В мае 2022 года Спасо-Преображенский монастырь в Саратове праздновал день своего духовного рождения — 200-летие освящения соборного храма обители, Спасо-Преображенского собора. самого собора давно нет: в 1929 году взорвали колокольню, в 1931-м — само здание… А чтобы понять, почему день освящения этого храма оказался столь значимым для сегодняшних насельников и прихожан обители, предпримем небольшой исторический экскурс.
Дело в том, что самому монастырю не двести лет, а гораздо больше. В 1680 году, при государе Феодоре Алексеевиче, был основан в Саратове, в Рыбной слободке у подножия Соколовой горы, над Глебучевым оврагом, мужской монастырь; с 1764 года он поименован в честь Преображения Господня. Белая каменная Преображенская церковь монастыря, освященная в 1752 году, красиво располагалась на возвышенности, на фоне горы, и была хорошо видна с Волги. В обители находились покои правящего архиерея, в 1791 году там же было открыто первое в городе духовное училище. А в 1811 году в Саратов пришла беда: страшный пожар уничтожил половину деревянного города. Сгорел и Преображенский монастырь — от него остались лишь обугленные стены каменной церкви. Но насельники уцелели, и святыни были спасены. Игумен обратился к обер-прокурору Святейшего Синода с прошением об основании монастыря на новом месте, за городом, подальше от жилых строений, дабы обезопасить его впредь от частых в ту эпоху пожаров. Прошение было удовлетворено, в марте 1814 года была создана строительная комиссия. Тогдашний саратовский губернатор Алексей Панчулидзев предложил место — к северо-западу от города, по Московской дороге, у подножия поросшей лесом горы. Кто же предполагал тогда, что город со временем поглотит это место, и монастырь окажется едва ли не в центре.
В августе того же года из города на утвержденное место пришел крестный ход, и состоялась торжественная закладка нового монастыря. Строительство заняло восемь лет. 18 (по новому стилю — 31) мая 1822 года епископ Пензенский и Саратовский Амвросий (Орнатский) освятил главный собор обители. Выстроенный по проекту архитектора Луиджи Руска храм являл собою прекрасный образец позднего классицизма.
— Освящение собора положило начало полноценной монашеской жизни в обители. Вот почему мы считаем эту дату для нас значимой и хотим о ней напомнить, — объяснил нынешний наместник монастыря игумен Макарий (Зорин).
Вторая глава истории монастыря — после переезда на новое место — оказалась многообразной и насыщенной: миссионерская, просветительская, благотворительная деятельность, строительство Алексиевского скита (ныне на этом месте Свято-Алексиевский женский монастырь), учреждение Свято-Троицкого подворья в Хвалынске, подворья в Саратове (ныне это храм в честь Страстей Господних), обустройство территории. Саратовцы любили Преображенскую обитель и помогали ей. Коллежский советник Дмитрий Алексеевич Алексеев и его супруга Екатерина Степановна пожертвовали средства на теплую церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского и великомученицы Екатерины, она была освящена в 1824 году. В 1829 году освятили церковь святой Параскевы Пятницы — помещик Петр Григорьевич Железнов построил ее в память о своей жене Прасковье, похороненной на кладбище монастыря.
После Октябрьского переворота Спасо-Преображенская обитель разделила судьбу сотен русских монастырей. Уцелевшие постройки отдали военному ведомству: территорию заняло пехотное училище, а затем училище военных химиков.
Возрождение духовной жизни на этом месте началось в 1994 году: обустроили ту монастырскую церковь, здание которой сохранилось — Димитриевскую. Какое-то время храм действовал как обычный приходской: тогда еще существовало училище, и курсанты приходили на службы. После закрытия военного училища в 2010 году комплекс зданий бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря был передан Саратовской епархии. А 22 марта 2011 года Священный Синод благословил вновь открыть обитель. Настоятелем ее стал игумен Макарий (Зорин).
Сегодня в Димитриевском монастырском храме молятся отнюдь не одни только монахи: у него большой, активный, разновозрастный приход. По праздникам просто негде упасть яблоку, и всегда много причастников. Особенно радостны крестные ходы — место-то осталось красивым, несмотря на то что оно в черте города, рядом с одной из самых оживленных его магистралей, и вокруг кипит мирская жизнь. Как это сочетается: монашеская жизнь и жизнь приходской общины — монашество ведь требует тишины, молитвенного уединения?
