Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Счастье найти жизнь
Просмотров: 4151     Комментариев: 0

Значительную часть духовного наследия епископа Вениамина (Милова) составляют его письма. Это просто чудо, что они сохранились во времена гонений и лихолетья. Давайте себе представим: владыка более семнадцати лет провел в лагерях и ссылках, а поднадзорным он был всегда. И то, что люди бережно сохраняли его письма, которые в любой момент могли стать уликой против них самих, говорит о том, что эти листочки были им крайне дороги…

В 2017 году в издательстве Троице-Сергиевой Лавры вышло трехтомное собрание сочинений епископа Вениамина (Милова; 1897–1955). Первый том составляют его жизнеописание, автобиографические записи, изданные под названием «Дневник инока», и письма, часть которых опубликована впервые. Эти письма адресованы семье московского художника, имя которого издателями не раскрывается (самому адресату, его супруге и сыновьям, которых издатели обозначили именованием «Старший» и «Младший»). Дело в том, что эта переписка — удивительное тонкое, личное, исповедальное с обеих сторон духовное общение. И, с одной стороны, можно понять стремление к некоторой прикровенности со стороны тех, кому написаны эти письма. А с другой — совершенно немыслимо было скрывать под спудом документы, которые являются настоящим сокровищем для всех, кто ищет наставления в духовной жизни.

Напомним вкратце биографию владыки Вениамина, чтобы обозначить, в какой период были написаны эти письма.

Виктор Милов (будущий архипастырь) родился в 1897 году в священнической семье. Окончил Вятскую семинарию (учился он очень хорошо), поступил в Казанскую духовную академию, учеба в которой была прервана Октябрьским переворотом. В 1920 году принял монашество в московском Даниловом монастыре, был рукоположен в священный сан. В 1922 году окончил Высшую богословскую школу при Даниловом монастыре. В 1923-м — назначен наместником мужского Покровского монастыря в Москве. Здесь впервые был арестован и приговорен к трехлетнему заключению. В 1932–1938 годах жил во Владимире под надзором, почти на положении ссыльного, изредка тайно выезжая в Москву к духовным чадам. В июне 1938‑го вновь был арестован и восемь лет отбывал наказание в Устьвымлаге. По завершении этого срока, в 1946 году, поступил в братство Троице-Сергиевой Лавры, преподавал во вновь открывшейся Духовной академии. Новый арест и ссылка в степные райо­ны Казахстана вновь надолго оторвали его от близких людей, от научных трудов, серьезно подорвали здоровье… Вскоре после освобождения архимандрит Вениамин был назначен епископом Саратовским и Балашовским. В феврале 1955 года он был рукоположен в архиерейский сан и прибыл на свою кафедру. В Саратове владыка скоропостижно скончался 2 августа, в Ильин день. За эти месяцы саратовская паства так полюбила своего архиерея, что его память почитается здесь спустя многие десятилетия…

Письма владыки (тогда архимандрита Вениамина), которые опубликованы недавно и с которыми мы хотим вас познакомить, написаны в так называемый «владимирский период». Некоторое время в семье художника жила портниха Е. А. Морозова — преданное духовное чадо владыки. Видя искреннюю расположенность семьи к вере, она захотела познакомить их со своим духовником. «Встреча в конце концов состоялась, вылившись в глубокую взаимную духовную любовь, о чем батюшка впоследствии писал: "Что я чувствовал по поводу вашей семьи за это время? Она гвоздем вбита в мое сердце"», — вспоминал сын художника. Он размышлял впоследствии: «Чем могла привлечь отца Вениамина наша семья, жившая тогда в гораздо большей степени проблемами эстетическими, нежели богословскими, церковными? Думаю, интеллектуальной культурой моих родителей, соединенной с искренней религиозностью. Насильственно изолированный, батюшка очень нуждался в доверительном общении, в возможности "перекинуться мыслями", как писал он нам потом из далекой ссылки, пастырски поделиться сокровенным».

