Возлюбленные братия, попечалимся ныне о душах наших, которые закоснели и стали холодны, погрязнув в грехах. Как печалятся родители о своих любимых детях, которых потеряли, или скорбят о детях неверующих, так должны и мы печалиться о душах своих. Должны плакать, а если нет слез, то сетовать горько, ибо сердце наше полно злобы, зависти, корыстолюбия и сгорает пламенем различных страстей.
Обо всем этом нам говорит не простой человек, а Сам Господь в сегодняшней притче о блудном сыне.
Для лучшего запоминания нынешнего поучения возьмем из притчи три положения:
1. почему Господь наш Отец;
2. что такое страна, отстоящая далече;
3. как нам прийти к Господу из этой далекой страны, потому что все мы блудные дети.
Итак, возьмем первое: почему мы называем Господа Отцом. Да посмотрите на земных отцов — они заботятся о своих детях, стараясь доставить все необходимое; хотят, чтобы жизнь детей была покойна, благополучна; они для их же пользы наказывают детей, когда те уклоняются от пути истины. Отцы стараются расположить к своим детям сердца близких людей, которые могли бы позаботиться о детях, когда их родители состарятся. Наконец, отец терпит пороки сына своего или дочери, как бы ни были они велики.
Подумайте теперь, если земной отец старается устроить благополучие своих детей, то разве Господь мало заботится о нас? Посмотрите, все, что окружает нас, не дал ли нам Бог? Он дал нам воздух, без которого мы не могли бы жить. Он раскинул над нами чудное небо, а под ногами нам простер земляной покров. Он повелел солнцу освещать и греть нас. Он сотворил звезды, луну, насажал на земле прекрасных растений. Словом, Он дал нам все, чем мы пользуемся теперь и владеем. Разве не позаботился Он о нас как самый любящий нежный Отец?
Отец Небесный заботится о каждом человеке, Он располагает к нему сердца других людей. И посмотрите, редко встретишь человека, которого не любили бы другие. И любовь эта согревает, скрашивает жизнь человека, иногда тяжелую и беспросветную.
Иоанн Златоуст говорит, что, когда жестокосердные братья хотели погубить Иосифа, Господь вложил в сердце Рувима жалость и Рувим уговорил братьев продать Иосифа; когда Иосиф сидел в темнице, Господь смягчил сердца стражей, и они давали Иосифу некоторую свободу. А впоследствии Господь поставил на высоту земного благополучия Иосифа, возвеличил эту чистую, непорочную душу. Господь повсюду следит за человеком, спасая его от многих дурных поступков.
Давид говорит: "Где найду Тебя? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там... удержит меня десница Твоя" (Пс. 138:8-10).
Господь наказывает людей, подобно земному отцу, но наказывает любя, благоволя о нашем спасении, как и Соломон говорит: "Кого любит Господь, того наказывает, биет же всякого сына, его же приемлет" (Притч. 3:12).
Господь посылает нам скорби в наказание, но часто так утешает нас, как не может утешить самая нежная мать свое дитя. Он посылает человеку раскаяние или такое сознание своей греховности, ничтожности, что все страдания переносятся с благодарением, ибо Господь, как бы мы ни были грешны, старается расположить наши сердца к Себе, вызывая нас на покаяние, потому что Он не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился... и жив был (Иез. 33:11).
Посмотрим теперь, что же это за страна далече, в которую мы удаляемся от своего Небесного Отца? Эта далекая страна есть отчуждение человеческого сердца от Бога. И человек, пасущий свиней в далекой стране и питающийся рожками, есть прежде всего тот, кто всецело отдался земным делам. Встанет утром, а у него все дела и заботы. Некогда вспомнить о Боге, некогда помолиться и вознестись умом к Богу. Но Господь посылает за это голод в душу человека: если он не молится, то у него появляется такая туга сердечная, что он не находит себе места и ищет удовлетворения в страстях.
Теперь масса таких голодных людей, погрязших в пороках. Нам известно, что недавно две жены бросили своих мужей, и одна из них застрелилась, а другая повесилась, не утолив своего душевного голода. Они думали только о себе и не пожалели оставшихся детей, на которых нельзя теперь смотреть без слез.
Вот как уходит человек в страну далекую.
Как же нам, блудным сынам XX века, вернуться к Отцу? Говорят, что ныне мешает этому время, но это неправда. Христос говорит: "Любите" и нужно любить от сердца. Христос говорит: "Просите, и дастся вам" (Мф. 7:7).
И мы должны со смирением в сердце просить о прощении наших грехов. Мы должны всегда каяться, всегда укорять себя, должны делать ближнему всякое добро, переносить обиды — словом, делать все, как учил Господь.
Итак, непрестанно помня о Боге, отдадим, как говорит апостол Павел, в жертву Ему душу и телеса наши, возвратимся в обители Отца Небесного, и Он примет нас с великой радостью, и будем мы наслаждаться в Жизни Вечной во веки веков. Аминь.