15 февраля по новому стилю, на 40‑й день после Рождества Христова, Церковь отмечает Сретение Господне. Что мы знаем об этом празднике? Зачем родители с Младенцем Иисусом пришли в храм? В чем был смысл прозвучавших в тот день пророчеств? Какое отношение праздник Сретения имеет к каждому из нас? Об этом мы беседуем с настоятелем храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при Саратовском государственном университете протоиереем Кириллом Краснощековым.
— Отец Кирилл, что означает слово «сретение» и каков смысл этого праздника?
— Само слово «сретение» с церковнославянского переводится как «встреча». Такое название праздник получил потому, что принесенного Божией Матерью и Иосифом в Иерусалимский храм Младенца Иисуса встретили праведный старец Симеон и пророчица Анна. В лице этих праведников весь Ветхий Завет встречает Воплотившегося Бога, Творца вселенной и Спасителя мира, Который принес людям Новый Завет, скрепив Его Своей Кровью, пролитой за грехи всех людей на земле.
— И Ветхий Завет уходит, уступая место Новому?
— Не совсем так. Слово «сретение» из военного лексикона и означает примерно следующее: армия осаждает город, который понимает, что дальше сопротивляться не может. Отцы города берут ключи от городских ворот, подарки и выходят навстречу победителю, передают ему ключи и дары, после чего вместе возвращаются в город, в котором меняется власть. Поэтому Ветхий Завет не уходит в прошлое, он часть нашей христианской жизни, но лидерство переходит к Новому Завету. Событие это кроме своего исторического значения имеет еще и значение символическое: в свершившемся мы можем узреть таинственную встречу Творца с творением, личную встречу человека с Богом.
— Мы знаем, что родители с Младенцем Иисусом пришли в храм принести жертву. В чем ее смысл?
— В те времена женщина, родившая младенца мужского пола, по закону Моисея (см.: Лев. 13) считалась нечистой в течение сорока дней (а если родилась девочка — в течение восьмидесяти), и на 40‑й день за новорожденного надо было принести в храм жертвы: в жертву всесожжения — годовалого ягненка и в жертву за грех — молодого голубя или горлицу; в случае же бедности — двух горлиц или голубей. Подчиняясь этому закону, Пресвятая Дева и Иосиф принесли в Иерусалим Младенца, чтобы отдать за Него выкуп. Евангелист упомянул, что родители Иисуса принесли двух горлиц — это говорит о бедности Святого семейства.
Совершался этот обряд по велению Самого Бога в память об исходе народа Израильского из Египта после десятой казни, когда каждый первенец египтян был умерщвлен Ангелом Божиим. Стоит отметить, что Пресвятая Дева не имела нужды в очищении, так как Она «неискусомужно», то есть без участия мужа, девственно родила Господа, но Она смиренно подчинилась предписанию закона. Ведь и Сам Господь позднее говорит о Своем исполнении иудейского закона: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5, 17).
— Кто такой праведный Симеон? Почему именно ему выпала честь встретить Богомладенца в храме?
— Предание говорит нам, что он был одним из переводчиков Священного Писания на греческий язык — авторов так называемого «Перевода семидесяти», или Септуагинты. Святой Симеон работал над переводом пророческих книг и однажды обратил внимание на следующее место из пророка Исайи: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14). Переводчик смутился, посчитав слова о родившей Деве ошибкой переписчиков, и собрался внести исправление, как вдруг руку его удержал Ангел Господень и сказал: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы».
Немного другая версия того же предания доносит нам еще одну историю. Старец засомневался в правдивости слов пророка Исаии и по пути из Египта в Израиль поделился со спутниками своими сомнениями. Когда они проходили мимо реки, старец снял с руки драгоценный перстень и кинул его в воду со словами: «Если найду его, то смогу поверить изречению пророка». Буквально на следующий день в одном селении он купил рыбу, а когда готовил ее, то нашел в ней тот самый брошенный им перстень. Тогда в сердце святого старца не осталось ни капли сомнений по поводу истинности слов священного текста.
