Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Спасая ближнего, спасти себя
Просмотров: 1661     Комментариев: 0

Кинофильм «Новости со всех концов света», снятый по книге американской писательницы Полетт Джайлс, рассказывает о непростой судьбе бывшего военного, встретившего на своем пути брошенного ребенка. Это увлекательная история, в которой судьбоносный выбор человека переплетается с опасным путешествием. Зрителя она привлечет своей простотой и живым повествованием о людях, не лишенным динамики и глубокого нравственного содержания.

Годы скитаний

Вестерн в кинематографе — явление яркое и самобытное. Довольно часто в таком кино герой­одиночка вступает в борьбу за собственные убеждения либо же находится в поисках искупления вины. Однако вышедший в конце 2020 года фильм «Новости со всех концов света» по своей реалистичности стоит особняком среди других кинолент этого жанра.

События фильма происходят в далеком 1870 году. Юг Соединенных Штатов в это время восстанавливается после пожара Гражданской войны. Старый капитан Джефферсон Кайл Кидд (Том Хэнкс) живет на грани бедности, еле сводя концы с концами. Путешествуя по неспокойному штату Техас, он пересказывает местным жителям последние новости из газет, причем делает это как профессиональный актер театра — в живой, увлекательной форме.

В те времена далеко не каждый мог похвастаться хоть каким-то образованием, потому и читать газетные статьи могли не все. Простых горожан и фермеров истории, которые рассказывает капитан, приводят в изумление. Они помогают им заглянуть за горизонт, на время забыть о своих повседневных проблемах.

Поворотным моментом в судьбе старого капитана становится его нежданная встреча с брошенной девочкой (Хелена Ценгель). Вроде ничего особенного, если не принять во внимание тот факт, что до этого ее воспитывало племя индейцев. Все люди, которые находились рядом с ней, умерли или были убиты.

Этот эпизод встречи по замыслу создателей фильма как раз и становится ключевым, как бы сводящим вместе две линии человеческих судеб. Перед капитаном встает выбор: либо оставить ребенка на произвол судьбы, либо, рискуя жизнью, доставить к единственным оставшимся в живых родственникам. Решение, которое он принимает, в каком-то смысле определяет весь его дальнейший путь.

Последствия войны

На каждом этапе своего путешествия главные герои сталкиваются с опасностью и окружающим их разрушением. Опустевшие земли, заброшенные жилища: всё это след, который оставляет за собой война. Но главное ее следствие — поломанные человеческие судьбы. И разделенные семьи — как можно видеть на примере главной героини фильма, это одно из самых тяжелых последствий войны.

Такие картины вокруг наводят на мысль о суетности, мимолетности жизни. Влияют они и на сурового, сдержанного капитана. Груз пережитого в виде тяжких воспоминаний постоянно преследует его. Но о том, что это были за испытания, зрителю остается только догадываться. По замыслу режиссера картины Пола Гринграсса, все страдания и жестокость военного конфликта остаются за кадром. Зрителю предлагается самому представить это, отталкиваясь от образа главного героя.

Ничего определенного нельзя сказать и о религиозности капитана Кидда, его близости к Богу. Ясно одно: огонь войны выжег в его сердце глубокую рану, которая никак не заживает. В одном из эпизодов фильма он узнаёт от старого друга о месте погребения своей возлюбленной: единственная любимая им женщина умерла, так и не дождавшись его возвращения с фронта. Капитан воспринимает случившееся как наказание Господне. Кидд даже допускает, что он проклят, что Бог отвернулся от него. Но в то же время именно он в один совершенно обычный день получает шанс изменить свою жизнь. И этот шанс — оставленный, никому не нужный ребенок.

Не сходить с пути

В этом фильме нет переплетения сюжетных линий, его сильная сторона в другом. Привлекают те глубокие смыслы, которые в нем заложены. Их, как фрагменты одной мозаики, можно собирать из разных частей киноленты. В одной из сцен вызывает восхищение не по годам умный ответ девочки, когда они с капитаном пересекают равнину на телеге. В ответ на предложение Кидда забыть обо всем пережитом малолетняя спутница со всей серьезностью говорит ему о важности памяти. По ее словам, для того чтобы продолжать свой путь, нужно помнить обо всех испытаниях, через которые довелось пройти.

Актриса Хелена Ценгель, играющая маленькую спутницу главного героя, смогла прекрасно отразить ее бойкий характер. В самом начале она кажется дикой, неуправляемой, но со временем раскрывает себя с неожиданной стороны. В юной героине обнаруживаются такие важные для ребенка качества, как вдумчивость и любознательность.

Еще одна черта этой картины — реализм происходящего на экране. И в этом ее отличие от других фильмов подобного направления. В ней нет демонстрации снятого под копирку героизма, нет стереотипной ковбойской бравады. Зато это кино в каждом моменте побуждает думать о судьбах его героев, искренне сопереживать им.

Несмотря на всю кажущуюся простоту фильма, в нем заложена глубокая философия жизни. Он задает зрителю вопросы и в то же время косвенно помогает на них ответить. Какой смысл в одиночестве? Как помощь нуждающимся людям меняет жизнь? Как пережить смерть близкого человека? Возможно, для кого-то эта увлекательно рассказанная история станет примером преодоления личного кризиса.

Обретение дома

По своему драматизму картина «Новости со всех концов света» не уступает лучшим кинолентам своего жанра. Еще одно приятное дополнение — это эффектные съемки природы. Наблюдая меняющиеся пейзажи пустынных равнин, резкие изменения погоды и даже ровное покачивание запряженной лошадью повозки можно проникнуться атмосферой, в которой жили герои, почувствовать колорит той эпохи. Не случайно фильм был выдвинут на «Оскар» сразу в нескольких номинациях.

Довольно редко в наши дни можно встретить кино, которое не только обладает художественной ценностью, но и способно затронуть внутренние струны души. Главные герои этого фильма не просто находят друг друга. Они получают то, к чему так стремились: тихую гавань, определенность и спокойствие в бушующем океане жизни.

Зерно всего повествования — ненавязчивая философия благородных поступков и мужества. Фильм напоминает нам о том, насколько важно совершать добрые дела независимо от их величины. Ведь в итоге все получают что-то для себя, а совершающий добро получает шанс спасения своей души.

Такое содержательное кино становится сегодня все более востребованным. Оно помогает осознать всю ответственность, которая на нас возложена в деле заботы о ближнем. Если одна из задач кинематографа — нести людям высокие нравственные идеалы, то этот фильм с данной задачей справился на отлично.

Газета «Православная вера», № 09 (701), май 2022 г.