Празднование Собора Саратовских святых было утверждено Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом в декабре 2010 года. Это воскресный день, ближайший к 13 сентября. В составе Собора пятнадцать святых, четырнадцать из них — новомученики ХХ века. Накануне очередного празднования предлагаем вместе вспомнить о каждом из них и об их судьбах.
Святитель Иннокентий, епископ Саратовский и Пензенский
Святой Иннокентий, в миру Иларион, родился около 1781 года в Павловом Посаде Московской губернии в семье причетника Димитрия Егорова и его супруги Стефаниды. В 1806 году он окончил Свято-Троицкую лаврскую семинарию. За мягкость и кротость характера получил в семинарии фамилию Смирнов. Еще во время обучения начал преподавательскую деятельность. 13 октября 1809 года пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия, епископа Иркутского. В августе 1810 года назначен игуменом Николо-Угрешского монастыря Московского уезда, а 14 октября того же года — Знаменского монастыря в Москве. В 1811 году его назначают бакалавром церковной истории в Петербургской Духовной Академии. В июне 1812 года святой Иннокентий возведен в сан архимандрита, год спустя ему поручают должность инспектора семинарии, а в сентябре 1813 года утверждают ректором и профессором Петербургской Духовной семинарии и назначают настоятелем Троице-Сергиевой Приморской пустыни в Стрельне. В 1816 году он был определен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря.
В 1818 году вследствие конфликта с министром духовных дел и народного просвещения князем А. Н. Голицыным святой оказался в опале. Предполагалось назначение его епископом Оренбургским и Уфимским. Резкий климат этого региона был крайне опасным для подвижника, обладавшего слабым здоровьем. По ходатайству его близкого друга — святителя Филарета (Дроздова) и его петербургских почитателей, кафедру заменили на Саратовскую и Пензенскую.
27 февраля 1819 года состоялось наречение во епископа, 2 марта — хиротония святителя. Чуть более полугода владыка Иннокентий был епископом Саратовским и Пензенским (из них лишь три месяца прожил в своей епархии), но за это время стяжал великую любовь пасомых. Епархия на тот момент объединяла в своем составе две губернии: Саратовскую и Пензенскую.
В начале августа 1819 года владыка Иннокентий предпринял поездку по своей епархии: он побывал в городе Петровске Саратовской губернии, а в самом губернском Саратове совершил Литургию в кафедральном Свято-Троицком соборе и произнес проповедь на слова Псалмопевца «Возвеличим Господа со мною». Это была последняя Литургия в его земной жизни — через три дня болезнь окончательно приковала святителя к одру, и до самой смерти он уже не служил, хотя и занимался неопустительно епархиальными делами.
10 октября 1819 года после соборования и причащения владыка Иннокентий отошел ко Господу и был погребен под Казанским приделом Спасского кафедрального собора г. Пензы. В конце XIX века началась подготовка канонизации владыки, но большевистский переворот прервал эту работу. В 1990-е годы был возобновлен сбор материалов к прославлению святителя, 3 сентября 1998 года были обретены его святые мощи, а 20 августа 2000 года, на Юбилейном Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, святитель Иннокентий был причислен к лику святых для общецерковного почитания.
Священномученик Гермоген (Долганёв), епископ Тобольский и Сибирский
Священномученик Гермоген, епископ Тобольский (в миру Георгий Ефремович Долганев), родился 25 апреля 1858 года в семье священника Херсонской епархии.
Первоначальное — низшее и среднее — образование Георгий получил в духовных учебных заведениях родной епархии, затем поступил на юридический факультет Новороссийского университета. Окончил его в 1886 году, прослушав дополнительно курс на математическом факультете и на историко-филологическом. Глубоко религиозный с детских лет, Георгий рано почувствовал влечение к подвижнической жизни, но решительный шаг ему помог сделать архиепископ Херсонский Никанор (Бровкович). Оставив светские науки, Георгий Ефремович поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. В 1890 году он был пострижен ректором академии епископом Антонием (Вадковским) в монашество с наречением имени Гермоген. Посвященный в сан иеродиакона, а затем, 15 марта 1892 года, в сан иеромонаха, отец Гермоген много потрудился как проповедник, принимая активное участие в кружке студентов-проповедников.