Отец Вениамин не раз останавливался в доме художника в Москве: здесь он мог в тишине и покое работать над своими богословскими трудами. Когда же он был вынужден подолгу оставаться во Владимире, и не было возможности встретиться, поговорить, писались письма. В то время они никогда не отправлялись по почте, а передавались через близких людей.

Эти письма — о самом важном, о «едином на потребу». В них духовник объясняет людям, только начинающим духовную жизнь, в чем она состоит. Что такое спасение, как его достигнуть, что нужно делать для этого? Почему так важна исповедь, как научиться молиться? Наконец, как, оставаясь в миру, работая на светской работе и учась в обычной школе, все-таки вести жизнь христианскую? Вот почему эти письма, адресованные конкретным людям, могут принести пользу очень многим. Мы узнаем себя в каких-то жизненных ситуациях, мучаемся похожими сомнениями и задаем похожие вопросы…

«Я сам, хотя в духовной среде жил и прошел все духовные школы, но до 32 лет мало имел понятия о том, как можно ощутить весь божественный мир, сродниться с ним и спокойно готовиться перейти в него с наступлением смерти, — писал владыка. — Теория — одно, а практика — другое. И вот многое горе, ряд великих испытаний под руководством тайного водительства Промысла Божия наконец привели меня к тому, что в идеях христианства милосердие Божие дало мне счастье найти жизнь».

Из писем архимандрита Вениамина

 

Дорогие о Господе …!

Заметьте, что характер нашей жизни, в силу нашего падения изначального, есть душевно-телесный. В искусствах, науке, в устроении земного быта своего у нас работает более природа, силы души нашей. Но задача нашей земной деятельности клонится не к тому, чтобы умереть культурным человеком, насыщенным благами земли, а в том, чтобы свою природу положить в силу Божию, эту силу Божию восчувствовать, приумножить в себе подвигом, страданием, научиться носить ее во плоти, одухотвориться ею и в таком облагодатствовании отойти к Богу для более совершенного единения с Ним и зрения Его лицом к Лицу во Христе. Вот совместить занятия земли с долгом своего, так сказать, обожествления и трудно. Мы нагоняем лоск приличий и светской вылощенности обычно совне, а нужно облагораживаться собственно изнутри, влияниями самого Господа Иисуса Христа.

Спрашивается, как же это возможно? Постепенным обращением себя к личному молитвенному единению с Господом, к благоговейно смиренному поведению пред Ним и к смиренно мужественному перетерпливанию домашних огорчений с восстановлением общего мира после каких бы то ни было искушений.

***

…Самое спасение наше можно определить так: спасение есть сознательный и свободно избранный разрыв с опорами сатаны в нас — пристрастиями и страстями, с греховными помыслами и мечтаниями диавола (вражии прилоги или внушения воспринимаются нами как мысли); и вместо того принятие в глубину сердца, ума и воли мыслей, чувств и действий, заповеданных Евангелием, а чрез то приход в живое общение с Богом…

Вот с этой-то точки зрения и глядите на свои жизненные обстоятельства и подгоняйте практику личной жизни к необходимости так ожить. Самоотречение — не самоцель и пост — не добродетель. Они — способы утончения, раскрытия себя пред Богом. В данную же раскрытость влагает Господь действие силы, когда ведает. Пострадай, изъяви на деле готовность слушаться Бога, тогда и познаешь Спасителя в действии Его внутри. Тогда по-новому воспринимается Писание, и зрение на все будет другое.

***

В Церкви замечательно особенно одно явление… Вот, я, глубокий грешник, если искренно пожелаю найти в церковном обществе и общении таинств и молитв Господа Иисуса Христа в Его, разумеется, сильном действии на меня, то непременно найду, и до некоторой степени нахожу. Для этого стоит только вычистить себя покаянием, обособиться от греховных привычек сначала в делах, потом через борьбу с расположениями, наконец, устремиться вседушно к молитве, смирянию себя, доброте и терпению с мыслью, что этим я угождаю Христу, — и тотчас сердце мое начинает утончаться, и я, не знаю, как и откуда, начинаю ощущать привходящую в меня силу, начинаю жить и ходить в ее присутствии. После того Бог из мыслимого Существа превращается для меня в реальность, в живое любящее меня Существо, Которому сладко всегда предстоять молитвенно. Дорасти до этих состояний — значит пробиться к Богу сквозь кору своей душевной страстности.

