Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Слово Высокопреосвященнейшего Лонгина, Митрополита Саратовского и Вольского, на торжественном акте, посвященном двадцать третьему выпуску Саратовской православной духовной семинарии
Просмотров: 2655     Комментариев: 0

Дорогие о Господе отцы, братия и сестры!

 

Сердечно поздравляю всех вас с окончанием учебного года, а выпускников и выпускниц — с завершением обучения в Саратовской православной духовной семинарии и Межъепархиальном женском духовном училище!

В любом учебном заведении выпуск — это праздник: для вчерашних студентов это в каком-то смысле начало новой жизни, самостоятельного пути в профессии. Но большинству наших выпускников предстоит не работа в обычном понимании этого слова, а служение — служение Богу в священном сане, что предполагает совершенно особую ответственность. Вот почему на нашем торжественном выпускном акте я как ректор семинарии, как правящий архиерей епархии и просто как священнослужитель, у которого уже есть некоторый опыт, обращаюсь к вам с традиционным словом. И в нем звучат не только поздравления, но и практические советы, предупреждения о трудностях, которые могут встретиться в вашем дальнейшем служении.

Нам, духовенству, доверено великое дело совершения Божественной Литургии и церковных Таинств, принесения Богу Бескровной Жертвы за людей, проповедь Евангелия в мире. Служение священника — это служение слова. Для того, чтобы наше слово было услышано, оно должно быть с солью (Кол. 4, 6), с силой, как говорит апостол. К сожалению, мы видим, что этой силы нам часто не хватает. Думаю, эта проблема была актуальна во все времена. Но особенно остро она стоит сегодня, когда большинство духовенства в нашей Церкви составляют молодые священники, вчерашние и сегодняшние выпускники семинарий. Дело в том, что нашему духовенству столько лет, сколько нашему церковному возрождению — то есть 25 – 30. Причем это возрождение наша Церковь начала совершенно обескровленной после семи десятилетий гонений. Утрата преемства — передачи церковной традиции молодому духовенству непосредственно от тех, кто прослужил у престола не один десяток лет,— сегодня является одной из самых острых проблем церковной жизни и, может быть, особенно в нашей епархии. Конечно, Господь наши немощи врачует и «оскудевающее восполняет». Однако нужно помнить, что Он подает Свою помощь только в ответ на наши усилия и старания. Что же необходимо делать, как восполнять свои душевные силы и человеческие ресурсы, чтобы нам было, что отдавать, чем делиться с людьми?

Очень важно продолжать учиться, теперь уже в школе жизни. Искать наставников, добрые примеры служения — а от дурных примеров, наоборот, отвращаться. Продолжать свое самообразование, больше читать (и духовную, и классическую литературу), не терять интереса к высоким проявлениям человеческой души — к культуре и искусству. Ведь для обращения к современному миру священнику очень важно быть разносторонне образованным человеком.

Но самое главное — пастырю самому нужно жить по-христиански; самому совершать то духовное делание, которому он призван научить своих прихожан. Это непросто. Недаром преподобный Серафим Саровский говорил, что учить других — словно бросать камни с колокольни, а выполнять самому то, чему учишь,— это камни на колокольню носить.

И для начала нужно научиться очень трезво относиться к самому себе. Думаю, каждому молодому или будущему священнику надо держать в памяти наставление известного пастыря протоиерея Василия Ермакова (а он служил с 1953 года до кончины в 2007 году): «Многие думают, что у священника перед мирянами есть какая-то привилегия или особая благодать. Печально, но так cчитает большинство духовенства. Я же так скажу: у священника есть одна привилегия — быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки всю оставшуюся жизнь. Бог не дает нам выходных и отпусков. У тебя нет настроения, все равно — иди и служи. У тебя болят ноги или спина, — иди и служи. У тебя в семье проблемы, но ты все равно — иди и служи! Этого требует от нас Господь и Евангелие. Если нет такого настроя — всю свою жизнь положить на служение людям — то займись чем-нибудь другим, не дерзай принимать на себя иго Христово».