В 1893 году иеромонах Гермоген окончил академию и был назначен инспектором, а затем, в 1898 году, — ректором Тифлисской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 14 января 1901 года в санкт-петербургском Казанском соборе состоялась хиротония архимандрита Гермогена во епископа Вольского, викария Саратовской епархии.
21 марта 1903 года преосвященный Гермоген был назначен епископом Саратовским и Царицынским. Став правящим архиереем, он сразу заявил свою программу: «Трудиться, трудиться и трудиться на благо паствы, в союзе мира и любви, в послушании власти, при полном единении сил и единодушном стремлении соработников принести пользу тем, для кого назначаются работы». Владыка своим собственным примером, а также частыми беседами с епархиальным духовенством и особыми циркулярами призывал духовенство к истовому, неспешному и строго уставному совершению церковного богослужения, зная, что оно само по себе есть та благодатная сила, которая удерживает народ в ограде Церкви и привлекает отпадших и неверующих.
Ввиду усиления в Саратовской епархии борьбы с Православной Церковью старообрядцев, сектантов и новых язычников Владыка особое внимание уделял миссионерской деятельности. С целью борьбы с сектантством и насаждения православного учения во всех городах и селах по благословению Владыки стали устраиваться внебогослужебные пастырские беседы. Кроме того, велись особые беседы со старообрядцами и сектантами в Покровской церковно-приходской школе, во всех церквах Саратова, а также в учрежденных Преосвященным Гермогеном столовых духовно-просветительного отдела братства Святого Креста.
За десять лет служения преосвященного Гермогена на Саратовской кафедре было построено свыше пятидесяти храмов. При построенном в Саратове храме преподобного Серафима Саровского был открыт детский приют, в котором воспитывалось пятьдесят мальчиков-сирот. Были основаны Благовещенский женский и Свято-Троицкий мужской монастыри в городе Хвалынске, Вольское Благовещенское архиерейское подворье, Свято-Духовский монастырь в Царицыне, Казанская Алексеево-Сергиевская мужская пустынь вблизи города Сердобска, Казанский Иоанновский мужской монастырь близ города Кузнецка и Дубовский Свято-Троицкий единоверческий мужской монастырь. Особое внимание уделялось церковно-приходским школам — источникам религиозно-нравственного просвещения. За время служения Владыки значительно увеличилось число таких школ в епархии: в 1901 году было 4 двухклассные школы, в 1910-м их стало 29; в 1901 году было 362 одноклассные школы, в 1910-м их стало 762.
Протоиерей Сергий Четвериков вспоминал о служении преосвященного Гермогена в Саратове: «С первых же дней моего пребывания в Саратове я узнал владыку Гермогена как народного молитвенника и народного наставника. Потом я еще узнал его как щедрого благотворителя… Что меня еще особенно поражало и привлекало в преосвященном — это его совершенно юношеская отзывчивость на всякое доброе начинание и полное пренебрежение к своему собственному удобству и покою… Он себе не принадлежал. В любое время дня к нему являлись гимназисты, гимназистки, и он выходил к ним и беседовал… Он мог поехать… в гости к какому-нибудь благочестивому мещанину… Когда я, будучи еще едва знаком с ним, заболел, он приехал и ко мне навестить меня, хотя я жил где-то совсем на задворках… Исполненный глубокой, пламенной веры — он является не кабинетным администратором, не далеким от жизни ученым, а живым практическим делателем, чутко и горячо отзывающимся на духовные нужды своей паствы…»
С большой любовью и уважением относился к епископу Гермогену святой праведный Иоанн Кронштадтский, который говорил, что за судьбу православия он спокоен и может умереть, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов) продолжат его дело, будут бороться за православие. Отец Иоанн, предрекая мученическую кончину святителя, писал ему в 1906 году: «Вы в подвиге. Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас».