Частично Бог удостаивает нас Своих откровений после каждого доброго дела, совершенного с жертвой себя в пользу ближних. Тогда душа, как губа, напоевается чудной силой свыше. Кто не упускает данных моментов, но полагает на них труд молитвы, тот постепенно приходит в яркое чувство присутствия Божия. Тогда — придем ли мы в Церковь и станем ли там говорить два простых слова: «Господи, помилуй» — как в это время все наше существо действием Божиим трепетно пронизывается именно ощущением близости к нам неописуемого Источника Силы. Это — пресладко и блаженно. Здесь какое-то прозрение в Бога, требующее чистоты сердца и при наличии ее становящееся доступным нам.

Обычно к такому состоянию вслед за покаянием мы приходим терпением во всех отношениях: терпением скуки на молитве, терпением при налаживании отношений любви ко всему, тогда как все у нас постоянно рвется от самолюбия, терпением личных восстаний страстей — гордости, похоти, корысти и чревоугодия и подавлением их вспышек.

Коротко обобщить сказанное можно так: начни борьбу с собой, покайся, введи себя в веру и жизнь по вере молитвой, тогда самое дело объяснит непонятные до этого состояния верующих. Преподобный Серафим Саровский и всю цель жизни полагал в стяжании благодати Святого Духа.

Как есть в мире вещественные силы — электричество, паровая сила, сила тяготения, так есть здесь еще более поразительная сила — благодать. Она является только чистоте, простоте, смирению и труду — при наличии этих качеств.

***

Теперь о самом главном — о душе…

Да, опыты в духовном делании приводят с течением времени к вашему выводу: «ничего не умеешь, ничего не можешь, ничего не выходит». Это уже есть достижение великое: сознать свою никчемность, почувствовать свое бессилие в достижениях внутренних. Приобретение такого самочувствия я уподобил бы подготовке грунта в картине, подготовке полотна, на котором будут нанесены сначала общие контуры, потом разрисовка. Суть в том, что пишет рисунок-то в нас Сам Дух Святой. Приходит неведомая дотоле сила и начинает в нас все переплавлять, но приходит на подготовленный лишь грунт. Я до тридцати лет с лишним, пожалуй, находился в настроении Младшего: поесть послаще, механически помолиться и дальше не идти духовно. А как смертельно заболел, Господь показал воочию бытие Своего влияния… Вот когда душа ценой страдания и упорного труда над собранностью жизни в Боге, после многих бесплодных самоличных усилий перевоспитать себя издаст металлически звонкий крик к Богу: «Господи, если Ты не поможешь, я погиб. У меня нет сил стать лучшим», — вот тогда-то и приходит на приготовленность души смирением яркий свет силы Божией, озаряет душу блаженно и упокоевает.

Теперь вся суть подвига сводится прежде всего к хранению чистоты мыслей. Надо стать скупым на слова ради щедрого расточения слов в частой беседе с Богом. К этому прибавьте труд все говоримое и делаемое выпускать с печатью молниеносно краткой молитвы, вроде: «Господи, благослови сказать», «научи сделать» то и то.

Нормальным для себя должно поставить хождение во всегдашнем сокрушении сердца: всегда внутренно считайте себя безответными грешниками, ни на что не годными без Бога, во всем нуждающимися в очищении свыше. На словах смиренных чувств никогда не показывайте: иначе явится новый вид гордости. Смирение надо показывать только в делах и так: принимать желания других вопреки воле своей с терпением и молчанием; в минуты вспышек сердечных молчать болезненно с помощью молитвы и говорить, лишь успокоившись; все скорбное принимать, как от руки Божией и принуждать себя чувствовать во всем коренную зависимость от Бога и Его силы. Если будете ходить в сокрушении сердца, тогда уже будете в силе Божией, хотя она еще и светит тогда чуть-чуть, как сквозь тучи пробиваются лучи солнца. Сила Божия, заметьте, около самого сердца, но мы отгородили себя от нее, как занавеской, страстностью.