— Да, это так, и это не нами придумано: монахи всегда стремились уйти от мира, — отвечает отец Макарий. — Но сегодня люди сами тянутся к монастырям, чувствуют, что здесь можно чему-то научиться, надеются получить ответы на свои вопросы. И это дорогого стоит для нас — то, что люди к нам идут, что они нам доверяют, знают, что мы нужны друг другу. У нас как-то очень тепло все сложилось с прихожанами: мы помогаем им — молитвой, духовным советом, а они постоянно помогают нам — участвуют во всех хозяйственных делах. Сами, одни мы ничего бы не сделали, нас ведь совсем немного — пять человек здесь, на месте, и трое несут монашеское послушание вне монастыря.
Да, монахам Преображенской обители приходится нести послушание не только в монастырских стенах. В январе 2021 года по указу митрополита Саратовского и Вольского Игнатия монастырь прирос подворьем — Христорождественским храмом в селе Рыбушка (теперь оно находится в черте города, в Гагаринском районе Саратова). Один из двух престолов этого храма освящен во имя священномуче-ни ка Космы Петриченко, уроженца этого села.
Настоятелем храма-подворья стал насельник монастыря иеромонах Гермоген (Терещенко). Храм этот для него родной: он вырос в Рыбушке, подростком помогал на строительстве церкви, потом прислуживал здесь в алтаре. По словам отца Гермогена, ему пришлось преодолевать немало трудностей, но сейчас приходская община понемногу складывается, люди приезжают в храм и из окрестных сел, и даже из городских микрорайонов.
— Главное — не унывать, — говорит отец Гермоген, — и помнить: научить чему-то людей, изменить что-то к лучшему можно только личным примером.
Другой насельник Преображенского монастыря — иеромонах Алипий (Пышин) — настоятель Покровского храма в Максимовке Базарно-Карабулакского района и Казанского — в Сухом Карабулаке. Казанская церковь выстроена в 1860 году, после революции была закрыта, полуразрушена. Постепенное восстановление храма идет уже давно, с 2002 года, в нем сменилось несколько настоятелей, каждый внес свою лепту. Но именно в настоятельство отца Алипия сделаны очень важные шаги: налажено отопление, укреплена цокольная часть, вставлены окна, приобретена звонница. У храма много друзей, помощников, в Сухом Карабулаке живая активная община.
При Спасо-Преображенском монастыре действует воскресная школа. В ней более пятидесяти детей, четыре возрастные группы — и это не только те, кто живет по соседству. Спросим учительницу Нину Николаевну Шпакову: какое значение для детей имеет то, что они проводят часть своего детства не просто в приходском храме, а в монастыре?
— Мы объясняем ученикам, что они находятся в особом месте, что люди, которые живут здесь, неустанно молятся, что от шумных игр и беготни здесь лучше воздержаться, — отвечает Нина Николаевна. — Хотя, конечно, дети есть дети. Главное — другое: наши ребята знают, что к монастырским батюшкам всегда можно прийти со своими проблемами, с вопросами, которые возникают, в том числе и больными вопросами. А самое приятное — когда в монастырский храм приходят бывшие наши ученики, те, кто уже вырос, получил образование, создал собственную семью. Вот тут мы действительно видим, как дорого им это место, и убеждаемся, что трудились не зря.
29 мая 2022 года в Спасо-Преображенском монастыре был большой праздник: Литургия, водосвят-ный молебен, крестный ход, концерт, подготовленный детьми из «воскрески», общая трапеза под березками. Однако не отдавал ли он грустью, этот праздник? Ведь собора нет, и неизвестно, появится ли когда-нибудь хотя бы его подобие… Однако наместник относится к этому обстоятельству так, как должен относиться человек, все предавший в руки Божии:
— Бог дает нам возможность возродить здесь полноценную монашескую жизнь, продолжить дело монахов того, дореволюционного монастыря. А собор будеттогда, когда это будет угодно Богу.
А на престольный праздник, на Преображение Господне, Божественную литургию в Димитриевском храме совершал митрополит Саратовский и Вольский Игнатий. В своей проповеди он сказал:
—В нашей жизни много разных обстоятельств, испытаний, все мы заботимся о многом, о многом говорим, суетимся, но большинство из того, о чем мы беспокоимся и на что тратим время, останется здесь и пойдет прахом. То, что с нами пойдет, это та часть, которую мы держали в своем сердце — любовь, мир, богообщение. Это останется с нами, с этим мы пойдем на встречу с Господом.
В монастырь человек приходит для того, чтобы собрать нетленное богатство. Видимое, внешнее — храмы, подворья, территория, добрые дела — суть важное, но не главное. Главное — то, с чем мы предстанем перед Христом, а все внешнее служит этой цели. Будет возрожден Преображенский собор или не будет, Преображенский монастырь будет стоять до тех пор, пока его братия будет об этом главном помнить, а прихожане будут следовать примеру монахов.
Журнал «Православное Поволжье», № 2 (2022 г.)