17 января 1912 года епископ Гермоген был уволен от управления епархией и направлен в Жировицкий монастырь. Обстоятельством для этого явились конфликт с обер-прокурором Святейшего Синода В. К. Саблером и обличение Григория Распутина. В монастыре он вел привычный для себя образ жизни подвижника: ложился поздно, но вставал неизменно в семь часов и часто служил. На его службы в монастырь приходило много народа из сел и из города Слонима.
В августе 1915 года епископ Гермоген был переведен в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии.
После февральской революции 1917 года святитель был назначен на Тобольскую кафедру. Свою тобольскую паству он призывал «сохранять верность вере отцов, не преклонять колена перед идолами революции и их современными жрецами, требующими от православных русских людей выветривания, искажения русской народной души космополитизмом, интернационализмом, коммунизмом, открытым безбожием и скотским, гнусным развратом».
В январе 1918 года, когда был принят декрет об отделении Церкви от государства, по благословению святителя отпечатаны листки со статьей относительно декрета, где его принятие охарактеризовано как начало лютого гонения на Церковь. Большевики стали готовиться к аресту епископа.
Это было время, когда Патриарх Тихон благословил провести крестные ходы по всей стране. Крестный ход в Тобольске состоялся в Вербное воскресенье, 15 апреля 1918 года. Вечером этого дня святитель был арестован и под конвоем доставлен в штаб Красной гвардии. После ареста епископа большевики в час ночи тайно вывезли его из Тобольска и повезли по испорченной весенней распутицей дороге в сторону Екатеринбурга.
В Екатеринбург Владыка прибыл 18 апреля и был помещен в тюрьму вблизи Сенной площади, рядом с Симеоновской церковью. В тюрьме он написал Патриарху Тихону письмо с изложением всех событий и смиренно просил оставить его на Тобольской кафедре, а пребывание в тюрьме и всякое другое насильственное задержание вне епархии считать за продолжение служения.
На следующий день после Дня Святого Духа епископ Гермоген был увезен из тюрьмы. С ним вместе увезли еще несколько человек. На вокзале родственники навсегда простились с арестованными, только епископа Гермогена никто не провожал. Но это нисколько не опечалило его, он понимал, что вскоре ему предстоит мученическая кончина, и, готовясь к ней, был духовно тверд и совершенно спокоен.
Ночью 13 июня поезд прибыл в Тюмень, и узники были доставлены на пароход «Ермак». Вечером следующего дня пароход остановился у села Покровского, и всех, кроме епископа и еще одного священника, перевели на пароход «Ока», а затем высадили на берег и расстреляли.
Готовясь к столкновению с войсками Сибирского правительства, большевики возводили на пароходе «Ермак» укрепления и заставили трудиться над ними двух оставшихся узников. Таская землю, распиливая доски и прибивая их гвоздями, Владыка все время пел пасхальные песнопения.
15 июня в десять часов вечера епископа и священника перевели на пароход «Ока». Подходя к трапу, святитель тихо сказал лоцману парохода «Ермак»:
— Передайте, раб крещеный, всему великому миру, чтобы обо мне помолились Богу.
В половине первого ночи епископа Гермогена вывели из трюма на палубу. До последней минуты он творил молитву. Когда палачи перевязывали веревкой камень, он кротко благословил их. Связав Владыку и прикрепив к нему на короткой веревке тяжелый груз, убийцы столкнули его в воду.
Чудо и особое промышление Господне сопровождали священномученика и после кончины. Честные останки его были вынесены вместе с камнем на берег реки и 3 июля обнаружены крестьянами села Усольского. Там тело епископа оставалось до 21 июля, когда был произведен осмотр его судебными властями Сибирского правительства. 27 июля тело епископа было перенесено в Покровский храм, где священнослужители облачили его в архиерейские одежды; затем оно было перенесено с крестным ходом при громадном стечении молящихся на пароход «Алтай».
Вечером следующего дня пароход подошел к Тобольску. На пристани гроб с телом святителя был встречен крестным ходом всех городских церквей и многотысячными толпами народа.