Вслед за чувством сокрушения и частичным ощущением своей греховности последует развертывание картины всего в нас утонченного зла, ядовитости. Порывы подавить его самонадеянными усилиями будут систематически приводить к полному краху всех чаяний на успех, пока человек не возненавидит себя и весь не упадет богопреданно в волю и судьбы попечения Божия. Видите, какой сложный процесс душевных изменений ведет к единению с Богом. Иногда написанное выше свершается с человеком скоро, если кто откачнется резко от жизни по самолюбию и, перестав верить себе, поверит Богу. Если же мы не перестанем водиться самолюбием, то сами создаем тормоз в общении своем с Богом.

Вывод из сказанного такой: усилим самопознание, углубим смирение, поборемся с собой и в страдальчестве при понуждении себя отказываться от своих желаний внезапно удостоены будем действия Божией силы. Утешительно слышать вот что: святые отцы говорили, что, если смерть застает нас борющимися, Бог не оставит нас милостью, пусть мы и весьма несовершенны. Наше дело — бороться за тщательность и чистоту молитвы, доброты, самообуздания, а Божие не замедлит прийти к нам.

***

Сторону в нас жизни себялюбивой хотелось бы оттенить поярче, тем более что и дорогая … затронула этот вопрос.

Вероятно, сами мы в смысле наклона себя к отказу от гордости сделаем мало. Но Бог поможет. Невольными скорбями наклонит Он нас к зрелому смирению, и мы после промыслительной обработки наших душ годны будем к смерти. Поверьте, что и живем мы на земле из-за неготовности к небесной жизни. Ни семья, ни нужность человека — у Бога не задерживают бытие кого-либо на земле. Задерживает нас в этом мире исключительно несломленность самолюбия.

Поэтому, что знаем, будем делать тщательно, а сами ни во что не поставим своих трудов, а все обращать взоры не перестанем на одну милость Божию…

Еще есть средство смирения себя восхитительное: это научиться во всех неприятностях видеть лишь свою болезнь и укорять одного себя. Тогда волны огорчений не бросят нас еще дальше от берега покоя, а, наоборот, пройдут без вреда над нашей головой с пользой, оставляя в нас следы смирения. Что бы неприятного в домашней ли жизни или вне ни произошло, нырнуть стоит лишь под набегающую волну самоукорением, и покой наш останется нерушимым. То, что сейчас пишу, хочу я и сам опытом познать, да никуда не годный ученик-то я. Все рвется у меня. А все-таки не теряю надежды когда-либо сподобиться дара волевой выдержки в искушениях.

***

В человеке главное — чистота сердца. Как молитва своей силой показывает, хорошо ли человек живет, так чувствительность сердца к ощущению Божией силы — верный знак, чисто ли сердце человека. Прочищают сердечное зеркало ум и воля: ум — чистотою помыслов, воля — непременным смирением, преданием в волю Божию себя и всей своей жизни с ее скорбями и бедами.

Обычно мы очень нетерпеливы, все хотим уложить по своей воле и не хотим терпеть малейшего огорчения в течение нашей жизни. У нас всегда недовольство чем-нибудь. Отчего? Да глубина сердца, как сказала Божия Матерь в Своей знаменитой песне, занята «гордой мыслью сердца». Направлять себя надо к тому, чтобы душа хоть устами смирялась, говоря: «Господи! Да будет Твоя святая воля в моих огорчениях. Дай мне силы потерпеть неудачи. Господи! Ты — Хозяин радости. Мне очень скорбно! Я верую, что Тебе легко порадовать человека. Чем Тебе угодно, обрадуй меня».

