+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Спасти погибшее
Просмотров: 521     Комментариев: 0

Годовой круг православного богослужения построен таким образом, что в воскресенье перед началом подготовительных к Великому посту недель в храмах читается Евангелие о том, как Христос вошел в дом к одному грешному человеку и этот человек в ответ на визит столь высокого Гостя решил в корне изменить свою жизнь. Имя этого благодарного хозяина жилища — Закхей, а воскресный день этот так и называется — Неделя о Закхее. В этом году он выпадает на 14 февраля.

Был же этот Закхей мал ростом, но сполна свой физический недостаток компенсировал достатком материальным. Работа у него была доходная и нехитрая, но среди еврейского народа презираемая: трудился Закхей начальником мытарей. Кем же были эти мытари и почему они имели такую плохую репутацию, что даже вхождение к ним в дом приравнивалось едва ли не к осквернению?

Чтобы разобраться, не­много погрузимся в историю. В 63 году до н. э. Иудея вынужденно признала над собой власть Римской империи, а в год рождения Христа в Сирию, куда в то время входила и территория Иудеи, уже был назначен первый римский наместник. Свободолюбивому народу Израиля, не забывавшему о своей богоизбранности, нестерпимо было ощущать над собой руку чужеродного неверного правителя. Позже, к середине I века, в среде израильтян наберет силу боевое крыло секты зилотов, и противостояние выльется в Иудейскую войну, результат которой — катастрофическое поражение восставших, полное уничтожение Иерусалима и потеря Иудеей автономии. Но во времена проповеди Христа о грядущем Царстве Небесном иудеи еще жили мечтой о царстве земном, в котором они сами будут властвовать над всеми народами, сделав из своих врагов рабов. Однако некоторые из евреев жили не только мечтами, но и реалиями, пытаясь найти свое место в жизни и общий язык с верховной правящей властью. Так, мытари собирали со своего народа пошлины в казну Рима, выкупая это право на аукционах. Облеченные властью и смирившиеся со всеобщим презрением, они почитались в народе за коллаборационистов и отплачивали за это отношение к себе незаконными поборами сверх меры и холодным жестокосердием к печалям и проблемам должников. В Евангелии несколько раз упоминаются мытари, и почти каждый раз — как синоним слову «грешники».

* * *

Через Иерихон, где жил и трудился Закхей, проходил, окруженный учениками и теснимый восторженными обывателями, Иисус Христос. Восторг окружающих был вызван чудесами, которые явил Господь перед этим, и всё нарастающей в народе верой в то, что именно Христос — Тот долгожданный и обещанный через пророков Мессия, Который избавит Свой народ от гнета узурпатора и приведет к тысячелетнему царствованию на земле. Но, пожалуй, вовсе не это было причиной того, что богач Закхей залез на фиговое дерево, желая хоть издали увидеть Христа. Скорее этот ребяческий, столь несолидный для человека его статуса, но такой искренний поступок был вызван жаждой увидеть Того, Кто учит любви к врагам и прощению обид. Фарисеи и книжники отвергали таких, как Закхей, отрицали возможность их спасения, а Христос к тому времени уже призвал из мытарей в Свои ближайшие ученики евангелиста Матфея — прямо от пунк­та сбора пошлин на караванной дороге. Первосвященники и учители закона мнили себя образцами праведной жизни, а Христос говорил им: Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие (Мф. 21, 31). Вера, в которой Закхей был сызмальства воспитан, все еще жила в его сердце, но надежду на спасение и прощение, которой он был лишен в глазах начальников синагог и своих соплеменников, ему мог заново даровать только Иисус.

И вот Господь увидел это горящее мольбой о покаянии сердце, призвал мытаря спуститься со смоковницы и вошел в его дом, чтобы разделить с ним трапезу. Закхей не помнил, когда в последний раз испытывал такую радость, и радость эту не могли омрачить недовольные возгласы толпы, недоумевающей по поводу общения Пророка с воплощением нечестия. Эта радостная встреча с Богом послужила для Закхея импульсом к изменению своей жизни. Не нужно было никаких обличительных речей: прикоснувшись к Свету, он сам увидел темноту своего бытия. Посещения Врача душ и телес было достаточно, чтобы распознать в себе болезнь, — и Закхей, не медля, сам называет и принимает лекарство от нее. Он не только обещает раздать половину своего имения нищим, но и воздать обиженным им вчетверо.

Удивляемся глубине покаяния! По закону Моисея, если кто исповедается в грехе против другого человека, должен вернуть пострадавшему сумму ущерба и пятую часть этой суммы как компенсацию и свидетельство своего раскаяния. Вор же, пойманный за руку, а не раскаявшийся в своих преступлениях самостоятельно, обязан был возместить ущерб в четырехкратном размере. Закхей, внезапно озаренный Божественным Светом, сам себя уподобляет вору, застигнутому на месте преступления. Неправедно нажитое видится ему украденным у своих братьев и сестер, похищенным у бедных стариков и беззащитных сирот.

И он сын Авраама (Лк. 19, 9), — говорит Господь о том, кого общество поспешило исключить из своих рядов. Общество, скорое на отмщение и расправу, гордящееся своим происхождением от Авраама и стыдливо забывающее невинно пролитую кровь своих пророков. Еще Иоанн Предтеча предупреждал их лицемерное благочестие: и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3, 9). После и Сам Спаситель остужал пыл тех, кто кичился своим кровным родством с праотцом Авраамом и не стремился при этом подражать тому чистотой сердца. Нужен ли Врач тем, кто уверен в своем абсолютном здоровье? Нужен ли Господь тем, кто мнит себя спасенным, или же Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10)?

* * *

Неслучайно евангельское зачало о Закхее всегда полагается перед началом периода пения Постной Триоди. Природа падшего человека слаба, эта слабость не позволяет нам быстро погрузиться в новые духовные переживания. Церковь деликатно относится к этой слабости, бережно подводя нас к событиям великих праздников. Еще задолго до Великого поста содержание богослужений готовит нас к вхождению в этот спасительный период — период покаяния. Примером покаяния Закхея мы воодушевляемся на личные подвиги. Уже через неделю мы услышим, как другой мытарь, отверженный и презираемый иудеями, будет смиренно, не смея поднять глаза на небо, взывать ко Всемилостивому Творцу: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18, 13) И его слова станут образцом молитвы для многих и многих поколений христиан.

* * *

Евангельский рассказ о Закхее содержится в чинопоследовании на освящение дома. Перед заселением в новое жилье мы просим Господа о том, чтобы Он ниспослал Свое благословение, и, будто Закхей, смиренно приглашаем Хрис­та в свой дом. В наше время, когда общество столкнулось с реальной проблемой раздоров и разделений, так велик соблазн закрепить в сознании застывший «образ врага» и не увидеть на противоположной стороне воздвигаемых нами жизненных баррикад человека как носителя образа Божия. Проще — поддаться чувству ненависти, проще — оправдать свою неприязнь высокими идеалами и принципами, ради которых допустимым видится взрастить в сердце злобу. Но останется ли в этом сердце место Богу? Или дадим заклейменному Закхею шанс войти впереди других в Царствие Небесное?

Газета «Православная вера», № 03 (671), февраль 2021 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.