Честные останки священномученика Гермогена Тобольского были погребены в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе Софийско-Успенского собора на месте первой могилы святого Иоанна, митрополита Тобольского.
1 ноября 1981 года священномученик Гермоген был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей. Со временем Господь судил свершиться его прославлению и в России: 23 июня 1998 года священномученик Гермоген был прославлен в лике местночтимых святых Тобольской епархии, а 20 августа 2000 года Деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви его имя было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Тем же Деянием к общецерковному почитанию в Соборе новомучеников и исповедников Российских были канонизированы пострадавшие вместе со святым Гермогеном священномученики Ефрем, Михаил и Петр и мученик Константин.
Священномученики Герман (Косолапов), епископ Вольский, викарий Саратовской епархии, и пресвитер Михаил Платонов
Священномученик Герман(Косолапов Николай Васильевич), епископ Вольский, родился в 1882 году в семье статского советника, преподавателя русского языка и словесности Саратовского реального училища. По окончании Саратовской первой мужской гимназии в 1902 году поступил в СПбДА. 8 января 1905 года принял иноческий постриг с именем Герман. В 1906 году окончил Академию в сане иеромонаха и звании кандидата богословия. Преподавал в Сарапульском, Камышинском, Петровском, Обоянском и Курском духовных училищах. Возведен в сан архимандрита в 1911 году. 26 апреля 1916 года стал ректором Владимирской семинарии. 24 февраля 1918 года хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии.
Священномученик Михаил родился в 1868 году в Нижегородской губернии в семье диакона Павла Платонова. В 1894 году рукоположен во диакона церкви села Уварова Нижегородской губернии, в 1897 году – во прсвитера. С 1907 года отец Михаил стал служить в Саратовской епархии — первоначально в Хвалынске, а с января 1913 года стал настоятелем Серафимовской церкви Саратова, законоучителем школы и Алексиевского приюта. С 1914 года читал лекции на духовно-нравственные темы, опубликовал два сборника проповедей и статей. После Февральской революции 1917 года им создается православное общество «За веру», перед выборами в Учредительное собрание преобразованное в предвыборный блок «За веру и порядок», целью которого являлось восстановление православной монархии. И до и после Октябрьского переворота, несмотря на угрозы свой адрес, в проповедях и беседах отец Михаил открыто обличал безбожную власть. Он был арестован 24 августа 1918 года. После ареста отца Михаила Платонова епископ Герман (Косолапов) дал благословение прекратить богослужение в храме, кроме требоисполнения, и обратиться к прихожанам с призывом бороться за своего пастыря и требовать его освобождения.
В сентябре 1918 года в Саратов прибыл председатель Реввоенсовета РСФСР Л.Д. Троцкий, который дал указание председателю Саргубисполкома «подорвать влияние Церкви». По его приказу 16 сентября 1918 года епископ Герман и члены Епархиального совета были арестованы. После показательного процесса, проведенного в Большом зале саратовской консерватории 5–6 октября, владыка был приговорен к 15 годам лишения свободы с привлечением к выполнению принудительных работ, священник Михаил Платонов к расстрелу. Около 10 тысяч верующих Саратова и Вольска подписались под прошением об освобождении епископа Германа и других арестованных священнослужителей. Вольские прихожане так писали о владыке Германе: «У него была всегда одна дорога — в храм, где он совершал богослужения для верующих и в своих проповедях излагал только чистые истины Христова учения, призывая всех к миру, любви, осуществлению в жизни правды Божией, смирению, кротости, терпению и прочим христианским добродетелям... и сам еп[ископ] Герман представляет образец архиерея кроткого, тихого, глубоковерующего». 10–11 января 1919 года для пересмотра дела состоялось новое публичное судебное заседание Саратовского ревтрибунала, по приговору которого за то же деяние епископ Герман и свящ. Михаил Платонов были повторно осуждены. После покушения на В.И. Ульянова (Ленина) и наступления войск Деникина постановлением Саратовской ГубЧК от 8 октября 1919 года они были приговорены к расстрелу «за антисоветскую агитацию и как непримиримые враги рабоче-крестьянской власти».