Да, для Господа нетрудно порадовать любую душу человеческую. Обычно на душе лежит какой-то тяжелый, странный камень и давит ее. Даже дышать бывает тяжело. Когда же Господь одним только мановением незримой силы Своей прикасается к больному человеческому сердцу, этот камень спадает, и все разрешается в умиление и сладкие слезы.

А тяжело отчего бывает? Детскости нет пред Богом, простоты нет, напряжения нет к молитве… Для силы молитвы необходимы вот какие условия: ни на кого не надо иметь сердца неприязненного. Тут чистый враг. Никогда не надо объедаться или пресыщаться и никогда нельзя порабощаться плотским помыслам, чувствам и движениям.

***

Теперь немного еще о чревоугодии. Постарайтесь впредь среду и пятницу хранить нерушимо. Никогда не разрешайте себе тогда молочного и мясного. Не беречь названных дней — значит слишком малодушничать в саможалении. Лучше скоромное отдать, если оно остается, чем съесть. Меньше греха в обречении скоромных продуктов даже на порчу, чем в использовании их вопреки воле Божией. Никаких компромиссов тут не должно быть и ни под каким видом. Это закон до гроба. Если колебаться еще в этих вопросах питания, то нельзя тогда ничего выполнить в христианстве с постоянной верностью Господу в малом.

***

Свою задачу жизни я так себе представляю: 1) держать себя в режиме; 2) подклонять себя под влияния слова Божия и Церкви; 3) иметь личное молитвенное единение с Господом и 4) ходить пред Богом в борьбе за незлобие, чистоту, смирение, сокрушение сердца и доброделание. Таким быть ежемгновенно. При этом больше надо молчать, дабы не рассеиваться и себя не обворовывать.

Так жить можно лишь в том случае, если исповедь создаст в душе известный фон светлости, чистоты и мира. <…> Барометр исповеди — совесть. А ясность указаний совести зависит от того, насколько мы обогащены познанием своих грехов и их восчувствованием. Чтобы покаяться во спасение и исповедаться спасительно, для этого совершенно неотложно необходима нам помощь благодати. Когда без тайной силы и веяния благодати Святого Духа начинаешь каяться, тогда упираешься в какой-то рационализм, а сердце тогда мертво или почти нечувствительно к сознаваемому злy. Когда же каешься в Духе Святе, тогда весь горишь и стыдом и омерзением ко грехам и в то же время весь бываешь проникнут жаждой новой жизни, желанием не огорчать Спасителя и не отлучаться от Него ни на сколько. Истинное покаяние — дар, который надо предварительно вымолить у Бога.

Вот почему я и вам обоим желаю этого дара не меньше, чем себе, желаю с тем, чтобы мы, самоопределившись по Богу, были Божиими всецело.

С любовью о Христе, грешный А. В.

Газета «Православная вера» № 17 (612)

[Подготовила Наталья Горенок]
Материалы по теме

Совсем недолго — чуть менее полугода — возглавлял Саратовскую кафедру епископ Вениамин (Милов), но остался в сердцах христиан всенародно чтимым подвижником благочестия — печальником нашей земли. К месту его погребения всегда приходили люди со своими горестями и радостями, и молитва их была столь небесплодна, что это преданное паломничество длится до наших дней — почти 70 лет. Как свидетельствовал один из очевидцев, когда в 1955 году владыка с большой теплотой и сердечностью произносил с амвона первые слова обращения: «Дорогие, возлюбленные, Богом данные мне дети…», прихожане начинали плакать, видя искренность и духовную наполненность его слов. Это был глубокий богослов, аскет и смиренный ученый монах — саратовская паства приняла служение пострадавшего за веру Христову исповедника как милость Божию. А мраморный крест на месте его упокоения на старом Воскресенском кладбище на десятилетия стал ориентиром для ищущих ответы на непростые жизненные вопросы

