Христа. Она «таинственная», так как тайна Воскресения непостижима. К празднику особое уважение и любовь, что и выражает автор, называя Пасху чтимой. Пасха «непорочная», то есть нравственно чистая, безгрешная. Пасха «великая», так как более значимого события в жизни человечества нет, ведь Господь Иисус Христос открыл человечеству двери рая, пройдя через крестные страдания, победив смерть и показав Своим примером путь в Царствие Небесное.
Во второй стихире отражается евангельский сюжет: жены-мироносицы обнаружили пустой гроб и узнали от ангела, что Христос воскрес, как и было Им обещано: Прииди́те от виде́ния жены́ благове́стницы, и Сио́ну рцы́те: приими́ от нас ра́дости благове́щения, Воскресе́ния Христо́ва: красу́йся, лику́й и ра́дуйся, Иерусали́ме, Царя́ Христа́ узре́в из гро́ба, я́ко жениха́ происходя́ща.
Жёны-мироносицы – это последовательницы Иисуса Христа, ближайшие ученицы. Они первыми явились к погребальной пещере, где было положено тело Спасителя. Женщины пришли для того, чтобы, согласно иудейскому погребальному обряду, помазать тело благовониями. В стихирах звучит повеление жёнам принести благую весть Сиону («Сиону рцыте» - говорите). Сион — это символ, обозначающий исторический Иерусалим, который располагается на холме Сион. В Библии город Иерусалим символизирует народ Божий (Ис. 49, 15–16; Иер. 31, 3). Значит, что «радости благовещения, Воскресения Христова» мироносицы должны передать всему народу Божию. В стихире употребляется слово «красуйся», что означает «веселись». Жители Иерусалима (в широком смысле, все люди) призваны праздновать победу Христа над грехом и смертью. В этих стихирах звучит также призыв ко всему Иерусалиму встречать Спасителя, как невеста встречает своего жениха. Воскресший Спаситель здесь сравнивается с Женихом. Это связано с образом Церкви как Невесты Христовой (2 Кор. 11, 1–2). Ещё во времена Ветхого Завета подобный образ использовался для обозначения отношений между Богом и верующими в Него людьми (Ис. 54, 4–5). Сравнение Спасителя с женихом следует и из Его Евангельской притчи о десяти девах ("Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху..." Мф.25:1-13).
Свидетельницы Воскресения
В третьей стихире снова вспоминаются события встречи мироносиц с ангелом: Иоанн Дамаскин, опираясь на текст Евангелия, говорит про жен-мироносиц, «утру глубоку» (ранним утром) пришедших к гробнице Подателя жизни и увидевших там Ангела, «на камени седяща».
Мироно́сицы жены́, у́тру глубоку́, предста́вша гро́бу Живода́вца, обрето́ша А́нгела на ка́мени седя́ща, и той провеща́в им, си́це глаго́лаше: что и́щете Жива́го с ме́ртвыми? что пла́чете Нетле́ннаго во тли? Ше́дше, пропове́дите ученико́м Его́.
В Евангелие от Матфея читаем: «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь- Он воскрес, как сказал» (Мф. 28:5). Ангел спросил их: «Что вы ищете Живого между мертвыми? Что оплакиваете Нетленного как подвергшегося тлению? Возвратившись, возвестите ученикам Его!» Этими словами Ангел утверждает им, что Бог есть жизнь, и смерть не имеет власти над Ним. Бог называется Живодавцем, то есть Подателем жизни. Нередко также Он именуется просто Жизнью. В Евангелии от Иоанна мы находим, что Господь Сам о Себе свидетельствует так: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14: 6).
Призыв к радости
Четвёртая стихира, как и первая, - гимн светлому Божественному празднику, воссиявшему нам.
Па́сха кра́сная, Па́сха, Госпо́дня Па́сха! Па́сха всечестна́я нам возсия́. Па́сха, ра́достию друг дру́га обы́мем. О Па́сха! Избавле́ние ско́рби, и́бо из гро́ба днесь, я́ко от черто́га возсия́в Христо́с, жены́ ра́дости испо́лни, глаго́ля: пропове́дите апо́столом.
Слышится призыв веселиться, радоваться этому дню, сотворённому Господом. Всё в этот день пронизано радостью, и, люди, переполненные этим чувством, обнимут друг друга: «Пасха, радостию друг друга обымем». Обычай обниматься и целоваться на Пасху, поздравляя таким образом с праздником, сохранился и в настоящее время и имеет свое начало еще со времен древней Церкви.
Стихира на «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу И ныне И присно и во веки веков» - смысловая и эмоциональная кульминация всего сочинения Ионна Дамаскина.
Воскресе́ния день, и просвети́мся торжество́м, и друг дру́га обы́мем. Рцем бра́тие, и ненави́дящим нас, прости́м вся Воскресе́нием, и та́ко возопии́м: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Слова «просветимся торжеством» в этой стихире обозначают «озаримся торжеством» или «проникнемся торжеством». Автор призывает ненавидящих нас простить. Так учил в нагорной проповеди Христос: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:44). Завершает стихиры центральное песнопение пасхальной службы - тропарь «Христос Воскресе».
Стихиры Пасхи отражают всеобщую радость и выражают переполняющие христиан чувства. Пасха – это торжество жизни, это победа Христа над смертью, эта надежда на вечную жизнь с Богом и, конечно же, все это отзывается в сердцах людей.