Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Слово о принуждении ко спасению
Просмотров: 3340     Комментариев: 0

Вениамин, епископ Саратовский и Балашовский, исповедник

Братие возлюбленные! Все мы слышали слова Иисуса Христа, говорящего: «Царствие Божие нудится, и только тот, кто принуждает себя (то есть прилагает усилия), тот восхищает его».

Почему мы должны принуждать себя к деланию добра, так как хотим достигнуть Царствия Божия? Мы должны принуждать себя к покаянию потому, что постоянно грешим, принуждать к любви, дабы оказывать ближним помощь, принуждать к миру сердечному, чтобы научиться побеждать гнев и злобу и не помнить обид и, наконец, должны принуждать себя к молитве, потому что хотя и скучно молиться, а нужно молиться.

Каждый день мы должны принуждать себя к совершению добра, и, кроме того, всегда помнить о немощи своей, сознавать, как ничтожны мы перед Богом. И святые Отцы, со времен апостольских учили, что нужно всегда в сердце иметь молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» или просто говорить «Господи, помилуй», но не механически, а с сокрушением сердца, ибо тогда человек сознает, как он ничтожен, как он грешен и убог перед Богом. И мы, чтобы помнить всегда о немощи нашей, будем молиться молитвой Иисусовой, а если ум наш занят и сердце разбито, просто устали, произносить лишь слова: «Господи, помилуй», но с великим пониманием их. Тогда сердце наше будет приходить в умиление, и, сознавая немощь свою, будем принуждать себя к спасению. Лучше немного слов сказать с пониманием их и с сокрушением сердца, чем много без толку. И апостол Павел говорит: «Лучше я произнесу пять слов с пользой, чем тьму без пользы».

Блаженной памяти почивший старец архимандрит Паисий (Величковский) так объяснил слово «помилуй». Помилуй — означает прошение, и мы, произнося это слово, как бы просим у Господа помощи в наших подвигах. Мы как бы говорим: «Господи, дай нам дух любви, ибо мы злы и раздражительны, дай нам дух молитвы, ибо мы немощны, Господи, дай нам дух чистоты, чтобы помыслы нечистые не касались нас, дай нам дух смирения, ибо мы горды, дай нам дух мира. Вот все эти просьбы выливаются в одном слове «помилуй». И чтобы помнить о том, какое значение имеет это слово, мы, произнося его, будем мысленно просить о любви, кротости, чистоте, терпении и целомудрии и о всех наших нуждах. Кто так молится Господу, тому помогает Он Своей Благодатию. И какой бы не был грешный человек, будь он отъявленный блудник, преступник и убийца, но если он сознает немощь и ничтожество свое перед Богом, то Господь простит, ибо нет границ милосердию Божию.

Ведь что такое сознать немощи свои? Это значит почувствовать себя ничтожным, темным перед Богом, это начало смирения христианского, это первая ступень. Сознать немощь, значит сознать грехи свои и каяться в них. Но, по слову Григория Двоеслова, Господь не требует постоянного покаянного исповедания, подобно листьям, покрывающим дерево, а смотрит Он на дела после покаяния, на действия, которые человек прилагает к исправлению своей жизни. И таково милосердие Божие, что цели бы сам диавол покаялся, то и его Господь принял бы и простил. И чтобы мы не отчаивались в своем спасении. Господь дает нам пример: это рассказ из жизни прел. Антония.

Два беса один раз спорили между собой. И вот один из них, по имени Зелифер, сказал: «Может ли Бог простить диавола, если он покается? Пойдем к Антонию, пусть он помолится, чтобы Бог открыл ему это». И вот в образе человека приходит он к Антонию, горько рыдая. Антоний, от которого Господь скрыл, что перед ним бес, спросил: «Что с тобою, брат мой?» А бес отвечал: «Отче, мои грехи равны грехам диавола». Тогда Антоний, думая, что он говорит это по смирению, сказал: «Что же тебе от меня нужно?» «А ты, Отче, — говорит бес, — узнай у Бога, может ли Он простить диавола, потому что я, как сам сатана в грехах?» «Хорошо, — говорит Антоний, — я помолюсь, а ты поди». И когда он исчез, Антоний ночью стал на молитву и так просил Господа: «Господи, открой мне, можешь ли принять покаяние Ты от этого врага?» Он долго молился с воздетыми руками и просил Господа за грешника. И вот явился к нему Ангел и сказал: «Ты не знаешь, что молился за беса?» «Почему же Господь скрыл от меня это?» — спросил Антоний. «Для вразумления человеческого, — ответил Ангел, — дабы знали все, как милосерд Господь, принимающий даже диавола, если бы он покаялся. Слушай же, что нужно сказать ему, так говорит Господь Бог: «Ты злоба древляя, не можешь быть началом новой добродетели, ты, начальник зла, не можешь быть, началом спасения, ты, мерзость бесовская, не можешь быть чистым. Но если хочешь, чтобы Господь вновь принял тебя в лик ангелов, поступи так: три года стой лицом к востоку (ибо бесы не утомляются, не имея плоти) и с сокрушением сердца взывай к Господу и молись, говоря сто раз «Помилуй мя за злобу древлюю», сто раз «помилуй мя за мерзость запустения» и, если исполнишь так все, то Господь простит тебя и вновь примет к себе». Когда на следующий день в назначенное время явился к Антонию плачущий муж, то он его встретил словами: «Я знаю, кто ты, я знаю, что ты диавол, так говорит Господь Бог: ты злоба древляя, ты начало зла и порока, не можешь быть началом новой добродетели, но если хочешь каяться, то слушай, что повелел тебе делать Господь». И он рассказал все слышанное от Ангела. Тогда Зелифер рассвирепел и закричал на Антония: «Ах ты скверный чернец, злой старик, да разве я буду унижать себя, да разве я назову себя злобой древлей, разве я назову себя начальником зла и буду смиренно умолять, когда я царствую над миром, когда я живу в сердцах людей, да я этого не сделаю никогда!» — И бес, в исступлении крича, исчез из кельи. И сказал тогда Антоний: «Правду говорил Ангел, разве может быть злоба древляя началом новой добродетели?»

Воистину велико милосердие Божие. Вот и мы не должны отчаиваться в своем спасении и уповать на Господа, сознавать свою немощь и умолять Его о прощении. Ему же слава во веки. Аминь.

Газета «Православная вера» №19, 1996 г.