Просмотров: 1433
Комментариев: 0

2 августа к могиле владыки Вениамина (Милова), епископа Саратовского и Балашовского, на старом Воскресенском кладбище Саратова приходит множество людей. В этом году отмечается 65-летие со дня его кончины. Можно утверждать, что на Саратовской земле это самый почитаемый подвижник. Уже несколько поколений верующих саратовцев приходит к месту его упокоения с твердым убеждением: «Здесь лежит наш святой»

Просмотров: 6460
Комментариев: 0

В чем смысл поста? Как он связан с покаянием? Какова его мера для мирян? Зачем вообще в христианской жизни необходимы внутренняя дисциплина, самопонуждение? Разве нельзя обойтись без всего этого?... Эти вопросы обычно бурно обсуждаются в православном Интернете в дни постов, ведь современному человеку пост кажется ненужным и непонятным анахронизмом.

Но тем, кто искренне ищет ответы на эти вопросы, могут помочь письма архимандрита Вениамина (Милова), будущего саратовского архипастыря, его духовным чадам. Напомним, при каких обстоятельствах они были написаны

Просмотров: 3264
Комментариев: 1

2 августа — годовщина кончины Епископа Вениамина (Милова) — подвижника ХХ века, исповедника веры, имя которого связано и с Саратовской землей

Просмотров: 3764
Комментариев: 0

В своих письмах из ссылки архимандрит Вениамин рассказывает о пережитом, о сложностях быта ссыльного, иногда просит о помощи. Но главное – это была единственно возможная для него беседа с близкими ему по духу и дорогими людьми. Как духовник, он отвечает на вопросы, дает советы, разъясняет недоумения. И многие из его советов и сегодня важны для всех, кто стремится к духовной жизни

Просмотров: 7441
Комментариев: 0

В Издательстве Саратовской митрополии вышла книга «Святая наука смирения. О жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова)». Владыка Вениамин пребывал на Саратовской архиерейской кафедре неполных шесть месяцев — с февраля по август 1955 года. А тропа к его могиле на Воскресенском кладбище не зарастает с той поры, то есть вот уже более шестидесяти лет

Просмотров: 3602
Комментариев: 0

13 сентября в Саратовской митрополии пройдут торжества в честь Собора Саратовских святых. Сегодня в состав Собора входит 12 новомучеников, пострадавших в годы гонений на Церковь. В этот день мы чтим память и тех мучеников и исповедников Саратовской земли, кто пока еще не прославлен в лике святых. Епископ Вениамин (Милов) более семнадцати лет провел в тюрьмах и ссылках. Сохранившиеся письма из ссылки в Казахстан датированы 1949–1954 годами. В них будущий владыка рассказывает о пережитом, делится своими размышлениями, отвечает на вопросы, дает советы духовным чадам. Публикуем выдержки из этих удивительных писем

Просмотров: 4045
Комментариев: 0

2 августа 2015 года исполняется 60 лет со дня кончины Преосвященного Вениамина (Милова), епископа Саратовского и Балашовского. Этот архипастырь — один из самых почитаемых подвижников Саратовской земли. Ежегодно в Ильин день — день памяти владыки Вениамина, и в день празднования в честь Собора Саратовских святых у его могилы на Воскресенском кладбище служатся панихиды и литии. Да и в течение всего года на место упокоения архипастыря приходит множество саратовцев, потому что многие уверены в его святости

Просмотров: 4394
Комментариев: 1

2 августа — день памяти саратовского архипастыря епископа Вениамина (Милова), которого почитает множество православных христиан. Без сомнения, он оставил свой след в истории Церкви как богослов и исповедник веры. Вместе с тем он был замечательно глубоким, внимательным к людям духовником, и тому есть множество свидетельств

Просмотров: 4381
Комментариев: 0

Местом завершения пастырского подвига епископа Вениамина (Милова; † 2 августа 1955) стала Саратовская земля. Все новые и новые подробности его жизни, Промыслом Божиим запечатленные в счастливой памяти людей, становятся нам известны. Мы предлагаем вниманию читателей рассказ жительницы Сергиева Посада Софии Ильиничны Бульчук

