Три подготовительных Недели – три ступени к Великому посту: о мытаре и фарисее; о блудном сыне; о Страшном Суде. Они помогают нам духовно очнуться, выйти из поверхностного и рассеянного состояния, увидеть себя в подлинной Божественной реальности – перед Ним.
Неделя о мытаре и фарисее – 5 февраля
Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 9–14).
Казалось бы, кому не известно это место в Евангелии от Луки… Слово «фарисейство» стало нарицательным: мы периодически жалуемся на «наших фарисеев и фарисеек». Но жаловаться-то легко. А вот как на самом деле снискать мытарево смирение — такое, чтоб не сметь даже глаз поднять на небо и только повторять «Боже! Будь милостив…»? Вся наша мирская жизнь, начиная с детства, учит нас самоутверждению и самозащите. Всю жизнь мы, сознательно или бессознательно, ищем для себя положительных оценок, ловим одобрение и поддержку в реакциях других людей, создаем себе положительную значимость. И в Церковь мы входим, и на молитву мы встаем не голыми, но одетыми в эту нашу положительную самооценку, в наработанную значимость: «Я же не кто-нибудь, я…»
Неделя о мытаре и фарисее — день, когда Сам Спаситель призывает нас снять с себя эти доспехи и увидеть себя такими, какие мы есть. И именно такими себя видя, именно такими себя чувствуя, прямо из этого провала воззвать к Тому Единственному, Кто не погнушается ни единым грешником, ибо Сам сказал: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию(Мк. 2, 17).
Святой праведный Алексий Мечев в своей проповеди обращает наше внимание вот на что: мы привыкли представлять себе мытаря каким-то жалким, чуть ли не в лохмотьях, а ведь он был, выражаясь современным языком, «человек из органов» (в данном случае — налоговых) — человек заметный и далеко не бедный. Любить-то его, конечно, не любили (кто же любит налоговиков?..), но побаивались точно, а может быть, и уважали по-своему. Словом, он был защищен. И он снял с себя эту защиту. Он предстал перед Господом таким, каким был: великим грешником.
«Молитва мытаря была воплем души, — говорил старец Алексий, — в смирении взиравшей на свои грехи и в дерзновении веры призывавшей милосердие Божие уврачевать страдания немощи. И Бог с благоволением внял ей, ибо Он видел человека, требующего Его помощи и сознающего собственное бессилие для обновления своей природы. Смирение сделало мытаря достойным благодати Божией».
Попытаемся и мы стать достойными.
Неделя о блудном сыне – 12 февраля
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение…
Притча о блудном сыне (см.: Лк.15, 11–32) невероятно богата смыслами. Постараемся понять, почему именно ее мы вспоминаем за две недели до начала Великого поста? Потому, что пост — не цель. Пост – Великий ли, однодневный ли – средство. Цель же — возвращение к Отцу. Возвращение отпавшего человека к Богу, стяжание Его благодати, обожение, соединение с Ним. А для того чтобы вернуться, надо как минимум осознать, что ты ушел. То есть — вот связь с предыдущей подготовительной неделей — взмолиться как мытарь, а не как фарисей. Или — возвращаясь во вторую из этих недель — сказать, подобно блудному сыну:встану, пойду к отцу моему…
В неосознанном нашем фарисействе нам может показаться, что мы, в отличие от персонажа Христовой притчи, никогда не уходили от Отца и не расточали Его даров, живя распутно: мы же верующие, воцерковленные люди! Слава Богу, если вправду так; но ведь мы уходим от Бога в каждом нашем грехе. Согрешая, мы каждый раз говорим «нет» Богу, с разной степенью осознанности отказываемся жить так, как Он велит, делаем другой выбор. Отец не останавливает нас — как отец из притчи не остановил сына, собравшегося в дальнюю сторону, Он предоставляет нам свободу, неотрывную от личной ответственности. Его любовь выражается в том, что в случае нашего свободного возращения Он всегда готов нас принять — как родных детей, без всякого исправительного срока в наемниках. Он всегда рад, бесконечно, безмерно, нашему возвращению, то есть — покаянию.
Вот как говорит об отце и сыне из притчи, о Боге и человеке, митрополит Сурожский Антоний:
«Блудный сын возвращается домой, потому что память об отце придает ему силу вернуться. Его исповедь мужественна и совершенна: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (ср.: Лк. 15, 18–19). Он осужден собственной совестью, для себя у него нет оправдания, но в прощении есть тайна смирения, который мы должны учиться снова и снова. Мы должны учиться принимать прощение актом веры в любовь другого, в победу любви и жизни, смиренно принимать дар прощения, когда он предлагается».
Неделя о Страшном суде — 19 февраля
Разговор Иисуса Христа с учениками о последнем дне земной истории, о Его Втором пришествии и Страшном Суде проходит через две главы Евангелия от Матфея – 24 и 25. В Неделю о Страшном Суде за Литургией читается фрагмент главы 25; мы же начнем с 24-й.
…тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою… (Мф. 24, 30).
В этой главе Евангелия от Матфея Спаситель отвечает на вопрос Своих учеников о кончине века, о Судном дне. Вся Его речь — суровое предупреждение. Мы читаем и понимаем:никому не удастся вызнать этот срок, никого заранее не предупредят, никому не дадут времени на особую подготовку. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один. <…> Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24, 36, 42). О необходимости бодрствования говорит и притча о рабе, которого господин поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя (Мф. 24, 45), и который почему-то решил, что господин придет нескоро, а пока можно пожить в свое удовольствие.
Но как же непросто человеку жить в постоянной собранности, постоянной готовности к Суду! Не то что непросто, а невозможно, кажется. Тем более что и сама картина Страшного Суда — за пределом нашего воображения, и его неизбежность с трудом вмещается в наше сознание…
Но это вопрос веры, вопрос исповедания нами христианства. Оно не психотерапия, не успокоительное средство, как кажется многим. Оно бесконечно радостно… и столь же беспредельно страшно. Земная жизнь человека конечна. Земное бытие человечества — тоже. Бог терпелив и многомилостив, Он ждет нашего обращения, покаяния, возвращения… Но ждать вечно Он не станет, потому что это обессмыслило бы само Его ожидание. От каждого христианина требуется мужество принять факт неизбежности и окончательности того Суда, который недаром называют Страшным. И просить милости у Судии, подобно мытарю. И безотлагательно вставать и устремляться к Отчему дому вслед за блудным сыном…
Но есть еще одна важнейшая правда о Суде и оправдании на нем. Она — в евангельском чтении Недели о Страшном Суде — главе 25. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 34–40).
Газета «Православная вера», № 02 (718), февраль 2023 г.