По преданию, священнослужители во главе с владыкой совершили в стенах тюрьмы отпевание самих себя и своих соузников-мирян.
26 декабря 2006 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви священномученик Герман, епископ Вольский, и иерей Михаил Платонов были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Священномученик пресвитер Дионисий Щеголев
Дионисий Ефимович Щеголев родился в декабре 1871 года в селе Рассказань Балашовского уезда. До рукоположения в священный сан занимался крестьянским трудом, затем служил в храме во имя святых бессребреников Космы и Дамиана села Чиганак Аркадакского района. В 1931 году был «раскулачен» и выслан на спецпоселение в Казахстан, там же вновь был арестован. Как говорилось в следственном деле, проживая в Трудпоселке № 21 Карагандинской области, о. Дионисий «…проводил службы, религиозные обряды, при этом высказывал свою непримиримость к советской власти». В предъявленном обвинении священник виновным себя не признал, но не отрицал факта проведения богослужений.
Вернувшись из сибирской ссылки, он священствовал в своем прежнем приходе в селе Чиганак, и 26 октября 1937 года снова был арестован Аркадакским районным отделом НКВД. Святой был осужден и приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 23 ноября 1937 года в городе Балашове Саратовской области. Место погребения мученика осталось неизвестным.
27 декабря 2000 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви имя священномученика священника Дионисия Щеголева было включено в состав Собора новомучеников и исповедников Российских. Он стал первым подвижником, официально прославленным в лике святых от Саратовской епархии Русской Православной Церкви.
Святой мученик Александр Медем
Александр Оттонович Медем родился в 1877 г. в г. Митаве Курляндской губ. в семье сенатора. В 1897 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако его с детства привлекало земледелие, и до 1918 года он управлял собственным имением в Хвалынском уезде. В 1918 году впервые был арестован большевиками и приговорен к расстрелу, но утром город взяли белые, и приговор не был приведен в исполнение. Затем последовало еще три ареста и заключение в тюрьмах Саратова: в 1919, 1923 и 1928 годах.
Аресты и лишения закалили его душу и укрепили веру. В 1922 году мученик писал сыну Федору: «…Одна только вера, что не все кончается здесь земным нашим существованием, — дает силу не цепляться во что бы ни стало за свою малозначащую жизнь и ради ее сохранения идти на всякую подлость, низость и унижение… Действительно свободным может быть только человек глубоко и искренне верующий. Проповедник и наставник я плохой, но мне хочется тебе сказать то, что я особенно остро чувствую и для тебя желаю. Верь твердо, без колебаний, молись всегда горячо и с верой, что Господь тебя услышит, ничего на свете не бойся, кроме Господа Бога и руководимой Им своей совести — больше ни с чем не считайся; никогда никого не обидь … — и думаю, что благо ти будет. Крепко тебя обнимаю, крещу и люблю. Господь с тобой. Твой отец».
Осенью 1930 года Александр Оттонович, проживавший по особому указанию в Сызрани, снова был арестован. В начале 1931 года у него обострился туберкулезный процесс в легких, что было связано с тяжелыми условиями тюремного заключения. 22 февраля он был переведен в больничный корпус Сызранской тюрьмы, где скончался в тюремной больнице 1 апреля 1931 года. Был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Преподобномученик Нифонт (Выблов)
О жизни этого мученика известно немного. Он принял монашеский постриг в Хвалынском мужском монастыре и затем, после рукоположения в чин иеромонаха, отправлен на служение в храм села Березовый Хутор в 1925 году. 28 декабря 1930 года местное отделение ОГПУ, поставившее своей целью закрытие всех храмов в районе, направило двух милиционеров в село Березовый Хутор для ареста священника. Сельчане пытались защитить иеромонаха и гостившего у него иеромонаха Антония (Винникова), но под страхом арестов вынуждены были отступить. Священники были увезены в тюрьму в город Сызрань. ОГПУ не смогло выдвинуть против отца Нифонта никаких обвинений. Он скончался 30 августа 1931 года в Сызранской тюрьме. 20 августа 2000 года иеромонах Нифонт (Выблов) был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Священномученик пресвитер Иоанн Заседателев
Священномученик Иоанн родился в 1867 году в с. Окатная Маза Хвалынского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина-старообрядца, но в юношеском возрасте присоединился к Православной Церкви и примкнул к миссионерскому кружку, организованному в селе для противодействия старообрядческому расколу. В 1896 году был рукоположен во иерея к единоверческому храму г. Николаевска Самарской губернии (ныне Пугачев Саратовской области), где прослужил до середины 1932 года. В феврале 1933 года иерея Иоанна перевели в единоверческую церковь села Корнеевка Пугачевского района.