Просмотров: 4562
Комментариев: 0

Владыка Вениамин (Милов) скоропостижно скончался 2 августа 1955 года и был похоронен на Воскресенском кладбище. Глубоко почитается верующими как подвижник и исповедник Православия. Несмотря на то, что служение Епископа Вениамина в Саратове было кратковременным, его удивительное смирение, любовь к Богу и народу Божию произвели большое впечатление на саратовцев

Просмотров: 3840
Комментариев: 0

В Саратове состоялась премьера документального фильма «Сердечное знание Епископа Вениамина». Работа над фильмом об удивительной судьбе Епископа Вениамина (Милова) (†1955) — саратовского архипастыря, подвижника, почитаемого далеко за пределами епархии — продолжалась около года. Ее проводила совместная творческая группа Нижне-Волжской студии кинохроники и епархиального информационно-издательского отдела. Съемочная группа работала в Троице-Сергиевой Лавре, в Москве, где начинался монашеский путь Владыки. В процессе съемок были записаны воспоминания людей, лично знавших Владыку Вениамина (протоиерея Геннадия Белякова († 2009), Е.Т. Кречетовой-Пелих († 2009))

Просмотров: 4320
Комментариев: 0

Деткам желаю успехов в учебных занятиях, но прежде того — успехов в послушании папе и маме и в исполнении молитвенного долга пред Богом. Теперь сознание этого долга не стоит ли на втором плане, если только не на третьем у деток? А надо, чтобы Бог — Источник всего святого в нас — был на первом плане всегда...

Просмотров: 4736
Комментариев: 0

Значительную часть опубликованного письменного наследия Епископа Саратовского и Балашовского Вениамина (Милова), одного из самых почитаемых подвижников Саратовской земли, составляют письма к семье Пелихов — священнику Тихону Пелиху, его супруге Татьяне Борисовне и их детям. «В лице Вашей семьи я получил от Бога и брата, и сестру, и детей»,— слова благодарности не раз повторяются в письмах, написанных в годы тяжелейшей для будущего Владыки казахской ссылки (1949-1954 годы)...

Просмотров: 6240
Комментариев: 0

2 августа, в день кончины епископа Вениамина (Милова), к его могиле на Воскресенском кладбище Саратова в течение всего дня шли люди. По приснопоминаемому Владыке служились панихиды и литии...

Просмотров: 3691
Комментариев: 0

Иногда совершенно необъяснимыми кажутся причины народной любви, памяти, сохраняющейся в сердцах людей о том или ином и человеке. К примеру: в Саратовской епархии существует особое почитание епископа Вениамина (Милова) (†1955). Это очевидный, никем не оспариваемый факт: из всего сонма подвижников, пастырей и архипастырей, несших свое служение на саратовской земле, Владыка Вениамин ― самый известный и любимый. Ежегодно в день его памяти, 2 августа, у могилы на Воскресенском кладбище собираются люди, до позднего вечера почти непрерывно служатся панихиды и литии. Место упокоения Владыки остается самым посещаемым на этом кладбище и в течение всего года, сюда приходит множество саратовцев: помолиться не только о самом Владыке, но и ему ― попросить его молитвенного предстательства, потому что многие уверены в его святости

Просмотров: 6062
Комментариев: 0

Епископ Вениамин (Милов) (†1955), без сомнения ― самый почитаемый из подвижников и исповедников Православия на саратовской земле. Все служение Владыки ― от монашеского пострига до кончины ― протекало в тот страшный период российской истории, когда Церковь была приговорена к полному уничтожению. Сам он провел в тюрьмах и ссылках семнадцать лет. В краткосрочных «перерывах» между арестами ему удалось создать несколько значительных богословских работ. Предлагаем вашему вниманию отрывки из писем Владыки Вениамина к духовным чадам, в которых говорится о возможности и необходимости «оживления сердца» ― стяжании благодатного чувства присутствия Божия рядом с нами

Просмотров: 4886
Комментариев: 0