Служение в храме, все его составляющие — от совершения таинств до общения с самыми разными людьми — требует от священника, прежде всего, добросовестности. В каждом деле надо помнить, что мы совершаем его перед Самим Богом, перед очами Божиими. Этого не нужно бояться, но нужно постоянно испытывать свою совесть.

Священнику крайне необходим опыт борьбы со своими страстями. Он подвержен любому греху, любому искушению так же, как и мирянин, причем иногда даже в большей степени. Нужно это понимать, уметь распознавать, как говорится в молитвах, «стрелы вражии» и от них защищаться. Поэтому священнику очень хорошо иметь опытного духовника, и исповедоваться не два раза в год во время общей исповеди духовенства, а гораздо чаще. К тому же, только таким образом — часто исповедуясь — молодому батюшке можно научиться исповедовать людей, чтобы и ему самому, и приходящим людям исповедь приносила помощь и укрепление.

Я хотел бы предупредить вас и о такой опасности. Мне как архиерею, к сожалению, приходится запрещать духовенство в служении за серьезные проступки, а чаще всего запрет является констатацией факта, что священник сам оставил свое служение. Сегодня интернет наполнен «исповедями» бывших батюшек, в которых они всячески романтизируют свой уход и обвиняют в нем Церковь, архиерея и т.д. Но практически всегда истинной причиной оставления служения и «обиды» на Церковь является нераскаянный грех. Скажем, измена супруге, оставление семьи практически неизбежно ведет к измене своему служению; привычка ставить самого себя в центр вселенной — к осуждению всех и вся, сослужителей, священноначалия и самой Церкви. Вот почему с грехом нужно бороться, каким бы незначительным он нам ни казался, и буквально стремиться душой к полноценной и частой исповеди.

Святитель Тихон, Патриарх Московский, в свое время напоминал новорукоположенному иерею: священник может приводить души ко Христу, только когда он сам созидает себя духовно. «Посему, для успеха пастырского делания твоего надлежит тебе первее всего позаботиться о собственном просвещении и очищении»,— говорил святитель.

Мне приходилось видеть старых священников, которые служили у престола десятилетиями в тяжелые для Церкви времена. При этом они не теряли молитвенного настроя и благоговения, не разочаровывались ни в Церкви, ни в людях, ни в самих себе. Им не надоедало богослужение. Они на деле исполнили апостольское наставление «не угашать духа» (см.: 1 Фес. 5,19), и всю жизнь сохраняли в своем сердце ровное горение. И, наверное, каждый священник знает, или должен знать, в теории, что нужно делать, чтобы сохранить веру, и может рассказать об этом в проповеди своим прихожанам. Но надо самому, на деле, исполнять все это, переживая моменты общения с Живым Богом в собственной душе. Надо стараться, чтобы молитва была внимательной и сосредоточенной, чтобы богослужение совершалось без спешки и было понятным для прихожан. По сути, молитва — это основное делание священника, то главное, чем он может помочь людям. И если священник не молится, не любит и не умеет служить, тяготится богослужением — это может привести к очень тяжелым последствиям.

Ежедневное, хотя бы понемногу, чтение Священного Писания, святоотеческих книг, пусть небольшое, но постоянно исполняемое, личное молитвенное правило, постоянная память о Боге не дают духу угаснуть и предохраняют от так часто поминаемого сегодня «выгорания». Надо помнить, что источником благодатных сил для священнослужения является только  Сам Господь.

И еще об одной стороне служения очень важно сказать. Не случайно в Евангелии  названы важнейшими заповеди о любви к Богу и людям. И в жизни они связаны напрямую. Преподобный авва Дорофей приводит известный пример с кругом и его радиусами и объясняет: насколько люди становятся ближе к Богу, настолько они приближаются и друг ко другу. И наоборот: тот, кто удаляется от Бога, далек и от людей.