5 сентября 1934 года был арестован Пугачевским НКВД и сослан в Казахстан сроком на три года. Вернуться в город Пугачев из ссылки ему было разрешено только в феврале 1939 года. По возвращении совершал по домам требы по приглашению верующих: крестил, отпевал усопших. Во второй был арестован 17 сентября 1941 года и приговорен к расстрелу. После поданной им кассации смертный приговор был заменен ссылкой в Карагандинский лагерь, куда священник Иоанн Заседателев прибыл 25 октября 1942 года. Через три дня, 29 октября, новомученик скончался на станции Карабас близ Карлага от пневмонии и истощения.
20 августа 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви иерей Иоанн Заседателев был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Священномученик пресвитер Петр Покровский
Родился в 1873 году в селе Кондоль Петровского уезда Саратовской губернии в семье священника Иоанна Покровского. Окончил Саратовскую Духовную семинарию. В семье святого Петра и его супруги, Надежды Васильевны Щеголевой-Покровской, было пятеро детей. С 1924 года отец Петр служил священником в кладбищенской церкви на Воскресенском кладбище города Саратова. В июле 1928 года был арестован органами ОГПУ по Нижневолжскому краю и выслан на жительство в город Тверь сроком на три года. По окончании ссылки вернулся в Саратов. 11 октября 1936 года отец Петр снова был арестован по обвинению «в проведении антисоветской агитации среди своего окружения, распространении провокационных слухов о якобы имеющемся гонении на религию со стороны Советской власти». Его приговорили к ссылке сроком на 5 лет в Казахстан, где в третий раз он был арестован в ноябре 1937 года. 2 декабря 1937 года на заседании тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области было вынесено постановление: «Покровского П.И. расстрелять». Приговор был приведен в исполнение 30 декабря 1937 года. Место погребения новомученика осталось неизвестным.
20 августа 2000 года причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Священномученик пресвитер Николай Амасийский
Священномученик пресвитер Николай Амасийский в 1917 году был рукоположен в сан священника и служил в городе Пугачеве, в 1918–1922 годах — в селе Смородинка Перелюбского района, с 1923 года - в «старом» соборе Пугачева. 9 декабря 1922 года его отец, священник Николай Амасийский-старший, был рукоположен обновленческими архиереями во епископа Пугачевского. В 1923 году и отец, и сын принесли искреннее покаяние, епископ Николай был принят в Православную Церковь в том же епископском сане и оставлен на Пугачевской кафедре.