Нечто подобное мы находим и в Священном Писании: праведный Захария смутился, услышав слово Божие о скором рождении у него сына, и за это лишился голоса до тех пор, пока не родился сын его, Иоанн Предтеча. Праведный Симеон получил почти такое же святое и благое «наказание», только печать в данном случае была наложена не на уста, а на смерть. Он, как и праведный Захария, увидев доказательство некогда смущавшей его идеи, исполнился Духа Святого и произнес известнейшие слова, ставшие богослужебным гимном, оканчивающим ветхозаветную вечерню и предваряющим новозаветную утреню: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29–32).
Все люди Ветхого Завета, даже самые великие праведники, по смерти попадали в ад. Рай был затворен от зараженного первородным грехом человека, и никакими самостоятельными усилиями ни один человек не мог взойти в вожделенную и благую вечность. Люди жили надеждой. Самые чистые души понимали и ощущали истинный смысл Писания, Закона и богослужения ветхозаветного мира — ожидание пришествия Спасителя и подготовка душ человеческих к восприятию его. Праведный Симеон не считал ветхозаветную жизнь жизнью в полном смысле этого слова. Он ожидал смерти, но это ожидание было благим, поскольку было неразрывно связано с ожиданием Мессии — Спасителя мира, который откроет душам врата в блаженную и вечную жизнь. Сретение — это встреча с Господом. Имена старца Симеона и Анны Пророчицы остались в веках в Священном Писании, потому что дали нам пример того, как принять Господа с чистым и открытым сердцем.
— Что стало с праведным Симеоном после главной в его жизни Встречи? Он сразу умер?
— Существует предание, что он принял мученическую кончину от рук воинов Ирода при избиении Вифлеемских младенцев у стен Храма. По распоряжению Ирода старец не был похоронен по
иудейскому обычаю. Также некоторые источники свидетельствуют, что праведный Симеон воскрес после Воскресения Христова, когда гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 52–53).
— Симеон Богоприимец, взяв Богомладенца на руки, произносит два пророчества. Одно касается Младенца Иисуса, другое — Божией Матери. Как их понимать?
— Один из известных русских исследователей Священного Писания XIX века профессор А. П. Лопухин пишет, что слова се, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк. 2, 34), сказанные о Младенце, в пророчестве указывают на суд, который должен совершиться согласно пророку Исаии в результате явления и деятельности Мессии: одни соблазнятся и не признают Христа, а другие, следуя словам Его, восстанут через Него к новой жизни. Преподобный Максим Исповедник считал, что это пророчество можно понимать и в другом смысле: Христос лежит «на падение страстей и лукавых помыслов в каждом из верующих, на восстание же добродетелей и всякого богоугодного помысла».
Под словами и Тебе Самой оружие пройдет душу, обращенными к Богородице, праведный старец подразумевает будущие страдания Матери за Своего Сына, которые Ей придется пережить, когда Она будет видеть Его, распинаемым на Кресте. А. П. Лопухин пишет: «Ощущение, которое Она получит при этом, будет так болезненно, как болезненно бывает, когда сердце проколют мечом».
— Как праздник Сретения касается каждого из нас?
— Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Это про самую важную в жизни каждого человека Встречу — личную встречу с Богом. Была ли она? Что с нами стало после нее? Казалось бы, мы — христиане, о чем тут спрашивать? Но на самом деле этим вопросом проверяется вся наша христианская жизнь.
— А как понять, что эта Встреча была?
— Спросить себя: изменился ли я? Живет ли в моем сердце Любовь?
— В Русской Православной Церкви праздник Сретения называют еще праздником православной молодежи. 15 февраля в храмах зачитывается обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к юному поколению христиан. Как возникла такая связь?
— В этот день произошла встреча поколений. И еще это день, когда Матери Божией было сказано о том великом предназначении, ради которого Ее сын пришел в этот мир. О чем молодым людям необходимо задуматься в этот праздник? Возможно, о том, какое предназначение у них, каковы их жизненные идеалы. Сердце молодого человека особенно открыто и чутко ко всему происходящему вокруг. В юности человек полон больших надежд и ожиданий, он как губка впитывает новые впечатления и ищет свое место в мире. И мир, в свою очередь, открывает ему немало перспектив личностного роста и возможностей для самореализации, но он же зачастую предлагает такие нормы поведения и такие ценности, которые противоречат установленному Господом нравственному закону. И от того, как мы ответим на эти вызовы, как мы воспитаем свое сердце в юности, во многом зависят наше счастье и способность встретить в своей жизни Бога.
Газета «Православная вера» № 03 (623)