Самое страшное для священника — равнодушие к приходящим людям. Надо их жалеть, учиться любить, использовать любую возможность достучаться до них, скажем, при совершении треб и таинств крещения, венчания, объяснять их смысл и значение молитвы. Будем помнить: кто бы ни встретился на нашем пути, кто бы к нам ни пришел — его всегда посылает Сам Господь. И нам придется дать Ему ответ, если мы своим равнодушием, ленью, а то и грубостью, недолжными словами или поступками кого-то отвратим от храма.

Из года в год мне приходится говорить, к сожалению, о проблемах в семейной жизни нашего духовенства. Семью не случайно называют «малой Церковью»: взаимоотношения в Церкви и семье во многом похожи. Семейная  жизнь воспитывает в людях самые необходимые христианские человеческие качества: любовь, верность, терпение, понимание, умение заботиться о благе другого. Но мы живем в такое время, когда брак и супружество обесцениваются, и разрушительные процессы, идущие в миру, проникают в семьи верующих людей. Церковные каноны говорят, что священник, не сумевший сохранить семью, управить свою домашнюю Церковь, не может оставаться священником. Это очень горько, но наши молодые батюшки тоже разводятся. Мне хотелось бы пожелать тем, кто уже вступил в брак и кто только собирается это сделать, чтобы ваша семейная жизнь строилась на твердом основании веры, чтобы супруги священников были настоящими помощницами своим батюшкам в несении пастырского креста; чтобы сами батюшки всегда осознавали свою ответственность перед Церковью и своей семьей.

Сегодня многие люди убеждены, что в современном мире, в наше лукавое время невозможно жить по-христиански, но это неправда. Священник и его семья могут и должны быть в этом примером: они призваны показать, что жизнь по заповедям — самая правильная и счастливая для человека. Это жизнь, которая наполнена любовью — к Богу, своим родным и ближним, и всем людям. И думаю, все вы такие добрые примеры видели рядом с собой.

Вообще в пастырском служении очень много глубокой и чистой радости, и даже скорбь, которую священник разделяет со своими прихожанами, часто становится, как говорили святые отцы, радостотворной. Это радость видеть, как душа человеческая освобождается от греха, как мощно действует Господь в мире и человеческой жизни. Это самая большая в жизни радость осознавать реальность бытия Божия и вечной жизни, служить Самому Христу. Мы живем в атмосфере непрекращающегося чуда: все новые и новые люди, часто с тяжелыми судьбами, самыми разными путями приходят к Богу. И уже одно это говорит, что Бог не потерял надежды на наше исправление. Значит, и нам нельзя терять надежды на Бога, отчаиваться и опускать руки. Если Бог в нас верит — а Он верит в нас,— то тем более мы должны доверять Богу и стараться в тех условиях, в которых мы находимся, жить и служить достойно.

Я сердечно приветствую также выпускниц Межъепархиального женского духовного училища во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Все они получили специальность регента церковного хора.

Дорогие сестры, вам предстоит особое служение, очень значимое и востребованное. Меняется мир вокруг нас, возникают новые формы церковной проповеди (скажем, сегодня активно используется тот же интернет). Однако по-прежнему главное, что помогает людям по-настоящему прийти к Богу,— это церковное богослужение, участие в таинствах, добрая атмосфера в храме. А богослужебная сторона приходской жизни в большой мере зависит от регента. Хорошее пение, внятное осмысленное чтение, благоговейное отношение к службе тех, кто находится на клиросе, очень важны для того, чтобы наши прихожане смогли понять и полюбить службу и храмовую молитву. Поэтому я желаю вам успехов в ваших дальнейших трудах. Желаю всегда быть настоящими добрыми христианками, которые своей чистой жизнью, заботой и любовью, по слову апостола, приобретают людей для Бога (см.: 1 Пет. 3,1).

От души благодарю за труды, понесенные в этом учебном году, профессорско-преподавательскую корпорацию нашей семинарии во главе с игуменом Варфоломеем (Денисовым), администрацию Межъепархиального учебного центра во главе с протоиереем Сергием Кляевым.

Еще раз желаю всем вам в жизни и служении всегда держаться Господа искренним сердцем (Деян. 11, 23). Желаю помощи Божией в дальнейших трудах, доброго здоровья, радости и утешения!