2 октября 1934 года священномученик был арестован Пугачевским НКВД за «антисоветскую агитацию среди верующих» и по ст. 58 п. 12 УК РСФСР был сослан в Казахстан. Там в ноябре 1937 года отец Николай был арестован вторично и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых работ в лагере. Скончался в местах лишения свободы 26 декабря 1938 года.20 августа 2000 года иерей Николай Амасийский был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Священномученик пресвитер Иоанн Днепровский
Иван Михайлович Днепровский родился 18 сентября 1875 года в селе Старый Чирчим Камешкирской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне в Камешкирском районе Пензенской области) в семье церковного пономаря.После рукоположения в сан пресвитера с 1911 по 1929 год служил в Свято-Троицком храме села Полчаниновка Татищевского района. Осенью 1919 года отец Иоанн был арестован органами ВЧК. Он обвинялся в том, что под престолом в храме хранил две ручные бомбы. Видимо, даже сотрудники Чрезвычайки понимали абсурдность такого обвинения, поскольку отец Иоанн, проведя в заключении 18 суток, был отпущен без последствий. Однако 8 декабря 1937 года отец Иоанн снова был арестован местной милицией. Реальной причиной ареста послужило то, что священник высказывал протест против закрытия церквей и преследования верующих. 15 декабря 1937 года отец Иоанн был расстрелян в Саратове, место захоронения осталось неизвестным. 17 июля 2002 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о прославлении иерея Иоанна Днепровского в лике святых.
Священномученик пресвитер Сергий Кудрявцев
Сергей Дмитриевич Кудрявцев родился 1 июля 1881 года в селе Фряново Богородского уезда Московской губернии (ныне в Щелковском районе Московской области) в семье псаломщика. В 1911 году принял священный сан и был назначен вторым священником в храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Анискино Богородского уезда. С началом в июле 1914 года войны между Россией и Германией о. Сергий был направлен на фронт. К приходскому служению вернулся в 1916 годяу, служил в храмах Подмосковья. В 1930 году община верующих села Анискина испрашивает на служение в местном приходе своего прежнего священника, и с 25 июля отец Сергий становится настоятелем Богородице-Рождественского храма.
Последним местом служения священномученика стал город Хвалынск Саратовской области. Отец Сергий был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем храма в честь Воздвижения Креста Господня. 27 ноября 1937 года он был арестован Хвалынским НКВД по «делу хвалынских церковников», по которому проходило 28 человек. 10 декабря 1937 года в заседании судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области двадцать фигурантов дела были приговорены к высшей мере наказания, остальные восемь человек — к 10 годам лишения свободы. Рядом с именем святого Сергия в смертном приговоре стоит пометка: «Вел к/р высказывания на соввласть, что она притесняет религию». Смертный приговор был приведен в исполнение 15 декабря 1937 года в городе Вольске.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года имя настоятеля Крестовоздвиженского храма города Хвалынска протоиерея Сергия Кудрявцева было включено в состав Собора святых новомучеников и исповедников Российских.
Священномученик пресвитер Косма Петриченко
Родился в 1869 году в слободе Рыбушка Саратовской губернии (ныне село в Саратовском районе) в семье крестьянина Никифора Петриченко.До революции занимался крестьянским трудом. Будучи глубоко верующим человеком, Косма Никифорович прислуживал в местной Христорождественской церкви и хорошо изучил богослужебный устав. В годы становления новой деспотичной атеистической власти решился на жертвенный шаг, который мог быть продиктован только его верой и любовью к Церкви Христовой: сам подал прошение о принятии священного сана.Был рукоположен в 1928 году в возрасте 59 лет и назначен настоятелем храма в честь Рождества Христова села Рыбушка. После закрытия храма в 1935 году не оставил своего служения: у себя на дому собирал прихожан, совершал богослужения, читал сельчанам духовную литературу, крестил новорожденных младенцев. Его деятельность, как и деятельность многих других пастырей Русской Церкви, не могла оставаться незамеченной для местных властей. 31 октября 1937 года священник был арестован. После единственного допроса, на котором отец Косма категорически отверг все обвинения в антисоветской деятельности, возводимые на него, он был расстрелян в Саратове 16 ноября 1937 года. Место погребения мученика осталось неизвестным.
25 марта 2004 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению от Саратовской епархии приходской священник Косма Никифорович Петриченко был прославлен в Соборе святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Священномученик Владимир Пиксанов
Священномученик Владимир родился 10 июля 1872 года в селе Спасское Вольского уезда Саратовской губернии в семье священника Тимофея Пиксанова. В 1886 году окончил Вольское духовное училище, в 1892 году — Саратовскую духовную семинарию и получил назначение на вакансию псаломщика в село Алексеевка Хвалынского уезда Саратовской губернии «с обязательством помогать приходскому священнику в собеседованиях с раскольниками». 17 октября 1893 года рукоположен епископом Саратовским и Царицынским Авраамием во иерея к Преображенскому храму села Новоспасское Хвалынского уезда Саратовской губернии. В 1899 году отец Владимир был переведен на служение в Воскресенский храм волостного села Павловка Хвалынского уезда (ныне на территории Самарской области), где ему было суждено прослужить до своей мученической кончины. По воспоминаниям старожилов Павловки, авторитет священника среди сельчан был непререкаем. К нему обращались как к человеку образованному, рассудительному.
В конце марта 1918 года в Павловку прибыли несколько красногвардейцев, которые были обезоружены местными жителями. Это дало властям повод думать, что в селе «организована» Белая гвардия. Для наказания жителей села в Павловку был послан отряд численностью около 800 человек.
Вечером 1 апреля в дом отца Владимира явилось несколько красногвардейцев, которых он напоил и накормил. Поужинав, они объявили священнику, что арестовывают его, и отправили в сопровождении вооруженных людей в здание волостного правления. Через несколько часов истязаний мученика отпустили попрощаться с родными. Утром к нему явились опять красногвардейцы и увели батюшку, не позволив ему закончить молитву. На сельской площади возле храма каратели расстреляли новомученика. Священник успел обернуться лицом к своим убийцам и, осенив себя крестным знамением, произнес: «Господи! Прими мою душу». Погребли отца Владимира в церковной ограде. В советское время храм был закрыт, могила мученика утрачена.
Преподобномученик Феодор (Богоявленский)
Святой Феодор (в миру Олег Павлович Богоявленский) родился 26 декабря 1905 года в Тегеране в семье русского консула в Персии. 19 января 1911 года Павел Георгиевич был убит персами, и его жена Ольга Петровна с тремя малыми детьми вернулась в Санкт-Петербург. Олег начал учиться в ремесленном училище. В 1923 году он поступил на медицинский факультет Московского университета. Олег с сестрой Ольгой пели на клиросе храма в честь Грузинской иконы Божией Матери, где настоятелем был будущий новомученик протоиерей Сергий Голощапов, а младший брат Георгий был чтецом и прислуживал в алтаре.
4 ноября 1930 года будущий преподобномученик принял монашеский постриг с именем Феодор и вскоре был рукоположен в сан иеродиакона. 28 марта 1933 года отец Феодор был арестован, 27 апреля 1933 года приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере в Новосибирске. В мае 1934 года он был отправлен во Владивосток, в первое отделение Дальлага. Срок заключения отбыл полностью.
По ходатайству прихожан села Ивановского Волоколамского района Московской области рукоположен во иеромонаха к местному храму. В декабре 1940 года представители властей предложили ему стать осведомителем, на что он ответил отказом. 8 июля 1941 года был вновь арестован.
Следствие велось сначала в Москве, а затем, когда немцы стали стремительно приближаться к столице, в конце июля 1941 года, иеромонах Феодор был перевезен в Саратов. В течение долгого времени его ежесуточно вызывали на допросы ночью, не давали спать и беспощадно подвергали мучениям. От него требовали, чтобы он назвал всех своих духовных детей и тех, с кем близко общался. Понимая, какой вред это может им нанести, отец Феодор отказался называть их имена. Следствие по его делу продолжалось около двух лет. К февралю 1943 года благодаря его стойкости были освобождены все, кто привлекался по делу вместе с ним, и у кого он останавливался, бывая в Москве. 26 июня иеромонах Феодор был приговорен к пяти годам ссылки в Красноярский край. После приговора его перевели из Саратова в Балашов. Суровые условия длительного тюремного заключения и пытки сокрушили его здоровье. Преподобномученик скончался 19 июля 1943 года в тюрьме города Балашова и был погребен в безвестной братской могиле в окрестностях города. На Юбилейном Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года иеромонах Феодор (Богоявленский) был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.